Майские тезисы
Недавно при встрече руководитель фонда "Ел бирлиги" ("Единство страны") Мухтар Мухам бетжан обмолвился, что некоторые южноказахстанские чиновники не считают Великую Отечественную войну нашей и даже предлагают публично сжечь георгиевские ленточки. Признаться, меня, дочь фронтовика, такое сообщение горько ранило. И мы договорились встретиться, чтобы подробно поговорить об этом.
- Все началось с песни, - рассказывает Мухтар. - В рамках госзаказа я подготовил ролик на патриотическую тему, включив в него песню "Вставай, страна огромная!". Чиновники областного акимата сделали замечание по поводу того, что она звучит на русском языке. Когда я попытался объясниться, мне парировали так: вообще, эта война не наша, сегодня Казахстан - уже другое, независимое государство, а не то, которое приходилось защищать казахстанцам в лихую годину.
- И как вы отреагировали на такое заявление?
- Естественно, возмутился. Как можно говорить подобное о войне, унесшей сотни тысяч жизней наших отцов и дедов? Они с оружием в руках защищали свою родину, свои семьи. Миллионы казахстанцев трудились в тылу, приближая День Победы. Например, из шымкентского свинца тогда лили каждый третий патрон. Сам я - ветеран-"афганец", имел награды, ранение, контузию, то есть не понаслышке знаю, что такое война. Как я мог согласиться с подобными кощунственными выпадами?!
- Это правда, что некоторые предлагали изъять георгиевские ленточки и сжечь?
- Да, были такие заявления. Якобы это символика царской России. Но георгиевская ленточка - прежде всего, символ нашей общей победы над фашизмом. Основная часть южноказахстанцев гордится своим вкладом в эту победу. Доказательство тому - мемориал Славы, который мы открыли в 2010-м. Аналогов этому сооружению в Казахстане нет. Километровая аллея содержит имена всех фронтовиков, призванных на войну из нашей области. Среди них 50 Героев Советского Союза, 8 полных кавалеров ордена Славы. Чтобы ни один воевавший южноказахстанец не оказался забытым, сотрудникам военкоматов на целый год пришлось превратиться в настоящих военных историков. Связываясь со всевозможными архивами и музеями, они по крупицам собирали информацию. В итоге получилось 140 тысяч имен.
- Вернемся к нашим чиновникам. Они так и остались при своем мнении?
- К счастью, нет. Была организована встреча, состоялся разговор, в ходе которого они вынуждены были публично отказаться от своих нападок.
- Расскажите подробнее о своем фонде, его задачах.
- Фонд "Ел бирлиги" был создан в 2005-м. Какие цели мы преследуем? Казахи должны, вспомнив свою культуру, стать более цивилизованными. Но культура - это не только песни и пляски. Это, прежде всего, ценности, которые были сформированы нашими предками и которые мы должны активно применять для искоренения современных пороков - алкоголизма, проституции и т.д. Свои соображения мы изложили в разработанной в прошлом году программе "Сара жол" ("Правильный путь"). В наших рядах есть журналисты, писатели, музыканты, а также 12 депутатов областного маслихата. В материальном плане фонд стал довольно солидной организацией, и работа ведется уже на систематической основе, а не как раньше, когда мы проявляли активность лишь от случая к случаю, реагируя на какие-то резонансные события. .
- Например…
- Мы участвовали в разрешении так называемого маятасского конфликта, случившегося в 2007-м. Если помните, в Маятасе вследствие неправильной политики местных властей стало нарастать отчуждение в отношениях между казахами и курдами. Участились споры по поводу границ пастбищ, случались даже прямые столкновения. Апогеем стал конфликт двух семей - казахской и курдской: дело дошло до изнасилования 4-летнего мальчика из первой. Начались разборки с применением силы. Местные власти растерялись - они ранее не сталкивались с подобными фактами, поэтому не знали, как себя вести. Безусловно, были использованы все возможности для того, чтобы потушить конфликт, но напряжение сохранялось. С просьбой помочь в разрешении ситуации обратились и к нашему фонду, в частности, ко мне. Наверное, учли то, что меня неплохо знают в курдской среде. Я встретился с курдским авторитетом Абдуллой, высказал свои предложения. Надеюсь, что внес свой вклад в примирение сторон.
- А как вы относитесь к тому, что происходит в Украине и вокруг нее?
- Я считаю, что аннексия Крыма одномоментно отрубила из списка друзей России пятидесятимиллионную Украину, десятимиллионную Беларусь, семнадцатимиллионный Казахстан, тридцатимиллионный Узбекистан... Разрубило на две части мою суть... Что с ними случилось, с россиянами? Неужели массовое отравление сознания? Всеобщая шиза, насланная дьяволом? Глупо надеяться на то, что, унижая национальное достоинство родственного народа, можно добиться своего... Нет вашей истории или нашей - есть общая. Мы и сейчас болеем за российские команды, мы и сейчас против Америки - за Россию. Мы и ныне говорим: "Коль нападет кара /черный/ Китай как саранча, рыжий русский покажется отцом родным". Мы и ныне любим, плачем, страдаем, совершаем подвиги под русские песни. Мы с вами тысячи и тысячи раз плечом к плечу воевали, вместе страдали, вместе радовались. Вместе защищались и вместе побеждали.
- Как вы думаете, у нас подобный конфликт возможен?
- Догадываюсь, о каких народах вы говорите. 20 процентов населения ЮКО составляют узбеки - тоже с тюркскими корнями и мусульманской верой. Однако, надо признать, что все чаще мы сталкиваемся с проявлением казахского национализма, в том числе и по отношению к узбекам. Причем обычно он проявляется на бытовом уровне. Вспомните конфликт, случившийся пять лет назад в поселке Карабулак. Поводом послужила соседская ссора, но причина-то кроется глубже. Не могут местные власти вести правильную межнациональную политику - они полагают, что эта политика заключается лишь в организации культурных мероприятий, фестивалей дружбы и т.д. Тогда как требуется другое - воспитание культуры межэтнических отношений. Но разве способны на это чиновники, занявшие свои кресла благодаря родственным связям или большим взяткам?
В нашем регионе проживают представители свыше ста этнических групп, и в таких условиях непросто сохранить мир и согласие. Поэтому в госорганах должны работать люди с соответствующей культурой и подготовкой, понимающие, что такое межнациональная политика, и способные успешно ее проводить. А общественные организации, в том числе и наш фонд, призваны помогать им в этом.
Правила комментирования
comments powered by Disqus