Во время открытия 47-го заседания Азиатского банка развития, которое состоялось в Астане, Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости более глубокой центральноазиатской интеграции. «Соседей не выбирают», - неоднократно подчеркивал президент, но все предыдущие попытки создать мощный центральноазийский союз последние 20 лет терпели фиаско.
"Мы уже имеем хороший опыт сотрудничества с нашими партнерами-соседями 10 стран региона - Афганистан, Азербайджан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан в рамках программы центральноазиатского экономического сотрудничества ЦАРЭС. Благодаря этому формируется общая экономическая и транспортная инфраструктура в центральноазиатском регионе, и Казахстан абсолютно заинтересован в развитии таких отношений в нашем регионе. Занимая уникальное положение в Центральной Азии на стыке между Европой и Азией, наша страна готова связывать их между собой, усиливая синергию региона, создавая для такой интеграции все необходимые условия. Казахстан, как самая крупная экономика этого региона, самая быстроразвивающаяся страна, может оказать помощь своим опытом и ресурсами. Для этого есть ряд посылов. Это самый динамично развивающийся регион, объединяющий Китай, Индию, Японию, Корею и множество развивающихся стран Азии. Это также самая многочисленная территория мира, формирующая основу крупнейшего потребительского спроса. Наши общие интеграционные процессы можно выстраивать вокруг возрождения Великого шелкового пути. Рынок стран, граничащих с современной территорией Великого шелкового пути, является беспрецедентным по своим масштабам и потенциалу. Здесь проживает более 3 миллиардов человек. Основной идеей должно стать не только развитие транзитных торговых потоков, но и создание новых цепочек добавленной стоимости. Интеграция финансовых рынков, формирование благоприятного климата в регионе, управление деловых связей и многостороннего сотрудничества", - сказал Назарбаев.
Также глава государства отметил, что по оценке экспертов к 2050 году более половины мировой торговли, инвестиций и внутреннего валового продукта будeт накапливаться в Азии. Эта тенденция будет поддерживаться усилением темпов урбанизации, формированием крупных конгломераций, увеличением темпов мощности. Такой сценарий предполагает новый расцвет региона, наступление века Азии. Он также считает, что строительство транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай является частью большого проекта «Казахстан - Новый шелковый путь», который нацелен на десятикратное увеличение транзитных перевозок на территории страны к 2050 году. Этот мегапроект предусматривает создание современной транспортно-логистической системы, позволяющей формировать эффективный канал доставки любого груза любым видом транспорта до пункта назначения через территорию Казахстана. По словам Назарбаева новая железная дорога протяженностью 1500 км, которую завершат в следующем году от границы Китая до Каспийского моря через Туркменистан, Иран, Персидский залив, является по настоящему тем Шелковым путем, который был ранее.
«Возрождение Шелкового пути будет способствовать развитию политической стабильности, к миру во всех странах, расположенных вдоль его маршрута»,- заключил Назарбаев.
Отметим, что kursiv.kz неоднократно писал о попытках воссоздать «Великий шелковый путь» и противостоянии Китая и США в регионе за реализацию этого крупномасштабного проекта. Однако наиболее любопытным выглядит в речи президента не очередная актуализация этой темы, а давно забытые попытки очертить возможности для полномасштабной региональной интеграции в рамках Центральной Азии. Учитывая, что в экспертной среде вообще сомневаются в том, что регион Центральная Азия состоялся, а не является набором государств с нестабильными режимами и слабой экономикой. Все предыдущие попытки создать центральноазиатские союзы, а в свое время даже высказывалась мысль о неком Азиатском союзе, по примеру ЕС, где основными игроками должны были стать как раз страны ЦА, а именно Казахстан и Узбекистан, терпели крах.
Однако интеграционные идеи охватили лидеров стран региона уже в самые первые годы после обретения независимости. Так ровно 20 лет назад в 1994 году было создано объединение ЦАЭС - центральноазиатское экономическое сообщество. Когда стало понятно, что экономического сотрудничества не получается в силу разности экономик региона и их общей слабости, объединение трансформировалось в ЦАС – центральноазиатское сообщество. Но и оно впоследствии тихо и мирно скончалось.
9 лет назад в 2005 году в своем послании народу президент Назарбаев предложил создать союз центральноазиатских государств - СЦАГ. Предложение Астаны была широко поддержано на Западе, благосклонно к нему отнеслись ведущие мировые организации.
