В военных действиях в Сирии и Ираке в рядах исламистов принимают участие и выходцы из Центральной Азии. Большая часть из них к месту сражений добирается через Турцию. Эта проблема вызывает большую обеспокоенность в странах Центральной Азии.
Вгорячих точках в Сирии и Ираке воюют не только выходцы из Центральной Азии. Несколько британцев и австралийцев арабского происхождения в июне разместили в Интернете видео, в котором призывают своих сограждан присоединиться к ним и участвовать в Ираке в боях на стороне группировки «Исламское государство Ирака и Леванта». Появление видео вызвало бурную реакцию. Власти Австралии заявили, что постараются не допустить возвращения боевиков в страну. Президент США Барак Обама выразил обеспокоенность в связи с происходящим.
Сообщения в прессе об участии в военных действиях исламистов из Казахстана не редкость. Родственники «террористов в Сирии» говорят, что несколько человек были осуждены по возвращению из зоны боевых действий, и они отговорили возвращаться в страну своих близких, все еще находящихся там.
«НАША ЖАЛОБА ОСТАЛАСЬ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ»
Жительница города Сатпаева Карагандинской области Айнагуль Аскарова (по ее просьбе имя и фамилия изменены) – одна из родительниц, которая не может вернуть сына, «уехавшего на джихад» в Сирию. Она говорит, что жалоба группы родителей, пытающихся вернуть своих детей из Сирии, осталась без рассмотрения.
По словам Айнагуль Аскаровой, новая статья уголовного кодекса о привлечении к наказанию граждан, принимавших участие в боевых действиях за рубежом, показывает неблагосклонность и нежелание властей Казахстана возвращать своих граждан, которые разными путями уехали в Сирию.
– Вместо того, чтобы принять меры по возвращению наших детей, они показывают, что намерены привлечь их к наказанию в случае возвращения. Мы видели, как недавно двое граждан, о которых говорили как о «вернувшихся из Сирии», были привлечены к суду. Это информация дойдет и до наших детей в Сирии, - говорит Айгануль Аскарова, верующий сын которой уехал за границу, не предупредив никого из близких.
Вместе с несколькими родителями из города Сатпаева, которые, как и она, не могут вернуть своих детей с войны, они написали письмо президенту страны Нурсултану Назарбаеву. Однако жалуется на то, что до сих пор ответ не получили.
В октябре 2013 года корреспондент Азаттыка побывал в городах Жезказган и Сатпаев, в селе Кенгир, и встретился с родственниками и знакомыми некоторых героев опубликованного в Интернете видеосюжета о «казахской молодежи, прибывшей в Сирию на джихад».
По словам жителей городов Жезказган и Сатпаев, в видеосюжете показаны не все, на самом деле их, «находящихся в Сирии», больше. В разговоре с корреспондентом Азаттыка жители высказали пожелание, чтобы правительство вернуло в страну их детей, которые «попали в чью-то ловушку».
Среди них были и родители, которые подобно Айнагуль Аскаровой перестали надеяться на компетентные ведомства и не знали, к кому дальше обратиться.
«ЛУЧШЕ ИХ ВОСПИТЫВАТЬ НА ПРОПОВЕДЯХ»
Наиб-имам центральной мечети города Жезказган Айтжан Аккошкаров говорит Азаттыку, что не слышал о том, что кто-то из граждан, о которых говорили как об уехавших в Сирию, вернулись на родину.
– Сомневаюсь в том, что будет какой-то результат от привлечения к уголовной ответственности в случае их возвращения. Лучше их воспитывать на проповедях, – говорит имам.
Азат Косбармаков из Жезказгана говорит о себе как о приверженце «традиционного ислама». Он считает, что среди тех, кто отправился в Сирию, есть и те, кто просто «последовал за толпой».
Корреспондент Азаттыка обратился в агентство по делам религий, чтобы узнать, есть ли новая информация о «казахстанских джихадистах в Сирии», однако советник председателя агентства Алмат Ерденулы не смог дать комментарий.
