90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Афганистан: угрозы осени.kg

07.04.2014 10:11

Безопасность

Афганистан: угрозы осени.kg

Окончательный вывод международной коалиции во главе США из Афганистана запланирован на конец 2014 года. Пока же в стране проходят службу более 60 тысяч американских солдат. Однако и сегодня ситуацию в республике и регионе в целом стабильной не назовешь. Что же ожидает Центральную Азию в 2015-м? Каковы угрозы и вызовы для региона?

поБЕДА радикалов

В своем докладе о потенциальных угрозах и рисках, связанных с Афганистаном, который эксперты Московского центра Карнеги представили в Академии управления при президенте КР в Бишкеке, они отмечают, что «сокращение американского военного присутствия и ослабление интереса США к Афганистану означают повышение роли и возрастание ответственности других великих держав, в первую очередь России и Китая, а также соседних с Афганистаном стран - Пакистана, Ирана, Индии, государств Персидского залива и Центральной Азии».

«Афганистан вновь оказывается на исторической развилке. Его настоящее нестабильно, а будущее не определено. Выборы президента Афганистана, назначенные на 5 апреля, вряд ли существенно укрепят афганскую государственность. Не приведут они и к окончательному решению вопроса о власти в стране. В то же время выборы помогут прояснить современный расклад этнополитических и клановых сил в Афганистане», - говорится в докладе.

Как сообщил эксперт центра Карнеги Петр Топычканов, выборы президента Афганистана вряд ли существенно укрепят афганскую государственность. «Важной новацией может стать реконфигурация высшей власти после того, как Хамид Карзай покинет президентский пост, но останется влиятельной политической фигурой. Фактически выборы станут началом процесса борьбы за власть в «постамериканском» Афганистане», - заявляет он.

Янки гоу хом?

Еще до конца не решено, покинет ли Афганистан военный контингент полностью или останутся миротворческие силы, этот вопрос остается открытым. «Вероятность полного вывода иностранных войск - по иракской «модели» - сохраняется, однако, в отличие от богатого нефтью Ирака, у Афганистана сегодня отсутствуют иные источники доходов, кроме иностранной помощи. Полный вывод войск привел бы к прекращению большей части этой помощи. Опасность крупномасштабной дестабилизации обстановки в Афганистане в таком случае была бы весьма высока», - говорится в докладе.

«Победа талибов будет восприниматься как победа исламских радикалов. Они почувствуют свою силу. Сначала победили «шурави», а теперь американцев. Они воюют в Сирии, в Египте во власти посидели, теперь в Афганистане. Почему бы не использовать этот потенциал? Они на коне. Это не значит, что они завтра будут делать «зеленую» революцию. Но будет активизация группировок пропаганды», - заявил в интервью ИА «24.kg» российский эксперт Алексей Малашенко.

Он считает, что уже сегодня около 30 процентов женщин в КР «закрываются», то есть носят хиджаб, а мужчины носят мусульманскую одежду. «Это тренд, которому нельзя ставить барьеры. Однако альтернатива должна оставаться. Кто-то выбирает короткие юбки, а кто-то хиджаб и бороду. Но не стоит забывать, что это значительно меняет сознание людей и отношение соседей к республике, а также внешнюю ориентацию. Если раньше мы равнялись на Париж и Милан, то сегодня на Саудовскую Аравию и Арабские Эмираты. К тому же меняются семья и ее устройство. Даже в России сегодня практикуется многоженство. Я полагаю, что в этом нет ничего плохого, хоть и не мусульманин. Однако на Северном Кавказе это трагедия, когда девочка не хочет, а ее заставляют идти третьей или четвертой женой», - замечает эксперт.

Центральноазиатский синдром

По мнению Алексея Малашенко, сегодня складывается тенденция так называемого обмена опытом. «Мигранты, приезжающие из Центральной Азии в Россию, вспоминают о своей идентичности, пытаются следовать исламскому образу жизни, соблюдать все обряды. Это в основном уроженцы Таджикистана и Узбекистана, есть и киргизы, но их меньше, они не так заметны. Раньше это не так ярко прослеживалось. На стройках стали появляться молитвенные комнаты, они соблюдают все религиозные праздники. Но нельзя сказать, что это началось только сейчас, первые проникновения были еще в 1991 году. Отдельные люди приезжали и вели пропаганду. Однако сейчас стало много ячеек «Хизб ут-Тахрира». По всем регионам, где проживает более-менее заметное мусульманское меньшинство. Ребята работают очень настойчиво, некоторые пытаются занять позиции имамов мечетей. Это вызывает некоторое раздражение у татар, но тем не менее местная молодежь, граждане РФ, приходит на такие проповеди, им интересно послушать эту радикальную проповедь», - говорит эксперт.