«Договор о вечной дружбе между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном может послужить прочной базой для такого объединения. Я не исключаю и другие страны региона. У нас общие экономические интересы, культурно-исторические корни, язык, религия, экологические проблемы, внешняя угроза. О таких предпосылках архитекторы строительства Евразийского союза могли только мечтать. Нам надо перейти к тесной экономической интеграции, двигаться к общему рынку и общей валюте", - отметил тогда президент в послании. Тогда многие аналитики заговорили даже о возможном слиянии центральноазиатских государств в единую страну, или, по крайней мере, об объединении Казахстана и Узбекистана. Казалось, региональная интеграция заиграет новыми красками, но тут случился Андижанский бунт в Узбекистане, и Ташкент неожиданно свернул с пути сотрудничества с Западом, полностью переключившись на Москву. Новые обстоятельства, с учетом роста радикальных исламских группировок, уже не позволяли говорить о проекте СЦАГ как реализуемом, а влияние Москвы в регионе стало заметно возрастать. Западное же влияние постепенно ослабевать. А так как СЦАГ изначально считался прозападным проектом, то он приказал долго жить.
Дальнейшее усиление роли Кремля и создание Таможенного союза, укрепление позиций евразийства исключили возможность каких-либо региональных союзов в Центральной Азии без участия Москвы. Поэтому реанимация идеи о центральноазиатской интеграции выглядит интересной, на фоне критики Таможенного союза и возникших проблем с Евразийским экономическим союзом из-за позиции Белоруссии, которая уже открыто говорит о возможности срыва подписания Соглашения о ЕАЭС.
Однако, по мнению российского политолога, эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова заявление президента Назарбаева, сделанное им на заседании АБР, выглядит вполне дежурным и проходит по категории «датских». Так среди поэтов и литераторов советской эпохи назывались стихи и тексты, написанные к определенной дате, к 7 ноября, или Дню конституции. Собрались доноры и функционеры Азиатского Банка развития, значит, следует задать азиатский вектор развития Казахстана. Приехали в Москву, чтобы выступить с юбилейной лекцией в связи с 20-летием знаменитой «евразийской лекции» в МГУ, очевидно, необходимо напомнить, что Казахстан стоял у истоков евразийской интеграции, и, по-прежнему, является ее стержнем и оплотом. Оказались в Турции в момент обострения отношений с Москвой, полезно будет напомнить, что Казахстан, бывшая колония русской и советской империй, является неотъемлемой частью тюркского мира. Такая тонкая восточная дипломатия, отметил Дубнов.
«Таким образом, слова о необходимости укрепления разнообразных связей с Азией и, в первую очередь, с Центральной Азией, не более актуальны, чем борьба за все хорошее против всего плохого. Не вижу в этом какой-либо новой внешнеполитической концепции, которую можно было бы рассматривать как реакцию на события вокруг Украины. Тем более что и сам Назарбаев, выступая с лекцией в МГУ 28 апреля, на которой мне довелось присутствовать, отчетливо дал понять, что Украина, по-прежнему, остается близким партнером Казахстана. Тем не менее, заявление Нурсултана Назарбаева свидетельствует о недвусмысленных амбициях Астаны на роль лидера всего региона Центральной Азии, - «самая крупная экономика этого региона, самая быстроразвивающаяся страна может оказать помощь своим опытом и ресурсами». И это кажется самым конкретным месседжем этого заявления», - сказал Дубнов.
Политолог Айгуль Омарова считает, что в заявлениях президента Назарбаева все логично, так как, во-первых, этот подход соответствует многовекторной политике, которую Казахстан проводил со дня получения государственной независимости. Во-вторых, президент всегда выступал за интеграцию на постсоветском пространстве и в нашем регионе в первую очередь. И наконец, третье – ориентация Казахстана на страны азиатского региона означает и рынок сбыта, и транспортные коридоры и логистику, в общем, всё, что может приносить нашей стране доход. И это чисто прагматический подход.
А вот казахстанский политик, член партии КНПК Айкын Конуровсчитает, что заявление отнюдь не дежурное и азиатская, в том числе именно центральноазиатская интеграция – это стратегическая цель Казахстана на будущее. Он полагает, что события в Украине наглядно подтвердили кризис "двойных стандартов", что отражается и на экономике стран Европы и ее сателлитов. Развиваясь в группе ТС, ЕврАзЭС, Казахстан не сможет долго оставаться "над схваткой" в грядущем переделе геоэкономики мира. Европа и США не рассматривают РК, как равноправного партнера, и в этой ситуации азиатский вектор, самый верный и выгодный, отметил депутат.
