ВВП России будет снижаться и первыми это почувствуют трудовые мигранты. Политолог Камолиддин Раббимов, эксперт французского LIGLIS-Cente прокомментировал Uznews, как украинские события изменили политику Ташкента.
А также рассказал, в чем выгода Узбекистана от возвращения Крыма Украине, и почему Москва не сможет воспользоваться сепаратистками настроениями в Каракалпакстане.
- Как украинские события повлияют на внутреннюю и внешнюю политику Узбекистана?
- События в Украине стали самым серьезным кризисом в истории постсоветского пространства и уже привели к пересмотру мировой геополитики. Для Ташкента события в Украине означают три страха/опасения и два позитива.
Страхи связаны с тем, что народная антикоррупционная революция на Украине, сильно беспокоит власти Узбекистана. Ислам Каримов был нешуточно напуган дерзким желанием Владимира Путина «пропустить Украину через мясорубку». Для Каримова дерзость Москвы означал, что в целях получения желаемого поведения Ташкента, Россия способна играть по самым жестким правилам…
И наконец, третий фактор озабоченности для Ташкента – неизбежное со временем уменьшение объемов отправляемых из России рабочими мигрантами денежных потоков на фоне применяемых западом экономических санкций. Из-за санкций ВВП и экономическая активность России будет снижаться. А это, естественно будет влиять на объемы заработков наших мигрантов...
Параллельно, власти Узбекистана довольны тем, что в ближайшие годы Россия будет занята Украиной, и не будет оказывать серьезное давление на Узбекистан. Также дискредитирован проект Евразийский союз. Последний Ташкент воспринимал как фактор давления.
Второе – это информационная политика Москвы по дискредитации революции на Украине. Ташкент, с точки зрения геополитики, считает Украину «другом, объединенным общим и единым недругом (Москвой)», но информполитика Москвы больше отвечала внутренним потребностям Узбекистана: Россия расценила народную революцию на Украине как триумф национализма, фашизма, хаоса. И это в целом нравится Ташкенту, поскольку в стране патологически не переносят позитивных новостей о революции.
- Почему Киев стал пугалом и о беспорядках на востоке Украины говорили даже в мечетях во время служб на Ураза Байрам?
- Всякий вид народных бунтов у официального Ташкента вызывает приступ страха. Власти уже девять лет живут синдромом андижанских событий, стараясь забыть этот кошмар.
Узбекистан боится информационной волны от любой революции на Евразийском континенте. Беспокоила и «арабская весна», о чем свидетельствуют комплекс мер 2011-12 гг. по предупреждению народных волнений внутри страны. И вдруг, на Украине опять революция. Россия, Украина и Узбекистан составляют первую тройку стран СНГ по многочисленности населения.
Пока в 31-миллионном Узбекистане нет крепкой основы для социальной стабильности, власти вынуждены ее обеспечивать силой, как и во всем авторитарном мире. Ташкент опасается, что украинская революция может стать катализатором социальных волнений. Поэтому и предпринимаются превентивные шаги, в том числе и через мечети.
- Как изменятся отношения России и Узбекистана после событий в Украине?
- В середине 2012-го, спустя неделю после встречи Каримова с Путиным в Ташкенте, Узбекистан заново объявил о приостановлении членства в ОДКБ. Вскоре после этого аннулирована лицензия МТС в Узбекистане. Последнее Москва воспринимает негативно, началась война компроматов против семьи Каримовых.
Ташкент единственный в СНГ дважды настаивал на «неприкосновенности и целостности Украины» и «необходимости мирного решения проблем в Украине на основе международного права», что означало «я на стороне Украины, но побаиваюсь Москвы».
Взаимоотношения России и Узбекистана более чем крепко переплетены. Россия – первый торгово-экономический партнер Узбекистана, только на одну Россию приходится 20-25% от общего объема торгово-экономических отношений республики.
Во-вторых, – миграция. РФ – страна-донор для миллионов узбекских мигрантов. Только денежные переводы составляют 7-8 миллиардов долларов. Третье – информационные ресурсы РФ. Узбекистан, как все остальные страны ЦА региона, находится в информационном пространстве России. За годы независимости, Ташкенту не удалось сформировать собственные эффективные информресурсы и тем самым снизить влияния российских СМИ.
Для Ташкента Москва, наверное, единственный фактор постоянных опасений и беспокойств. В геополитических вопросах тональность общения между Узбекистаном и Россией – подчеркнуто прохладная. Но Узбекистан будет избегать моментов, которые Москва расценит как «целенаправленно вражеские».
Так, недавно прошел слух о возможных переговорах между Вашингтоном и Ташкентом об открытии новой военной базы США в Узбекистане. Полагаю, что Узбекистан при Каримове больше не согласится на открытие военных баз или иных учреждений военного характера на территории Узбекистана.
- Почему посол Узбекистана в Украине Алишер Абдуалиев на встрече с министром экономразвития Украины Павлом Шереметом позволил себе заявления, что «Узбекистан поддерживает евроинтеграционные устремления Украины, поскольку видит в их развитии собственную перспективу»?
- Полагаю, посол выразил слова поддержки в расчете на исключительно украинскую аудиторию, а не информпространство СНГ. Узбекистан заинтересован в успехе европейского вектора развития Украины как способа умиротворении амбиций Москвы.
Также Ташкент хочет, чтобы Крым вернулся в состав Украины, но скрывает свои намерения. Этот прецедент означал бы нерушимость суверенитета стран СНГ, в том числе, Узбекистана. Но не стоит забывать, что последние годы почерк внешнеполитических взаимоотношений пропитан осторожностью и стремлением к умеренности.
- И на этом же фоне российское посольство в Ташкенте демонстрирует фильм «Обыкновенный фашизм» о событиях в Украине…
- Такое поведение посольства РФ в Ташкенте однозначно вызовет неодобрение властей Узбекистана. Но, МИД постарается не заметить провокационных действий российского посольства, дабы не создать на ровном месте дополнительную напряженность с Москвой.
- Можно ли события в Украине спроецировать на Узбекистан, учитывая проблему Каракалпакстана?
- Украина и Узбекистан схожи в устремлении дистанцироваться от Москвы, и приблизиться к Западу. Однако, западный ориентир для Украины – полноценный цивилизационный вектор, тогда как для Ташкента сближение с западом имеет технические задачи.
Для Москвы Украина и Узбекистан – страны разной весовой категории. Также есть фактор прямых границ, доля русскоязычного населения и прочее. В Узбекистане власти жестко контролируют ситуацию. России будет сложно создать внутри Узбекистана фактор давления. Да и Москва уже сильно занята Украиной, и в ближайшее время не может позволить открыть «новую конфликтную ситуацию».
- Кто главный эксперт по украинскому вопросу в Узбекистане, чьему мнению доверят Каримов в этом вопросе?
- Нельзя сказать, что Каримов в этом вопросе руководствуется советами компетентных экспертов. Главный архитектор и менеджер внутренней и внешней политике Узбекистана – это сам Ислам Каримов. Позицию вокруг Украины и России вырабатывает только он и никакие эксперты не будут и не могут изменить его взгляды по этому вопросу.
Правила комментирования
comments powered by Disqus