Китайская Народная Республика – не только наш великий сосед, но и в последнее время одна из самых влиятельных стран мира. Даже США сегодня делают все с оглядкой на Китай. Внутри «большой тройки», как я называю связку Китай – Россия – США, именно Китай является своего рода миротворцем в отношениях России и США. Кто мы – Казахстан - во всей этой солидной геополитической игре? С одной стороны, мы тривиально зажаты в географическое соседство между Россией (с которой у нас самая большая в мире сухопутная граница) и Китаем. С другой стороны, наша огромная территория, высокие политические и цивилизационные амбиции, природные богатства, не позволяют этим трем просто так от нас отмахнуться. Мы молодые и гордые. Мы им нужны. По разным причинам. Так что, любые геополитические игры на просторах между Россией с ее великодержавными амбициями, и Великим Китаем, так или иначе, будут проходить и на нашей территории, с нашим участием.
К слову, с Китаем у нас не такая большая граница, но и ее достаточно, чтобы китайские товары текли рекой в Среднюю Азию, приграничная торговля кормила и казахстанцев, и китайцев, достаточно, чтобы стать причиной грандиозных коррупционных махинаций и схем, и наконец, достаточна для того, чтобы в казахстанцах зародить массу китайских фобий. О фобиях в отношении Китая написано огромное количество статей, как у нас в казахстанских СМИ, так и в российских.
Но поводом для этой статьи стали вовсе не фобии, а официальный визит нашего президента 19-20 мая в Пекин. Уже после визита нашего президента в Китай, 22 мая в Урумчи произошел теракт, который унес жизни 39 человек. Эта трагедия еще раз напомнила о самом больном вопросе для Пекина – вопросе уйгурского сепаратизма. Наш президент направил телеграмму с соболезнованиями Председателю КНР Си Цзиньпину, где подчеркнул, что «Казахстан всегда готов к тесному сотрудничеству с Китаем в борьбе с современными угрозами в целях обеспечения мирной жизни и безопасности наших стран».
О том, что значит Китай для Казахстана я говорила в беседе с Данияром Косназаровым, экспертом Института Евразийских исследований. Из нашей беседы я вывела главную мысль эксперта - с Китаем работает весь мир. Впрочем, это новость уже не новость.
Он считает, что «складывается парадоксальная, но не совсем новая ситуация, когда к Китаю тянутся одни государства, а другие готовы обрасти стеной, лишь бы не сталкиваться с военным мощностями Поднебесной».
«Мир стал настолько прагматичен, что вне зависимости от имеющихся проблем с доверием даже у тех, кто тянется к китайцам, денежные возможности от сотрудничества с Пекином диктуют главную общемировую моду,- говорит эксперт, - Вроде Барак Обама посещает те страны, которые имеют серьезные территориальные и политические проблемы с Китаем, но в американскую экономику в 2013 году, согласно некоторым данным, было вложено 14 миллиардов долларов США».
Косназров отмечает, что более 70 тысяч американских граждан работают на полной ставке в китайских компаниях, таких, как Huawei и Lenovo.по его словам за всем этим стоят чисто экономические интересы.
Данияр Косназарова привел пример менее развитых экономик, которые, инвестируются развитыми странами, среди них – КНР.
Так, по подчетам Азиатского банка развития, Африка получила в 2012 году 27,7 миллиардов долларов китайских инвестиций. Кстати, совсем недавно Китай создал фонд развития Африки, назвав его «Африка-Китай: Растем вместе» (Africa China Growing Together).
«Китайцы решили вложить небольшую по их меркам сумму 2 миллиарда долларов США. Эти деньги будут осваиваться не через двустороннее сотрудничество, а посредством многосторонних соглашений через Африканский банк развития, - говорит эксперт, - Что касается Латинской Америки, то данные МВФ за 2012 год показывают, что китайцы инвестировали в экономику региона около 255,5 млрд долларов США. С Поднебесной успешно работают бразильцы, чилийцы, перуанцы, мексиканцы. Имеются, конечно же, проблемы, как на примере поставок бразильской говядины на рынок Китая, но эти вопросы решаемы. Китайские CNPC и CNOOC работают над разработкой нефтяного месторождения «Либра» в Бразилии. Все это должно говорить лишь о том, что с Китаем работает весь мир».
Во время беседы я напомнила, что визит нашего президента практически совпал с визитом российского президента в Китай. Опять же все это происходит в свете событий в Украине, и новых страхов наших граждан в связи с событиями в Крыму и на Востоке Украины.
«Центральная Азия тоже подвержена глобальному процессу и не является исключением, а всего лишь закономерностью. Соглашение о поставке газа Россией Китаю, пусть и имела политическую подоплеку в свете украинского кризиса, но было бы странно, если бы Россия и Китай не углубляли бы сотрудничество, в первую очередь в виду географической близости и общих политических интересов. Центральная Азия, в свою очередь, важна своим соседством. Китай на протяжении тысяч лет умел работать со своими соседями.
И теперь надо нам учиться работать с Китаем, держа в головах такое понятие, как «независимое государство». Ведь мы все пытаемся строить национальные государства. Хотя формируем мы государственность в ту самую пору, когда экономика рулит и решает! И боязнь «не-интервенции инвестиций» в наши экономики характерна и для нас, в особенности в свете экономического кризиса и попыток преодолеть сырьевую ориентированность наших экономик. Вот для этого и нужно работать с Китаем, настаивая на инвестировании в несырьевые сектора, с передачой нам технологий. Безусловно, надо понимать, что не стоит ожидать, что китайцы все сделают за нас. Такое отношение к китайским деньгам пагубно! Они очень хорошо умеют считать деньги и будут требовать этого и от своих партнеров. Следовательно, нам важно просчитывать все риски. Степень развития стран Центральной Азии в будущем будет зависеть от того, как мы сможем наладить формат взаимодействия с Китаем. Тут не должно быть места эмоциям, нужен трезвый ум и стратегическое видение», - подвел итог беседы Данияр Косназаров.
Правила комментирования
comments powered by Disqus