«В Азии есть риски, но думаю, что они не такие, как нам представляет Запад. Опыт взаимоотношений с быстрорастущими странами Азии показал, что договориться можно всегда. Главное, чтобы "раскачивать лодку" не стали силы извне. Главное сейчас, что диалог в Азии Казахстан выстраивает с большинством стран на равных», - сказал Конуров.
Депутат Айгуль Соловьева подчеркнула, что глава государства обозначил крайне важное направление, основанное на ориентации в сторону динамично развивающихся рынков, с огромным масштабом и человеческом потенциалом в 3 млрд человек. Она считает, что идти на Восток и стать в этом процессе локомотивом, на основе имеющегося и приобретенного опыта - это прагматичный подход.
«Президент ведь не предложил азиатскую интеграцию взамен европейской. Он призвал расширить границы развития интеграции, базирующиеся на сформированных культурных ценностях и возрождения Великого Шелкового пути. Все международные пакты и соглашения, которые Казахстан ратифицировал, и отражающие европейские ценности, имеют приоритет, и никто не собирается ими пренебрегать. Экономическая интеграция с крупными, быстро развивающими рынками в Центральной Азии для использования своего уникального положения и рассмотрения с позиции связывания между собой не представляется мне как исключение, замена или однобокая переориентация на другой регион, а приобретение дополнительного конкурентного преимущества», - сказала Соловьева.
Директор центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева считает, что обозначенные в речи президента пункты должны в большей степени продемонстрировать, что Казахстан стоит только на стороне экономической интеграции, исключая политическую. Это может быть адресовано как России, так и к той части населения страны, которая выступает против Евразийского союза, видя в последнем именно политическое объединение. Единственное изменение, которое бросается в глаза - это расширение интерпретации "центральноазиатская интеграция", ведь ранее под это понимали лишь 5 бывших республик Союза. Сейчас мы видим, что президент включил и другие государства: Монголию, Афганистан, к примеру. Это западный подход. Скорее всего, это, связано с тем, что перспективы интеграции стран ЦА в рамках 5 государств выглядят не реалистично, подчеркнула Умбеталиева.
Исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев отметил, что новые подходы свидетельствует о наличии определенных проблем внутри Таможенного Союза. Так же как и известные слова президента Лукашенко о том, что официальный Минск не намерен подписывать договор об образовании Евразийского Союза в ущерб своим интересам. Но надо понимать, что все это тактические маневры, имеющие своей целью получить какие-либо преимущества или защитить определенные корпоративные/национальные интересы "на берегу". Пока есть возможность внести коррективы в еще неподписанные соглашения, стороны будут вести такие "игры". Стратегически же на данном этапе никаких серьезных изменений во внешней политике Казахстана не будет.
Эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубат Рахимов заметил, что сейчас сложилась уникальная ситуация - Казахстан располагает свободными ресурсами от реализации углеводородов и сырья, однако в силу узости рынка, малочисленности населения и огромной территории не может использовать эти ресурсы внутри страны без серьезных последствий. В свою очередь стратегия "прижимания к северному соседу" имеет свои ограничители. А вот потенциал стран Центральной Азии и Афганистана еще далеко не раскрыт.
«Присутствие казахстанского бизнеса в Центральной Азии - неравномерное. Однако, так или иначе, все же казахстанский капитал есть в банковской, телекоммуникационной сфере, ритейле и продвижении традиционных экспортных продуктов - муки, зерна, металлоизделий. Сейчас есть шанс на значимое увеличение влияния Казахстана на региональные процессы, как в политической, так и в экономической сфере. Поэтому очень важно находить нужные конфигурации в двустороннем и многостороннем сотрудничестве. Например, те же проекты по строительству мощных ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане вполне могли быть заменены на использование иных технологических подходов. Как вариант, Казахстан мог бы инвестировать в строительство мощных электростанций, работающих на местных углях в КР и РТ. Сбытовой картель по урану с Узбекистаном позволил бы стабилизировать доходы в этой отрасли. А сейчас доходит до смешного - Казахстан не может в рамках ТС продавать свои нефтепродукты соседям. И везут их из России, лишая казахстанскую нефтепереработку стимулов к ускоренному развитию и созданию мини- и миди- НПЗ рядом с рынками сбыта. К тому же сейчас активно обсуждается необходимость реализации строительства железной дороги Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан как самодостаточного инфраструктурного проекта, который позволит дать старт серьезным индустриальным преобразованиям в регионе, помимо увеличения транзитных потоков. Это важно, так как мы часто механически представляем транзит только с севера на юг или с востока на запад. А Центральная Азия позволяет играть в более сложные и интересные инфраструктурные проекты», - отметил Рахимов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus