Последние события в странах Евразии заставили задуматься о вопросах безопасности как в регионе в целом, так и в отдельно взятых государствах. Угроз этих становится все больше. По оценкам экспертов, непродуманная политика руководства постсоветских государство приводит к новой и вполне реальной угрозе – биологическому оружию на их территории. Руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований (город Екатеринбург) Дмитрий Попов уверен, что США формируют в странах СНГ дорогостоящую систему военно-биологических объектов.
Простой обыватель не сразу сообразит, о какой биологической угрозе и каких центрах идет речь. На самом деле все предельно просто. Под соусом защиты от биологического терроризма в странах открываются биологические лаборатории, в которых воедино собираются данные о штаммах вирусов в государствах. Причем попасть на такие объекты специалистам и даже журналистам достаточно сложно.
По некоторым оценкам, с 2001 по 2010 годы США увеличили количество биолабораторий с 20 до 400, вложив в «защиту от биотерроризма» $60 миллиардов. Опыт создания подобных объектов уже был. Они работают в Африке (Кения, Египет), Латинской Америке (Бразилия), Юго-Восточной Азии (Таиланд). В последние годы они стали появляться и в странах СНГ. В 2010 году Пентагоном запущен крупный лабораторный комплекс на Украине, в 2011 году – в Грузии, а в 2015 году ожидается ввод в строй центра в Казахстане. В Кыргызстане попытка создать подобную лабораторию на территории Ботанического сада в Бишкеке провалилась. Общественные и политические деятели выступили категорически против такого объекта. Несмотря на обещанные крупные вложения, инвесторам отказали в строительстве сооружения. Но это лишь исключение из правил.
«К моменту распада СССР на Украине располагались противочумные НИИ и мощности по производству вакцин, частично вовлеченные в советскую военно-биологическую программу. Но в основном они действовали как компоненты уникальной гражданской системы предупреждения инфекционных заболеваний. Получив независимость, Украина юридически отказавшись от использования этой инфраструктуры в запрещенных целях. В августе 2005 года представители США достигли с новым руководством Украины, пришедшим к власти в результате «оранжевой революции», договоренности о переоснащении оставшихся в стране биологических объектов», - говорит Дмитрий Попов.
Эти договоренности были включены в качестве отдельного направления в обновленный пакет соглашений по сотрудничеству Украины и США в рамках американской программы «Совместного сокращения угрозы» (Cooperative Threat Reduction, CTR). Основным исполнителем программы выступает Пентагон. В 1990-е годы усилия этих ведомств на Украине были сосредоточены в основном на уничтожении и вывозе ядерного оружия, однако затем они стали уделять все больше внимания также биологической составляющей.
«Помимо Агентства по сокращению военной угрозы МО США, реализация американской биологической программы на Украине возложена также на Национальный центр медицинской разведки США. Эта структура входит в состав Управления военной разведки Пентагона и отвечает за сбор сведений о гражданских и военных биологических разработках и возможностях фармацевтической промышленности других государств. Юридические документы, инициирующие военно-биологическую программу США на территории Украины, были подписаны в 2005-2009 годах. Этими актами предусмотрено оснащение на Украине к 2014 году двух Центральных рефренс-лабораторий (основной и временной) и перемещение в них всех частей украинской коллекции опасных штаммов, а также оснащение еще 29 менее крупных станций, в том числе лабораторий при областных СЭС. Общий запланированный объем финансирования программы – более $183 миллионов», - рассказывает эксперт.
Официально речь шла о защите от биотерроризма. Но эксперты уверены, что передача коллекции штаммов приведет к потере суверенитета. 15 июня 2010 года был открыт первый комплекс – Временная центральная референс-лаборатория (ЦРЛ) на базе Научно-исследовательского противочумного института им. И.И. Мечникова в Одессе. «По американской четырехуровневой классификации, объекту, стоимость которого была оценена в $3 миллиона, присвоен уровень Biosafety Level 3 (BSL-3). Он допускает работы со штаммами смертельно опасных для человека вирусов и бактерий, пригодными для использования в качестве биологического оружия. В Одессу по требованию американцев, были перемещены все части украинской коллекции эндемичных штаммов, где представители США получили к ним прямой доступ, несмотря на то, что с советских времен на Украине практиковалась их децентрализованное хранение. Именно консолидация коллекции в ЦРЛ было одним из ключевых требований американской стороны», - делится данным своего исследования Дмитрий Попов.
К 2013 году американцами переоснащены объекты в Виннице, Тернополе, Ужгороде, Киеве, Луганске, Днепропетровске, Симферополе и Херсоне, а во Львове открыты сразу три лаборатории. Но центральная лаборатория так и не была построена. А строительство временных сопровождалось многочисленными скандалами. Были зафиксированы нарушения норм безопасности, способные привести к утечке штаммов вирусов.
