Если полуторавековой давности русские колонизаторы старались как можно плотнее засадить улицы и дворы новых городов только что покоренной Средней Азии лиственными деревьями, дающими глубокую тень, то власти современного Узбекистана прославились своим противоположным, варварским отношением к ни в чем не повинным чинарам, тополям и каштанам.
Разумеется, дело не в «проклятой» империи и не в «благословенной» независимости страны, а в элементарном сохранении благоприятной среды для проживания людей. За последние пять лет структура городских насаждений здесь была полностью разрушена: вырублено огромное количество вековых деревьев, укрывающих горожан от зноя. Вполне здоровые и крепкие деревья, посаженные в конце позапрошлого века, массово спиливали в парках Ташкента и Ферганы, на улицах Коканда и Андижана, не пощадили даже кладбища.
На место выкорчеванных пней высаживали тощие деревца хвойных пород. Горожане недоумевали: чем эти «ёлки-палки» лучше раскидистых и могучих чинар? Как теперь спастись от сорокаградусной жары, бредя по раскаленным улицам, закованным в безжизненный асфальт и бетон? Выживут ли эти новые деревья под жестоким азиатским солнцем, не засохнут ли от нехватки влаги?..
Вопрос, почему именно хвойные сорта растений были выбраны вместо уничтоженных лиственных, так и остался открытым. Было ли это просто «ошибкой» властей, недосмотром начальства, не посоветовавшегося с экологами и специалистами по городскому устройству? Или тут содержался злой, корыстный умысел некоторых чиновников и бизнесменов, успешно «освоивших» на работах по ландшафтному переустройству огромные бюджетные средства? Или кому-то из влиятельных персон понадобились дрова и доски для мебели?..
Спустя несколько лет после уничтожения скверов и аллей стало совершенно очевидно: новые посадки не приживаются. Наконец-то власти Ташкента стали понимать то, в чем были уверены даже простые жители узбекской столицы: ёлки - не для знойного узбекского климата и агрессивного солнца. Не спасут молодые ёлочки даже защитные «упаковки» из белой бязи, частично отражающей солнечные лучи. Не спасет и другой, совершенно варварский и лицемерный метод - подкрашивание засохших ветвей...
Только что высаженные сосенки высыхают и погибают за одно лето
Кажется, сегодня власти уже не настаивают на высаживании сосен и елей. В махаллях («спальных» одноэтажных районах) Ташкента жителям уже советуют выращивать лиственные декоративные, а еще лучше - фруктовые деревья. А в центре города даже вспомнили о традиционном азиатском растении, ранее здесь широко распространенном - джиде.
Джида на улицах Ташкента
«В Фергане, после того как срубили чинары и вместо них посадили ёлки, почва стала заболачиваться. Идешь по тротуару, а земля под тобой колышется. Чинара ведь не зря росла в нашем городе: это же природный насос, она добывает себе воду из недр земли и совершенно не требует полива», - рассказывает нам ферганец А.
Полив ёлок и газона на площади Мустакиллик в Ташкенте
Но даже на площади «Мустакиллик» хвойные сохнут
Вырубка местных чинар и массивная высадка «чужестранных» деревьев нанесла и экономический ущерб. Первым на себе это почувствовало ташкентское метро. Станции стали «подмокать», особенно те, которые находятся под местами высадки влаголюбивых хвойных и, следовательно, обильного полива. Это - станции «Сквер Амир Тимура» (именно там, где был вырублен платановый сквер), «Мустакиллик», «Пушкинская» и некоторые другие.
«Если раньше в нормальном режиме у нас на каждой станции работал один водооткачивающий насос из четырех, то теперь практически постоянно задействованы все четыре насоса», - рассказывает служащий Ташкентского метрополитена.
Чинара, в отличие от многих других деревьев, отличается неприхотливостью, долголетием и живучестью. Даже если вырубить дерево под корень, новые побеги тут же пойдут в рост от единственного оставшегося корешка
Даже на правительственной площади Мустакиллик, перед самым Сенатом, пробиваются ростки чинары. И, как видим, их не вырубают. Надеемся, что им все-таки дадут вырасти.
Между тем, плановой государственной засадки чинары в Ташкенте мы пока не нашли. Обнаружили мы их нашли только на окраине города, возле высокого забора, окружающий чьи-то роскошные владения. На вопрос «кто в теремочке живет?» соседи стыдливо отводили глаза и делали вид, что ответа не знают.
Нам также не удалось купить саженцы этого прекрасного дерева. «Знаете, чинару мы не продаем. Ее редко кто покупает. Надо специально заказывать питомникам, или на базаре в Старом городе поспрашивайте», - признался продавец саженцев на Алайском базаре.
«А зачем вам чинара? Лучше тутовник посадите, все больше будет пользы», - говорит другой продавец.
В то же время фирмы по выращиванию саженцев предлагают разные сорта растений: каштан, багрянник, дуб, ива, ясень, софора, катальпа, клён, сливу, тополь, боярышник, сирийскую розу, фарзицию, спирею, айву японскую, фикус, бирючину...
Причем, саженцы довольно дорогие - цены можно посмотреть на популярном ташкентском веб-сайте Torg.uz. Тут же нам попались объявления о продаже различной доски и изделий из древесины чинары. «Доски чинара. В распиленном состоянии, объёмом 3 кубометра. Цeнa - 500 у.е.». Из чинары даже продается комплект мебели для гостиной, произведенный в Узбекистане - «горка» и комод с зеркалом. За 2000 долларов. При желании можно купить просто целую срубленную чинару.
Напомним, что на Востоке это дерево называли деревом мудрости, В Библии величественные, высокие платаны - «деревья Бога». Именно под чинарой врачевал и обучал Гиппократ, под чинарой вел свои диалоги Платон. Да и в Ургуте, что под Самаркандом, в чинаре помещалась целая школа...
Говорят, что начало массового уничтожения чинар в Узбекистане положил сам президент страны, Ислам Каримов. Якобы однажды он обронил, что это - «вредное» дерево, собирает много пыли и вызывает аллергию. Так ли это, и если так, то откуда глава узбекского государства почерпнул такие сведения, неизвестно. К счастью, подобное заблуждение очень легко опровергается: платанами (то есть, теми же самыми чинарами) засажены городские аллеи десятков городов южной Европы, и никто на «пыль» и «аллергию» там не жалуется.
Однако слово президента приравнено в Узбекистане к закону, не подлежит обсуждению и требует скорейшего исполнения. Может быть, и самому узбекскому президенту, и его чиновникам, да и безропотному населению требуется какое-то время, чтобы понять, что чинара - самое подходящее городское дерево, которое надо беречь и сохранять, как святыню.
Все же очень хочется надеяться на то, что в современном Узбекистане это дерево рано или поздно перестанет быть «отверженным» и снова займет свое достойное место на улицах и в парках страны.
Особо почитаемая чинара в Вуадиле (Ферганская долина), которой, согласно преданиям, две тысячи лет
Правила комментирования
comments powered by Disqus