«Однако если мы раньше говорили, что приезжают мигранты и насаждают ислам, то сегодня происходит обратный процесс. Некоторые, наоборот, в России набираются опыта пропаганды и публичных выступлений, становятся более убежденными мусульманами. Возвращаясь на родину, они приносят свои, не скажу, что радикальные, но свежие идеи», - добавил Алексей Малашенко.

Эксперт подчеркивает, что «построить халифат - это как коммунизм, его никто не построит», однако не исключает, что с выводом войск из Афганистана борьба за него усилится. «Но само движение в поддержку халифата - это политический и идеологический фактор. И потенциал у него есть. И борьба за него будет вестись всегда», - прогнозирует он.

Транзитная угроза

С московским коллегой частично согласен и кыргызстанский эксперт Александр Зеличенко. Национальный координатор программы по предотвращению распространения наркотиков в Центральной Азии (CADAP) прогнозирует не только рост угрозы терроризма и экстремизма, но и наркотрафика. «А вместе с ним и потребление», - подчеркивает он.

Эксперт считает, что с уходом войск НАТО все оппозиционные движения в Афганистане, которые сегодня имеют свои гнездышки и лагеря, моментально активизируются. «Что бы ни говорили, присутствие коалиционных сил мешает этим ячейкам открыто действовать, передвигаться вооруженным группировкам, решать задачи, которые перед ними стоят. Теперь эта преграда снята. «Талибан», который, скорее всего, и придет после выборов к власти, к ним относится лояльно и даст отмашку. И вот тут им, чтобы выполнять свои функции и задачи гораздо эффективнее и интенсивнее, понадобятся новые источники финансирования. Кроме денег, которые дают спонсоры и доноры на терроризм, им понадобится дополнительный источник. К тому же они набрали в свои ряды новых представителей, в том числе и из нашего региона, их также надо адаптировать, обучать и вооружать. Самым простым способом получить эти средства станет увеличение наркопроизводства», - поясняет Александр Зеличенко.

Вместе с увеличением производства возрастет и потребление наркотиков, в том числе и в странах, через которые «зелье» транзитом везут до пункта назначения. «По негласным законам до 10 процентов от трафика остается на территории того государства, через которое он осуществляется. Он тут же реализуется, потому что выгодно иметь как можно больше наркозависимых людей, сразу же пойдет увеличение ВИЧ-инфекций, поскольку у нас сегодня по-прежнему путь передачи №1 - наркоигла. Это и смертельный рост заболевания гепатитом С. Прибавится и проблем с безопасностью на границах. Но самое главное - наркокоррупция», - предупреждает Александр Зеличенко.

О росте коррупции, которая «разъедает силовые структуры и органы исполнительной власти во всех странах Центральной Азии», в своем докладе говорит и Петр Топычканов.

Пороховая бочка

Перечисленные выше факторы, отмечает Александр Зеличенко, очень ослабят Кыргызстан. «Увеличится трафик, а вместе с ним и доля наркотика, который останется в государстве. Это проблема государственного значения. Это резкое падение трудовых ресурсов, изменение не в лучшую сторону генофонда, а также смертности», - подчеркивает эксперт.

Известно, что из незаконного оборота изымается не более 10 процентов наркотиков. Незначительная часть, проходя транзитом по Северному маршруту, оседает тут. Остальное уходит в Россию и далее в Европу. «Лучшие службы, обученные и оснащенные необходимым оборудованием, не достигают 10 процентов изъятия. Не говоря уже о кыргызских силовых структурах. Наркотики и терроризм - это как узел, они очень связаны друг с другом», - добавил Александр Зеличенко.

Однако в планы «Талибана» Кыргызстан, по мнению эксперта, не входит. «Центральная Азия - скорее, объект для Исламского движения Узбекистана и Исламского движения Туркестана. Это историческая земля уйгуров. И сегодня регион становится пороховой бочкой», - подчеркнул он.

На кого в таком случае стоит рассчитывать Кыргызстану и кто придет на помощь в случае эскалации ситуации? На этот вопрос ответил московский эксперт Петр Топычканов. «Среди государств Центральной Азии есть две страны, с которыми Россия должна наиболее плотно сотрудничать. Это КР и Таджикистан. С уходом войск международной коалиции из Афганистана и прекращением функционирования транзитного центра США в аэропорту «Манас» в Киргизии возрастает необходимость непосредственного участия РФ в охране таджикско-афганской границы и создания российской военной базы на юге Киргизии. Необходимы регулярные совместные учения российских военнослужащих с киргизскими и таджикскими союзниками. Для повышения эффективности взаимодействия требуются перевооружение армий КР и РТ и переобучение их военнослужащих, прежде всего офицерского состава», - добавляет он.

Похоже, горячей для Кыргызстана станет не весна, а осень..

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.24.kg/news-stall/176112-news24.html

07.04.2014 10:11

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
$3,7 млрд

- объем товарооборота между Россией и Узбекистаном в 2012 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30