Правительство Туркменистана приступило к мобилизации резервистов страны и направило их на границу с Афганистаном. По крайней мере, несколько десятков резервистов были развернуты в городе Серхетабад, (прежнее название Кушка) на границе Туркменистана и Афганистана. Положение на границе существенно ухудшилось после того, как 27 февраля силы движения «Талибан» убили троих туркменских пограничников. Инцидент произошел в районе Мокор, расположенный в афганской провинции Бадгис. Представитель местного правительства Мирваис Мирзаквал подтвердил информацию о произошедшей конфронтации со смертельным исходом в тот момент, когда пограничники Туркменистана патрулировали территорию между этими двумя странами. По данным Мирзаквала, в нападении участвовали командиры движения «Талибан» Мулла Абдулла и Мулла Ахмад, а также их бойцы. Сотрудники туркменского консульства, расположенного в западном Афганистане также подтвердили сообщение.
После этого инцидента Ашхабад и этнические туркмены, живущие в Афганистане, достигли соглашения, в рамках которого они получили возможность защищать границу с афганской стороны и препятствовать попыткам талибов приблизиться к территории Туркменистана. Теперь 120 этнических туркменов с автоматами «Калашникова» и гранатометами патрулируют местный участок границы с афганской территории. Данную туркменскую группу возглавил опытный полевой командир, который в СМИ упоминается только как Гурбанди, который по разным сообщениям на протяжении многих лет боролся против бойцов движения «Талибан».
Напряженные отношения, которые в настоящее время наблюдаются вдоль границы Афганистана с Туркменистаном, являются относительно новым явлением. Три страны Центральной Азии - Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан - разделяют границу с Афганистаном. В прошлом большая часть конфликта и насилия происходила вдоль границы с Таджикистаном, а иногда вблизи территории Узбекистана, но никогда прежде на границе с Туркменистаном.
Кроме того, во время правления движения «Талибан» в Афганистане, в отличие от других республик Центральной Азии, у Туркменистана были близкие, хотя неофициальные, отношения с Кабулом. Например, во времена правления талибов, власти Туркменистана приказали информационным средствам страны не изображать правительство Афганистана в негативном свете. Для иллюстрации, бывший министр иностранных дел Афганистана Борис Шихмурадов совершил несколько поездок в Афганистан, в то время когда движение «Талибан» находилось у власти, с той целью, чтобы провести переговоры о газопроводе Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Официальные лица движения «Талибан» также посещали Туркменистан несколько раз.
История тех отношений даже охватывала сотрудничество в области безопасности. В 1990-х гг. этнические туркмены из Афганистана, которые боролись против движения «Талибан», перешли границу, чтобы избежать преследований «Талибан». Впоследствии властями Туркменистан они были насильственно переданы в руки талибов. По возвращению в Афганистан многие из них были убиты. В их числе также был брат афганского этнического туркмена и религиозного лидера Абдулы Керима Махдума.
Но, по всей видимости, нынешнее правительство Туркменистана серьезно обеспокоено ухудшениями своих отношений с движением «Талибан», что со своей стороны вынуждает Ашхабад решать данную проблему необычным способом. 18 марта президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов встретился в Ашхабаде с председателем Высшего совета мира Исламской Республики Афганистан Салахуддином Раббани. Данный орган был сформирован афганским президентом Хамидом Карзаем с целью проведения переговоров с элементами движения «Талибан». Чиновники из Туркменистана и Афганистана обсудили ситуацию в регионе и приоритеты развития двустороннего сотрудничества в различных областях, сообщило правительство Туркменистана. «В ходе переговоров были обсуждены актуальные проблемы двусторонних отношений. Стороны подтвердили взаимную приверженность двух стран для дальнейшего усиления двустороннего диалога, а также обсудили ситуацию в регионе и приоритеты развития туркмено-афганского сотрудничества в различных областях», - говорится в заявлении Туркменистана.
Тем не менее, по данным члена афганского Высшего совета мира Хабибулы Фаизи, одним из главных вопросов, который был обсужден на встрече, стала возможность Ашхабада выступить в качестве посредника в переговорах между Кабулом и движением «Талибан». Фаизи также считает, что для продуктивности переговоров между Кабулом и «Талибаном» было бы хорошо провести их в столице Туркменистана. Он полагает, что в действительности правительство Туркменистана согласилось выступить в качестве посредника между двумя враждующими афганскими сторонами, а также есть большая вероятность того, что в ближайшем будущем движение «Талибан» откроет свое консульство в Ашхабаде. Фаизи утверждает, что учреждение консульства «Талибана» не обеспокоит сильно Кабул, если это станет положительным шагом на пути к более мирному будущему его страны.
Очевидно, что Ашхабад надеется на то, что роль посредника сможет обеспечить некоторую защиту для Туркменистана от дальнейшего непосредственного участия в афганском конфликте, особенно если он начнет перемещаться через границу на соседние государства. Подобные опасения реальны и объясняют почему, возможно в качестве вторичной предосторожности, Ашхабад одновременно принял меры для того, чтобы увеличить меры по защите собственных границ.
Правила комментирования
comments powered by Disqus