Участие Таджикистана в американском проекте "Новый шелковый путь" может стать стратегической ошибкой для таджикистанских властей. Об этом предупреждают многие эксперты. Во-первых, программа США по объединению Центральной и Южной Азии в один макрорегион с центром в Афганистане отводит Таджикистану только вспомогательную роль. Во-вторых, одна из скрытых целей Вашингтона - переориентация Таджикистана от традиционных экономических связей с Россией и Казахстаном в сторону развития контактов с Афганистаном и Пакистаном
Спецпроект «Ошибки резидента». Часть-4
Уже в апреле в Таджикистане ждут солидный десант американских политиков и экспертов. Вашингтон и Душанбе планируют провести двусторонние политические консультации в сфере экономики и безопасности. Но главная цель делегации США – предложить Таджикистану участие в американской программе "Новый шелковый путь". Напомним, проект возник в 2009 году в кабинетах Центра стратегических и международных исследований США, а также лабораториях Института Центральной Азии и Кавказа при университете Хопкинса. В основе программы – идея объединить Центральную и Южную Азии в один макрорегион с центром в Афганистане.
Эксперт по проблемам Центральной Азии Российского института стратегических исследований Дмитрий Попов уверен, что поддержка концепции "Нового шелкового пути" станет стратегической ошибкой таджикских властей. По его словам, американский проект, по существу, представляет военно-политическую конструкцию, где Таджикистану отводится всего лишь роль объекта проектирования.
"Реальная цель Вашингтона – закрепиться в Афганистане, для чего необходимо за счет расширения связей с соседними странами обеспечить экономическую устойчивость режима в Кабуле и переложить часть ответственности за экономическое восстановление Афганистана на соседние страны. Это особенно актуально сегодня, когда страны НАТО сворачивают свои программы экономической помощи Кабулу".
По мнению востоковеда Александра Князева, еще одна из скрытых целей американской концепции "Нового шелкового пути" – смена формата отношений на постсоветском пространстве.
План Вашингтона предполагает постепенную переориентацию Таджикистана от традиционных экономических связей с Россией и Казахстаном в сторону развития контактов с Афганистаном и Пакистаном. Впрочем, аналитик сомневается, что для Душанбе американский проект будет экономически выгоден.
"Если оценить развитие ситуации в Афганистане, там не просматриваются перспективы какого-то позитивного развития. И любой экономический проект, связанный с территорией Афганистана, повлечет за собой очень высокие риски в сфере безопасности и поставит под большое сомнение возможности любого экономического успеха".
По словам Александра Князева, в ближайшее время Центральная Азия может стать главной ареной геополитического противостояния России и США.
Эксперт не исключает, что именно в этом регионе американцы попытаются отыграться за свои промахи на Украине и Ближнем Востоке.
"В самое ближайшее время, учитывая определенные успехи России по ряду направлений, среди которых Сирия, Иран и Украина, я думаю, стоит ожидать активизацию американской политики антироссийской направленности в ряде других регионов. И одним из них является как раз Центральная Азия. Насколько мне известно, сейчас ведется работа по переформатированию американского военного присутствия в Афганистане. В частности, предполагается часть военного контингента, который находится там, вывести на территорию стран Центральной Азии. Усилить свое военное присутствие в Киргизии, распространить его на Таджикистан и Узбекистан".
Альтернативой концепции "Нового шелкового пути" таджикские аналитики считают идею Евразийского союза. Так, эксперт по инфраструктурным проектам в Центральной Азии Кубат Рахимов предлагает ускорить работу по строительству новой железной дороги в Киргизию и Таджикистан.
"Я называю эту дорогу инфраструктурной проекцией евразийской интеграции в аспекте присоединения Душанбе и Бишкека к Таможенному союзу и их органичному вступлению как равноправных игроков в Единое экономическое пространство и формирующийся Евразийский союз. Без наличия полноценной транспортной инфраструктуры это будет затруднительно".
По мнению экспертов, сегодня Таджикистан – самое уязвимое место Центральной Азии. В отсутствие налаженной транспортной инфраструктуры республика фактически оказалась в экономическом и энергетическом тупике. В этой ситуации, говорят эксперты, Таджикистану крайне необходимы любые программы, которые хотя бы частично смягчат сложившуюся изоляцию. В стране уверены, что традиционные страны-партнеры – Россия и Казахстан – не оставят регион без помощи.
Правила комментирования
comments powered by Disqus