Дополнительно были организованы тренинги для украинских специалистов в американских военно-медицинских институтах. Также выделены гранты для проведения на Украине биологических, в том числе экспедиционных исследований, например, с целью составления карт распространения туляремии и сибирской язвы и изучения миграции переносчиков инфекций. Была внедрена и электронная система мониторинга за распространением инфекционных заболеваний, которая передает данные напрямую в США, минуя Минздрав Украины.
Аналогично развивалась ситуация в Грузии. Так активизация военно-биологической программы США последовала за государственным переворотом 2003 года. ЦРЛ в Грузии была открыта в марте 2011 года и получила название «Центра исследования общественного здоровья (ЦИОЗ) им. Ричарда Лугара». По американской классификации она тоже получила уровень 3. На реализацию военно-биологической программы в Грузии американской стороной было выделено $150 миллионов. Дополнительно к 2013 году в Грузии была сформирована система из более чем 20 региональных центров и лабораторий, собирающих на местах биологический материал и первичные статистические данные в интересах ЦИОЗ.
После протестов российской стороны летом 2013 года ЦИОЗ был ликвидирован как отдельный субъект права и включен в состав Национального центра контроля заболеваний Грузии. Корпус ЦИОЗ был открыт для проведения экскурсий. Однако полноценных инспекционных поездок с участием специалистов в ЦИОЗ до сих пор не проводилось.
«Строительство Центральной референс-лаборатории в Казахстане началось в 2010 году на базе бывшего Алма-Атинского противочумного НИИ, а ныне Казахстанского научного центра карантинных и зоонозных инфекций в Алматы (КНЦКЗИ). Ввод в строй объекта назначен на 2015 год. Стоимость объекта составит $102-108 миллионов. В ЦРЛ будут поступать и обрабатываться данные с зональных биологических станций, также профинансированных США в различных регионах РК. Открытие одной из них, стоимостью $5,6 миллионов, запланировано уже на 2014 год в поселке Отар», - говорится в докладе.
Дмитрий Попов уверен, что с помощью биолабораторий США формируют вокруг России масштабную и дорогостоящую систему закрытых военно-биологических объектов. Он уверен, что не исключена возможность использования объектов во враждебных целях. Об этом может говорить тот факт, что затраты на строительство лабораторий существенно выше стандартных расходов на подобные гражданские учреждения и указывает на возможное размещение дорогостоящего оборудования двойного назначения. Также экспертам опасным видится факт, что число сотрудников превышает персонал, необходимый для обслуживания гражданских лабораторий с заявленными целями. Сами объекты размещаются в крупных городах, а возглавляют их лояльные Вашингтону лица.
Еще более странным выглядит ситуация, когда объекты работают в закрытом режиме и укомплектовываются в том числе иностранным военным персоналом, а представители местного гражданского здравоохранения зачастую не имеют к ним прямого доступа.
«Американские военные проявляют интерес к странам с относительно благополучной эпидемиологической обстановкой, но расположенным вблизи границ основных геополитических конкурентов США. Хотя обычно вспышки опасных инфекций фиксируются в Африке и Южной Азии, а также других удаленных от республик бывшего СССР регионах.
Система лабораторных комплексов по периметру границ России позволит Пентагону собирать информацию о территориальных микроорганизмах для создания нового поколения высокоэффективных наступательных биологических вооружений против России, а также Ирана и КНР. Также это даст возможность проводить диверсионные операции, направленные на нанесение ущерба экономике (уничтожение поголовий скота, дискредитацию продукции на мировых рынках) и человеческому потенциалу России (снижение иммунитета, способности к воспроизводству и т.д.). По всем признакам, одной из первых таких диверсий могла быть вспышка в 2012-2013 г. африканской чумы свиней на Юге и в Центре России. Причем о решительности США говорит тот факт, что подобные операции они практикуют не только за океаном, но и в непосредственной близи от собственных границ на Кубе», - комментирует Дмитрий Попов.
Также ученые утверждают, что подобные лаборатории позволяют усиливать зависимость стран от иностранной фармацевтической индустрии. Людям попросту будут предлагаться лекарства от искусственно синтезированных или модифицированных болезней. Появление такой лаборатории в Казахстане может еще больше усилить возможные риски, учитывая свободные транспортные и товарные потоки в рамках ТС, трудовую миграцию, пути движения животных и птиц, воздушных масс, трансграничные реки. Ситуация может усугубляться наличием в Казахстане и Киргизии природных очагов сибирской язвы и чумы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus