Президент и Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Республики Таджикистан Эмомали Рахмон недавно поручил полностью искоренить незаконные методы привлечение молодежи к службе в армии. Несмотря на этот указ, с началом весеннего призыва так называемые облавы продолжились.
Двое молодых людей подверглись принудительному приводу в военный комиссариат в городе Чкаловске. «Я был, как обычно, у себя в мастерской, – рассказывает Равшан. – Ко мне подошли трое людей в гражданской форме, спросили про мой возраст и чем я занимаюсь. Я сказал, что учусь в университете. Несмотря на это, меня повели к маршрутке и повезли в военкомат. Там, проверив мои данные и удостоверившись в том, что я действительно студент, отпустили».
Другой наш собеседник, который пожелал остаться неназванным, сообщил корреспонденту «АП», что был доставлен в военкомат Бободжон-Гафуровского района, несмотря на заверения, что является студентом Горно-металлургического института Таджикистана в городе Чкаловске. «У меня с собой не было студенческого удостоверения, – поясняет наш собеседник. – Но по моему внешнему виду можно было понять, что я учащийся. Их было четыре человека, и, выражаясь оскорбительными словами, они усадили меня в автомобиль и повезли в военкомат. Мне пришлось позвонить домашним, чтобы привезли мой студенческий билет, и только после этого меня отпустили».
Часто представители военных комиссариатов сетуют на то, что некоторые действия по приводу потенциальных призывников являются вынужденной мерой, так как добровольно никто не пойдет служить, а план по призыву выполнять нужно.
Недавно решение этой проблемы предложила Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Так, лидер ПИВТ Мухиддин Кабири и его первый заместитель Саидумар Хусайни, депутаты нижней палаты парламента республики, представили Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли страны проект поправок к закону «О всеобщей воинской обязанности и воинской службе».
Депутаты считают, что данные поправки позволят кардинально изменить порядок призыва и службы в национальной армии, а также смогут предотвратить проведение облав и дачу «откупных».
Саидумар Хусайни рассказал «АП», что предложенные поправки также будут способствовать усилению социальной защиты военнослужащих и заложат основу для создания профессиональной армии Таджикистана. «Мы предлагаем назначить заработную плату солдатам-срочникам, размер которой должен быть не ниже размера средней заработной платы в стране», - отметил Хусайни.
По его словам, источником заработной платы для солдат могут быть выплаты от тех молодых людей, которые не хотят служить в рядах армии, и их размер должно определить правительство Таджикистана.
«Кроме того, мы предлагаем создать специальный республиканский фонд по поддержке национальной армии, на который будут перечисляться вышеназванные выплаты, а также пожертвования, добровольные взносы», - отметил депутат.
Он также отметил, что один из пунктов поправок к вышеназванному закону гласит, что лица, не проходившие срочную службу, не имеют права поступать на государственную службу в Таджикистане.
С подобным мнением не согласна известная правозащитница Дилрабо Самадова. Она считает, что введение подобной альтернативы приведет к тому, что в армии будет служить лишь молодежь из наименее защищенного, малоимущего слоя населения.
«При таком нововведении у нас получится не профессиональная армия, а армия бедных. Потому как государство может определить такой добровольный взнос, который простое население не сможет выплатить», - отмечает Самадова.
Она также обращает внимание на то, что народ Таджикистана и так выплачивает налоги, за счет которых содержится наша армия. «Информация о расходах на обороноспособность страны хоть и является закрытой, но все же можно предположить, что это не малая сумма, а тут получается двойная плата. И потом, у нашей армии и так не очень высокий рейтинг, так после этого получится еще хуже», - подчеркнула правозащитница.
Ко всем проблемам весеннего призыва в Согде прибавились и недавние случаи смерти военнослужащих. В предыдущем номере мы писали о смерти двадцатиоднолетнего солдата срочной службы Максуда Носирова, который умер от побоев своих сослуживцев в войсковой части города Истаравшана. По факту смерти солдата возбуждено дело, четверых солдат привлекли к уголовной ответственности по статье 373 (Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности), согласно которой подсудимым грозит от пяти до десяти лет лишения свободы. При этом, по словам отца погибшего, в данной ситуации никто из офицеров и должностных лиц части к ответственности привлечен не был.
По делу о смерти Максуда Носирова начался суд, и на днях состоялось первое слушание. По словам адвоката семьи Носировых, в ближайшие дни суд должен огласить приговор.
На прошлой неделе стало известно о новом случае со смертельным исходом. На этот раз в военной части пограничной службы Матчинского района. В официальном медицинском заключении значится: «Скончался, подавившись хлебом». Тело скончавшегося Акмала Давлатова 19 апреля было доставлено домой и передано родителям, которые проживают в Хатлонской области. Следствие по делу продолжается. Акмал Давлатов, по некоторым данным, полгода назад был привлечен к воинской службе посредством «облавы».
«Мы предлагаем назначить заработную плату солдатам-срочникам, размер которой должен быть не ниже размера средней заработной платы в стране. Кроме того, мы предлагаем создать специальный республиканский фонд по поддержке национальной армии». Саидумар Хусайни, депутат.
Правила комментирования
comments powered by Disqus