90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Европейское турне Си Цзиньпина: почему китайский лидер надел "френч Мао"?

01.04.2014 09:49

Политика

Европейское турне Си Цзиньпина: почему китайский лидер надел френч Мао?

Уже подходит к концу европейское турне китайского лидера Си Цзиньпина. От него ждут четкого обозначения позиции Китая по Крыму, однако четкости ждать не стоит. В данном случае позиционирование Китая в мире намного важнее его позиции по частным вопросам, так как мы видим новый Китай и обязаны его понимать…

Путешествие на Запад

Так уж сложилось, что самое интересное – в политическом смысле – в последние месяцы происходит именно в Европе. Остальной мир может привлечь к себе внимание в основном каким-нибудь оригинальным восприятием европейских перипетий. И здесь Казахстаном можно только гордиться, он действительно выделяется из общей массы, что подтвердило выступление Нурсултана Назарбаева в Гааге на саммите по ядерной безопасности…

Для Китая как одной из ведущих ядерных держав мира присутствие на этом собрании, безусловно, важно и целесообразно. Но для многих очевидно, что данный саммит интересен не столько подвижками в ядерном процессе, сколько двусторонними встречами и обсуждениями ситуации, которая на глобальную безопасность может влиять намного сильнее основной проблематики мероприятия.

Теперь по порядку. Посещение саммита в Гааге стало первым пунктом европейского турне китайского лидера Си Цзиньпина. Вся поездка занимает 10 дней (с 22 марта по 1 апреля) и включает в себя Нидерланды, Францию, Германию и Бельгию. Это – двусторонний формат. Что касается многостороннего, то Си Цзиньпин намерен посетить штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже и ЕС в Брюсселе.

Голландская часть сего "Великого посольства" уже завершилась, и сегодня китайская делегация, возглавляемая Си Цзиньпином и включающая, помимо нескольких членов правительства, более 200 крупнейших бизнес-делегатов, прибыла в Париж.

Нет сомнений в том, что предстоящие встречи готовят нам много познавательного, однако "утрамбовывать" их в одну статью нет смысла не только по причине объема информации, но и потому, что это будет уже немного другая история. В Гааге мы ждали заявлений Китая по проблемам мирового порядка, ситуации на Украине, новых поворотов в диалоге с Обамой, Лавровым и другими мировыми политиками. После – акцент уйдет в двустороннюю проблематику. И это тоже интересно, но все же тема другая…

Что касается первого направления, то здесь любопытно обратить внимание не столько на позицию Китая по тем или иным политическим вопросам – надо отдавать себе отчет в том, что прагматичные китайские дипломаты не станут начинать турне по Европе с резких заявлений, выходящих за рамки привычной риторики. Интереснее не столько "позиции", сколько "позиционирование" китайской делегации. Многое действительно заслуживает внимания.

Позиционирование

"Окно в Европу" команда Си Цзиньпина в дипломатическом отношении прорубила с заметным отставанием от других внешнеполитических направлений. Это далеко не первое крупное турне китайского лидера. Си Цзиньпин успел посетить год назад Россию и страны Африки, летом была Латинская Америка с заездом в Калифорнию, осенью новый китайский лидер посетил Центральную и Юго-Восточную Азию… И такая расстановка приоритетов говорит и о целях китайской дипломатии, и о значимости регионов. Европу явно не оставляли "на десерт". Там жизненных интересов у Китая не так много. Экономических – да, но утверждаться в этом регионе и уже тем более соревноваться за влияние Пекину не приходится. К тому же за это время в Китай успели слетать ключевые европейские политики: Франсуа Олланд, Дэвид Кэмерон, премьер-министр тех же Нидерландов Марк Рютте.

В итоге в Европу Си Цзиньпин прилетел первый раз будучи уже год как в должности Председателя КНР. К слову, в Россию он уже успел слетать дважды: с официальным визитом и на церемонию открытия Олимпиады в Сочи.

На большинстве переговоров Си отличался корректностью, но жесткостью. И дело здесь даже не в жесткости ради нее самой, а в отстаивании права Китая на собственную точку зрения и на "последнее слово". Именно этим во многом и объясняется китайское "воздерживание" в СБ ООН при обсуждении референдума в Крыму. Китай не может поддержать Запад, так как это сведет на нет всю его политическую риторику о двойных стандартах и позиционировании как отдельного мирового центра силы. Не может Пекин оказать безоговорочную поддержку России, так как он не готов к открытому противостоянию с Европой и Штатами, оно ему совершенно не нужно и не на руку. Тем более перед встречей лицом к лицу со всеми лидерами стран, проголосовавших "против".

Продолжая разговор о позиционировании, нельзя не упомянуть о внешнем виде делегации. В турне Си Цзиньпина сопровождает его супруга Пэн Лиюань, уже ставшая в Китае своеобразной "иконой стиля" именно благодаря туалетам, демонстрируемым во время международных визитов в качестве первой леди. Госпожа Пэн отдает предпочтение китайским маркам, китайским дизайнерам и китайским мотивам, очень органично сочетаемым с современными фасонами и тканями. В этот раз в национальный колорит "ушел" и сам Си Цзиньпин. На встрече с голландской королевской фамилией, проходившей в королевском дворе в Амстердаме, Си Цзиньпин показался в китайской национальной одежде, называемой у нас в народе "суньятсеновкой" или "френчем Мао". Ранее ни он, ни Цзян Цзэминь, ни Ху Цзиньтао на встречи международного формата такие вещи не надевали, приберегая их для особенных "внутригосударственных" случаев. Иногда, конечно, френч – это всего лишь френч, но зная, какое значение китайцы придают символике во всем, что касается международных отношений, становится понятно, что все несколько сложнее.

