90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Успешные кыргызы среди вечной мерзлоты

07.04.2014 10:06

Общество

Успешные кыргызы среди вечной мерзлоты

Многие, когда говорят о трудовых мигрантах из Кыргызстана, представляют себе безграмотных, забитых дворников, за гроши убирающих круглые сутки снег и мусор. Эти стереотипы о наших соотечественниках разбивает семейная пара из Якутии, уроженцы страны Ала–Тоо Улан ЖИЙДЕБАЕВ и Дария САПАЛОВА. Он — майор российской полиции, она — ученая, работающая в одном из крупных федеральных вузов РФ.

Здесь полиция взяток не берет


Улан Жийдебаев,старший участковый 4–го отдела полиции города Якутска.

— Как вы стали сотрудником российской полиции?

— Родился в селе Торт–Куль Тонского района Иссык–Кульской области. В 1990 году после окончания истфака устроился в милицию. Работал в столице, на Иссык–Куле. В 2002 году уволился из органов. Перспективы устроиться на другую работу не было, да и дети подросли. А в Якутии жили родственники, которые и пригласили нас с женой. Сначала хотели года два проработать и вернуться на родину, чтобы на накопленные деньги приобрести жилье в Бишкеке. Тогда я о получении российского гражданства не думал — сыграли патриотические чувства.

Через два года мы перевезли в Якутию детей. Хотя все еще надеялись вернуться в Кыргызстан. Но после мартовской революции 2005 года решили остаться. Подали документы на гражданство. Периодически приезжал на родину, но тут творился бардак.

В 2008 году решил устроиться в российскую полицию. Там к моему желанию отнеслись с некоторым удивлением, но документы приняли. Стали запрашивать из Кыргызстана мое личное дело. Внимательно изучили опыт работы, образование.

Самым трудным, конечно, было пройти военно–врачебную комиссию. Тогда мне стукнуло 38 лет. В отличие от Кыргызстана тут наши кыргызские варианты не проходят. Когда я сдавал физические нормативы, то у меня давление поднялось. Потом я полтора месяца бегал по утрам, худел. И давление нормализовалось. Меня взяли на работу в полицию. В первое время трудился в отделе кадров УВД Якутска.

— В чем отличия работы в кыргызской милиции и российской полиции?

— Самое удивительное, в полиции Якутии у тебя ничего не требуют. Что скрывать, в Кыргызстане, чтобы в милиции сделать карьеру, нужно дать “на лапу” кому надо. Чтобы получить должность, тоже придется отстегнуть. Кто больше дает, тот и хороший. Здесь этого нет. За 8 лет работы я своему начальнику пачку сигарет не купил. Требования только в рамках функциональных обязанностей.

В Якутии стать начальником не особо стремятся. Потому что за недоработки подчиненных сразу же увольняют именно начальника. Так что у руководителя сплошные головные боли.

— Наши соотечественники говорят, что якутские гаишники не берут взяток.

— Это так. У автоинспекторов зарплата в пересчете на американскую валюту составляет 2,5 тысячи долларов. Они просто не хотят мараться из–за 500 рублей. Тем более что если подтвердится факт получения взятки, то быстро увольняют из органов и лишают пенсии и почета. Местные автоинспекторы постоянно патрулируют по городу. Если нарушаешь ПДД, останавливают. Водителям не нужно выскакивать из салона и бежать к нему с поклоном. Он сам подходит. Как положено, составляет протокол, выписывает штраф, вручает копию. Водитель должен оплатить штраф в ближайшем банке.

И кстати, СБ очень хорошо работает. В Кыргызстане сотрудников внутренней безопасности каждая собака в лицо знает. Это потому, что они собирают деньги на ГСМ и другие нужды. А тут многих секретчиков мы и в глаза не видели.

Полицейские финансово независимы. За время службы вполне реально скопить на квартиру и машину. В Якутии у полицейских зарплаты меньше 70 тысяч рублей нет. Мне, например, регулярно новенькую форму выдают. Есть “Нива” прошлогоднего выпуска. Каждый день заливают по 15 литров бензина, кроме выходных.

Вообще, российское государство старается обеспечить правоохранителям максимальные социальные условия. Каждый год сотрудникам полиции положен бесплатный проезд по России, а один раз в два года можно ехать со всей семьей в любую точку страны.

— А как к вам относится местное население?

— Удивляются. Бывает, ругаешь мужика, проводишь воспитательную работу. Молчит. А потом спрашивает: “Вы бурят?”. “Кыргыз”, — говорю. В ступор впадает. У многих здесь установился стереотип: мол, кыргызы — это гастарбайтеры. А тут — полицейский.

Нужно сказать, что жители Якутии законопослушны. Здесь подкупить полицейского, тем более повлиять на ход следствия, невозможно. Другой менталитет. В Кыргызстане чиновников за любое “телодвижение” нужно отблагодарить. Тут могут сухо сказать спасибо — это его работа.

Как смеются якуты

Дария Сапалова, кандидат исторических наук, главный специалист Центра взаимодействия с образовательными учреждениями факультета довузовского образования и профориентации, доцент кафедры всемирной истории и этнологии исторического факультета Северо–Восточного федерального университета имени Максима Аммосова.

