Общество Узбекистана традиционно испытывает на себе сильное влияние конфессиональной идентичности. Даже в советский период истории значительная часть населения Узбекистана продолжала жить по канонам ханафитского мазхаба, а часть (особенно в Мавераннахре – регионе, находящемся между Амударьей и Сырдарьей) придерживалась даже шафиитского масхаба. В Узбекистане традиционно сильны духовные школы Ислама, обладающие весомым авторитетом во всем исламском мире.
Несмотря на то, что далеко не все мусульманские лидеры стремиться к политизации Ислама, нынешняя светская власть рассматривает распространение исламской идентичности как угрозу.
И. Каримову бессменно руководящему Узбекистаном с 1989 г. удалось если не полностью подавить, то довести оппозицию до уровня зачаточного состояния, которая практически целиком вытеснена за границу, или находится в местах заключения. Сама же социальная жизнь оппозиции имеет скорее не фактический, а медийный характер и «подогревается» различными оппозиционными по отношению к И. Каримову англо- и русскоязычными сайтами и изданиями.
В этих условиях, религия не может не рассматриваться в качестве реальной альтернативы не только светско-национальной идентичности, но также и в качестве противовеса всей системе государственного управления. В этих условиях официальный Ташкент, начиная с середины 1990-х гг. взял под жесткий контроль управление конфессиональными и межконфессиональными отношениями. Власти с одной стороны, пытаются не допустить политизации Ислама, а с другой жестко пресекают деятельность других конфессий в республике (католицизм, протестантизм, христианские секты). Паствы таких традиционных для нацменьшинств Узбекистана конфессий как православие и иудаизм также не всегда находят понимание властей. В различных СМИ отмечалось, что особенно жесткие преследования властей направлены на перешедших из Ислама в иную конфессию этнических узбеков.
В Узбекистане, как и, пожалуй, в Туркменистане, Ислам является единственной реальной альтернативой нынешней власти. Конечно, существует еще вариант с т.н. «ролью личности в истории», предполагающий, что со сменой власти вследствие естественных причин Узбекистан возьмет курс на трансформацию политического режима. Однако реалистичность этого сценария вряд ли следует переоценивать. Механизмы выдвижения и смены политических элит в Узбекистане являются не только традиционными, но и устоявшимися, поэтому вряд ли одна личность, будучи выдвинутой кланами, захочет рушить сложившийся порядок, и менять всю систему.
В условиях аполитичности и достаточно низкой политической культуры у подавляющего большинства населения конфессиональный
фактор актуализирует свою значимость. Неслучайно за весь постсоветский период наиболее реальные угрозы режиму И. Каримова наряду с клановыми противостояниями (которые, впрочем, остаются не транспарентными для исследователей) представлял собой радикализированный Ислам и межэтнические противоречия. В 1999 г. Исламское движение Узбекистана (ИДУ), поставив цель – свержение режим И. Каримова провело ряд терактов на территории Узбекистана.
После этого боевики ИДУ были оттеснены в Афганистан, а потом и в Пакистан. Помимо этого, произошло несколько расколов в этой организации, однако она продолжает существовать. Сейчас деятельность ИДУ ориентирована не только на Узбекистан, но и на Пакистан, Афганистан, Таджикистан. Однако тот факт, что значительный процент пропагандистского контента ИДУ осуществляется на узбекском, недвусмысленно свидетельствует о цели организации.
В июле 2014 г. боевики ИДУ организовали дерзкую атаку на крупный аэропорт «Джинна» в Карачи. Как отмечают эксперты, это было сделано преимущественно для того, чтобы показать свою боеспособность и привлечь спонсоров для дальнейшей террористической деятельности.
Процессы радикализации Ислама не дают покоя Исламу Каримову. В середине апреля 2013 г. во время визита в Москву узбекский лидер демонстрировал крайнюю обеспокоенность в связи с выводом войск из Афганистана и возможным экспортом нетрадиционных угроз безопасности. И. Каримов понимает, что Москва ни при каких обстоятельствах (в отличие, кстати, от других геополитических игроков в Центральной Азии) не станет поддерживать радикализацию Ислама. Фактор мигрантов, тесные социохозяйственные контакты России с Центральной Азии делают такую стратегию губительной для России. Тогда как США могут себе позволить не только бороться с терроризмом и исламским экстремизмом, но и опосредовано (через Саудовскую Аравию и Катар) стимулировать их развитие.
Одна из сильнейших в Центральной Азии армия, достаточно эффективные спецслужбы, полный контроль государства над ячейками гражданского общества (махали) – все это выступают мощным противодействующим фактором против радикализации Ислама в Узбекистане. Однако отчужденность и даже озлобленность на власть большинства населения, а также геополитический крен в сторону Запада – ослабляют позиции Ташкента в этом вопросе.
Радикализация Ислама в Кыргызстане, где последние годы была американская авиабаза, заставляет диалектически предположить, что распространение радикализма искусственно стимулируется Западом, дабы оправдать свое военное присутствие в регионе. По крайней мере, никаких убедительных контраргументов относительно этого взгляда не существует.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
- Главная страница /
- Новости /
- Политика /
Радикальная альтернатива режиму Ислама Каримова
Показать все новости с: Исламом Каримовым
Материалы по теме:
-
24 коммунистических партий выступили против попыток запретить коммунистическую идеологию и советскую символику в Центральной Азии
-
«Туркестанский фронт»: против кого намерена дружить Анкара, сколачивая коалицию?
-
О чем дебатируют Лидеры политических партий Узбекистана
-
-
Надо ли бояться «китайского дракона»?
06.12.2022 10:02
-
Антиколониальный Казахстан между...
13.12.2022 18:01
-
-
Турецкая кабала: единый тюркский алфавит сулит большие убытки странам Центральной Азии и ведет к отсутствию грамотности у нового поколения жителей
-
Создание Центральноазиатского союза откладывается
-
Рекорды, история и большой прорыв узбекского спорта! В Париже прошла церемония закрытия летних Олимпийских игр
-
Кто управляет историей Кыргызстана?
-
Вод новый поворот: страны Центральной Азии согласовали строительство гигантской ГЭС
-
Турция и Азербайджан ведут опасные геополитические игры в Центральной Азии
-
УЗБЕКИСТАН ОСТАЕТСЯ ВЕРНЫМ ШАНХАЙСКОМУ КУРСУ
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
Дни рождения:
-
Мадалиев
Нуркамил Апишевич63 года
-
Грозин
Андрей Валентинович57 лет
76,5%
населения Кыргызстана владеют кыргызским языком
Правила комментирования
comments powered by Disqus