Как представляется, в данном случае г-н Си сделал упор на то, что Китай перерос стремление вести диалог с Западом по его правилам и в западных культурных кодах. Кроме того, это месседж не только Западу, но и самим китайцам, которым Си Цзиньпин последний год внушает идею о "великом возрождении китайской нации", называя это новой китайской мечтой. И в данном случае это – жест особого внимания китайскому национализму. В классическом понимании этого термина.

Позиция по Украине

Здесь стоит сделать оговорку, что разговоры про то, что Китай не может открыто выступить против российских действий в Крыму, так как намерен вернуть Тайвань и не может оказать им открытую поддержку из-за сепаратизма в Тибете и СУАР, являются несколько натянутыми. Китай так или иначе нацелен на возвращение Тайваня и, как бы он это ни обставил в будущем, с референдумом или без, скандала не избежать. Никаких иллюзий насчет апеллирования к крымскому прецеденту Пекин не питает: Тайвань – больное место в отношениях КНР и США, и опыт России тут никого не убедит. Всем понятно, что когда дело касается стратегических интересов США, правовые аспекты теряют свою важность и однозначность. А военное сотрудничество с Тайбэем под боком у Китая и присутствие в АТР в целом - это именно стратегические интересы США…

И уж тем более глупо надеяться, что Си испугается усиления сепаратизма в Синьцзяне и Тибете в связи с событиями в Крыму – ситуация там настолько радикально отличается от украинской, что останавливаться на этом подробно даже не хочется. Отметим лишь, что за преступления против государственной безопасности, согласно УК КНР (часть 1, статьи 102-113), к смертной казни суд приговаривает почти автоматически. А полиция и внутренние войска в автономных районах работают очень активно.

Возвращаясь же к заявлениям Си Цзиньпина, озвученным в Нидерландах, заметим, что особенной четкости в них не прибавилось. Помимо сказанного выше в отношении нейтралитета в СБ ООН, добавим, что громких заявлений от Пекина ждать и не стоит. Китай ведет филигранную дипломатию, набирая очки и укрепляя свои позиции по всем направлениям. И чтобы этот, успешный в целом, процесс проходил четко и непрерывно, Китай должен сохранять сложившийся статус-кво. Любое нарушение баланса лишает его возможности спокойно копить силы и последовательно отвоевывать свои политические и экономические позиции.

В Гааге Си Цзиньпин подтвердил прежние высказывания о том, что кризис необходимо прекращать, возвращая конфликт в правовое поле. Более того, Китай предложил создать международный механизм по координации действий сторон и призвал все вовлеченные в конфликт стороны не предпринимать никаких действий, которые могли бы привести к дальнейшему ухудшению ситуации. Что за механизм, пока неясно, но, думается, в ближайшие дни мы об этом еще услышим.

Штаты склонны трактовать такую позицию в свою пользу, утверждая, что Россия осталась без верного союзника. Так, заместитель советника по национальной безопасности Белого дома Бен Родс указал, что Китай подтвердил важность сохранения территориальной целостности и суверенитета Украины, помянув к ночи тот же Тибет. Однако после добавил, что в вопросе о санкциях против России лидеры КНР и США единства мнений не продемонстрировали.

Вообще, складывается впечатление, что и в рамках беседы с Обамой Си Цзиньпин показал европейцам, что такое по-настоящему равный диалог с Америкой. Китайский лидер начал с того, что потребовал объяснений по поводу публикаций в New York Times и Der Spiegel, которые накануне сообщили, что американское агентство национальной безопасности (АНБ), занимающееся электронной разведкой, намеревалось вести слежку через продукцию китайской телекоммуникационной компании Huawei Technologies. Как выяснилось, американцам удалось проникнуть во внутренние серверы и заполучить список из полутора тысяч частных и корпоративных клиентов компании. Huawei указывает, что АНБ собиралось использовать продукцию китайской компании для сбора информации, а в случае поступления приказа и для проведения кибератак.

В ответ Барак Обама "успокоил" Си Цзиньпина, заявив, что "США не занимаются промышленным шпионажем против Китая". Как потом сообщил Бен Родс, "президент Обама ясно заявил, что Соединенные Штаты не занимаются шпионажем с целью получения коммерческой выгоды. Мы не делимся (полученной) информацией с нашими компаниями". Не совсем понятно, почему это должно успокоить китайскую сторону, однако здесь нельзя не вспомнить, что во время визита Си Цзиньпина в США в прошлом году первой темой в обсуждении стояли претензии Штатов к нарушению китайцами "кибербезопасности" и атакам на серверы ведущих американских ведомств. Теперь мяч посылает уже Си.

Также Си Цзиньпин призвал американских партнеров к принятию справедливой и взвешенной позиции по ситуации в Южно-Китайском море. Китай с напряжением относится к тому, что Вашингтон, не поддерживая какую-либо из сторон в конфликтах в АТР, где Китай в последнее время очень активизировался, тем не менее, усиливает военное сотрудничество и с Токио, и с Манилой.

В итоге начало европейского турне Си Цзиньпина и его политической и экономической команды показало, что китайцы приехали в Европу для ведения абсолютно равного диалога и сбить их с изначально выбранных позиций не получится. Главная цель поездки – все же экономика и об этом мы еще расскажем. В то же время никаких политических неожиданностей ждать не следует. Кроме того, что Китай чувствует себя в международных вопросах все увереннее, ведет переговоры для напористее, а про компромиссы вспоминает только тогда, когда речь идет об ущемлении чьих-то чужих интересов. К примеру, украинских.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.radiotochka.kz/news/full/1948.html

Показать все новости с: Бараком Обамой , Си Цзиньпином , Ху Цзиньтао

01.04.2014 09:49

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
60%

кыргызских школьников младших классов не умеют хорошо читать и писать

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31