Кстати, Максим Аммосов, как известно, один из основателей якутской государственности и кыргызстанской тоже: в 1937–м был первым секретарем ЦК КП в Киргизии!

— Над чем работаете сегодня?

— Сейчас тружусь над докторской диссертацией о смеховой культуре якутов. Тему посоветовал профессор, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (кунсткамера) РАН Сергей Васильевич Березницкий. Нужно сказать, что в Якутии ученых уважают. Государство не только выплачивает зарплату, но выделяет средства на научные гранты. Можно ездить в регионы, проводить исследования. От ученых требуется только работать. Чувствуешь уверенность в будущем.

— Помните песню о чужбине: “Жарко обнимала, но только не любила”? Какие чувства были у вас по приезде в Якутию?

— Когда мы с мужем в первый раз вышли в город, я подумала, что хочу жить как местные жители, а не как гастарбайтеры, то есть вечно скитаться, прятаться от ФМС. Поэтому я не стала противопоставлять себя здешней природе. Я сразу же полюбила Якутию. Это священная земля. Здесь почти каждый потомок шаманов. По их словам, нужно любить эту землю, кормить ее, и тогда она воздаст сторицей. То есть тогда я интуитивно это почувствовала.

Первые годы я, как и все наши земляки, торговала на рынке. Потом одна знакомая посоветовала сходить в Государственную педагогическую академию Саха и сдать резюме. В Бишкеке 8 лет проработала старшим преподавателем в КГУСТА. Пошла наобум. Просто постучала в дверь. Меня приняла заведующая кафедрой педагогики и психологии Березовская Татьяна Владимировна. Она спросила про ученую степень — тогда у меня ее не было. Я сказала, что окончила школу с золотой медалью, вуз — с красным дипломом, и стоять на рынке не хочу. Видимо, моя эмоциональная речь ее тронула. Она пошла к руководству вуза.

В сентябре 2003 года я стала работать в педакадемии. Потом, так получилось, меня назначили ответственным секретарем приемной комиссии: “Ты здесь никого не знаешь, своих земляков проталкивать не будешь”. На этой должности отработала два года. Получила почетные грамоты Минобразования Якутии и Российской Федерации. Потом снова повышение — определили начальником учебно–методического управления педакадемии. В 2010 году президент Медведев издал указ о создании федеральных университетов в России. По всей стране их всего девять, один из них находится в Якутии. Северо–Восточный федеральный университет имени Аммосова был создан путем слияния Якутского госуниверситета, Госпедакадемии Саха, Якутского государственного инженерно–технического института и ряда научно–исследовательских институтов.

— Вы не остановились на достигнутом?

— В 2010 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: “Якуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности”. Защита прошла в Институте истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН (город Владивосток).

Эту работу я начала писать еще в 2004 году. Я, как носитель кыргызской культуры, не смогла пройти мимо такой темы. Кстати, Александр Миддендорф, российский ученый XIX века, говорил, что для более детального, “тончайшего” выявления сходства необходимо “отправить к якутам этнографического исследователя, поручив ему побывать сперва у киргизов, а потом у бурятов, и дать ему возможность основательно изучить якутский народ не только в главных местах его пребывания, но и в самых отдаленных разветвлениях его распространения”.

В ученом мире Якутии мое исследование вызвало интерес. Нужно сказать, что, несмотря на территориальную разделенность и отсутствие прямых межэтнических связей, между якутами и кыргызами существует множество этнографических параллелей, которые наблюдаются в различных сферах материальной и духовной культуры. Например, много сходств в орнаменталистике. Нашла очень много языковых параллелей.

В нашей семье в первую очередь ценим образование, это передалось нам от наших родителей. Низкий им поклон. Вот младшая дочка Айгерим окончила школу с золотой медалью в Якутске. Сейчас учится в Дальневосточном федеральном университете на экономиста. Старшая дочка Каныкей живет в США, замужем. Все хорошо. Только все равно по ночам нам снятся горы Ала–Тоо.

экскурс

Якуты самые северные тюрки–скотоводы. У них пища осталась мясо–молочной, но с рыбной компонентой. Здесь, как и у нас, развито коневодство. В якутской кухне есть такие понятия, как казы–карта, карын. У якутов, когда говорят о человеке что–то хорошее, то сравнивают с самым любимым своим кушаньем: “Приятный человек — как суп из потрохов”.

Жители Якутии пьют кымыз. По словам тюрколога Анатолия Игнатьевича Гоголева, в языках у наших народов существуют выражения “саамал кымыз” (кырг.) и “саамал кымыс, саамал сайын” (як.), не встречающиеся у других тюркских народов.

Много параллелей в верованиях и обрядах жизненного цикла. В общем, мы ментально схожи. Даже отношение к природе–матери одинаково бережное. Несмотря на то, что якуты придерживаются православия, у них сохранились шаманы. Здесь в последние годы развивается тенгрианство.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://members.vb.kg/2014/04/04/rossia/1.html

07.04.2014 10:06

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Надира Азимовна Нарматова

Нарматова Надира Азимовна

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

27 000

человек ежегодно умирает в Казахстане от онкологии

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30