Впервые о «джихадистах» из Казахстана заговорили после появления видеосюжета в Интернете в октябре 2013 года. В кадре запечатлены мужчины с знаменем экстремистской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта», которая сражается против правительственных войск Сирии и Ирака. Мужчины о себе говорят как о «казахстанцах-джихадистах», что они вместе с семьями находятся в Сирии. Азаттыку удалось установить личности некоторых граждан из этого видеосюжета.
В казахстанских СМИ много писали о «джихадистах в Сирии», эти события широко обсуждались в обществе. В апреле этого года были внесены изменения в уголовный кодекс и определено следующее: «За умышленное неправомерное участие гражданина Казахстана в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства при отсутствии признаков наемничества законом устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет».
В конце мая Алмалинский районный суд города Алматы вынес приговор местному жителю Камилю Абдулину о лишении его свободы на семь с половиной лет «за причастность к деятельности террористической группировки в Сирии и участие в вооруженном джихаде». Ранее двое жителей города Экибастуза были обвинены в причастности к деятельности террористической группировки в Сирии, пропаганде терроризма и лишены свободы на семь лет с конфискацией имущества. Еще двое граждан были обвинены в финансировании и оказании поддержки террористической группировке и осуждены на два года условно.
РЕКРУТЫ ИЗ ДРУГИХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Попасть волонтерам из Узбекистана в ряды исламистских боевиков в Сирии или Ираке кажется практически невозможным. С одной стороны, здесь нет официальных заявлений на тему участия выходцев из Узбекистана в боевых действиях в рядах «джихадистов». С другой стороны, здесь принято наказывать не только потенциальных рекрутов, но и их семьи при малейшем подозрении.
Однако желающих попасть в ряды исламистских боевиков это, видимо, не останавливает. Такие волонтеры могут воспользоваться нелегальным транзитом через Россию или Турцию, куда узбекистанцам виза не требуется. Живущий в России узбекский активист Бахром Хамроев говорит Азаттыку, что знает о случаях с по меньшей мере десятью гражданами Узбекистана, которые вполне законно приехали в Россию и спустя несколько месяцев оказались в Сирии. Некоторые из них были с семьями, говорит Бахром Хамроев:
Они легально прибывают в Россию благодаря безвизовому режиму, затем ищут подпольные вербовочные центры. Мне довелось встречаться с некоторыми из них. Когда я спросил почему они это делают, они ответили: «Мы предпочитаем погибнуть как шахиды в Сирии в священной войне, чем встретить страшную смерть в тюрьме «Яшлык».
Речь тут идет об узбекской тюрьме «Яшлык», печально известной своими жестокими условиями содержания. В этой тюрьме содержатся представители исламских меньшинств, которых власти страны воспринимают как «экстремистов» и «террористов». Трудно привести какие-либо цифры, дающие представление о возможном количестве граждан Узбекистана, воюющих в Сирии или Ираке. Турецкий активист Адам Селик считает, что на стороне сирийских исламистов против режима Башара Асада воюют примерно 700-3000 граждан Узбекистана.
В Таджикистане, в отличие от Узбекистана, высшие официальные лица не утруждают себя молчанием о «джихадистах в Сирии». Официальный Душанбе заявил, что в Сирии на стороне исламистов против правительственных войск сражаются около 200 граждан Таджикистана. По меньшей мере пятеро из них погибли и шестеро таких граждан были арестованы по возвращению на родину.
Недавно прокурор Согдийской области заявил, что все сражающиеся на стороне повстанцев в Сирии граждане Таджикистана будут амнистированы, если вернутся на родину. При этом было высказано условие, чтобы эти граждане не оказались совершившими серьезные преступления или же членами экстремистских организаций. Подпадающим под амнистию гражданам власти Таджикистана обещают и «помощь для возвращения к мирной жизни».
Правила комментирования
comments powered by Disqus