90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

День Сурка: Еще раз про хиджаб и школу в Кыргызстане

10.09.2014 17:53

Общество

День Сурка: Еще раз про хиджаб и школу в Кыргызстане

Так уж сложилось, что в Кыргызстане каждый новый учебный год сопровождается спорами о том, носить ли ученицам хиджаб. 2014/2015-й не стал исключением. После утверждения в КР единой школьной формы радикальные исламисты выступили с обвинением в адрес Минобразования. По их мнению, новая форма содержит символику тенгрианства, что недопустимо для светского государства. Также верующие требуют разрешить ношение платка в школах КР и хотят закрепить это право на законодательном уровне.

Отметим, что вопрос о ношении хиджаба в школах не так давно поднимался и в парламенте, но и среди депутатов нет единого мнения. Некоторые из них убеждены: правительство должно четко обозначить позицию и заявить, что хиджаб не относится к школьной форме. В то же время группа депутатов во главе с вице-спикером парламента Торобаем Зулпукаровым собирается внести предложение в Минобразования о недопустимости ущемления прав детей по религиозным признакам.

Школа или платок?

«В Кыргызстане 80 процентов населения придерживаются ислама, тогда почему не разрешается посещать школу в хиджабе?» - задается вопросом гражданский активист, лидер одной из политических партий Руслан Бекназаров. По его мнению, в настоящее время среди адептов ислама в КР растет негодование по поводу запрета на ношение платка в школах, в то время как в единой школьной форме, утвержденной МОиН КР, отчетливо виден символ тенгрианства.

«Мы хотим принять профилактические меры, поскольку из-за несправедливого, по нашему мнению, подхода звучат призывы выходить на пикеты и митинги. С целью смягчить такие настроения в обществе на этой неделе организуем круглый стол, куда приглашаем юристов, дизайнеров и даже депутатов парламента, чтобы те дали объективную оценку и выдвинули свои предложения», - сказал гражданский активист.

«Министерство ставит детей перед выбором: либо школа, либо платок. Так нельзя. Когда начинали кампанию по разработке школьной формы, то говорили, что религия у нас отделена от государства. И что же мы сейчас видим? За это можно и следует привлечь к ответственности. Если бы в форме использовали государственную символику - изображение герба или флага КР, никаких порицаний не было бы. А тут... Вы же знаете, что тенгрианство у нас даже не признали отдельной религией. Госкомиссия по делам религий отказала в этом. Тогда почему в школьной форме допустили такое?» - вопрошает Руслан Бекназаров.  

Значение символа

Отметим, почти год назад в Закон КР «Об образовании» внесли дополнения, касающиеся внешнего вида учеников. Во исполнение данной статьи МОиН КР создало рабочую группу по введению единой школьной формы для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных организаций. В ее состав вошли представители Минобразования, а также министерств здравоохранения, энергетики и промышленности. Почти полгода принимали заявки от дизайнеров, выбирали лучшие эскизы, а итоговый вариант формы выбрали сами кыргызстанцы посредством sms-голосования. По итогам голосования победила дизайнер Эльвира Султангазиева.

В разговоре с ИА «24.kg» она сказала, что в единой школьной форме для учеников и младших, и старших классов она использовала только один символ.

«Да, в дизайне использован символ тенгрианства. Тем, кто выступает против и намерен поднять из этого шум, хочу сказать: у нас все-таки не исламская страна. Тенгрианство - древняя религия кыргызов, подумайте, когда мы приняли ислам как религию? Вот говорят, что в Таласской области проект одного из кварталов напоминает форму свастики, и еще на одном из джайлоо в Нарынской области можжевельник стал расти в такой форме. Почему эти темы не поднимают? Почему позитивные вещи хотят превратить в негатив? Я знаю, что в исламе на изображение людей наложен запрет, и поэтому негоже использовать их даже в одежде. В моем дизайне ничего подобного нет», - сообщила дизайнер.

Как отметила Эльвира Султангазиева, в единой школьной форме использован символ солнца, у которого есть и другие значения, например, бесконечности или почки растения (бючюр). Также этот символ олицетворяет богиню Умай. «Символ имеет хорошую энергетику», - добавила дизайнер. 

Отметим: те, кто выступают против новой школьной формы, требуют разрешить девочкам ходить в школу в платках и в длинной юбке. Чтобы поставить точку в этом споре, они на законодательном уровне хотят закрепить это право детей. 10 сентября на круглом столе исламисты намерены проконсультироваться у юристов по этому вопросу.

Хиджаб не форма

Между тем не так давно депутат от фракции «Ар-Намыс» Бодош Мамырова на заседании парламента призвала правительство Кыргызстана четко обозначить, что хиджаб не относится к школьной форме. По ее словам, вопрос ношения хиджаба остро ставится во всех регионах. «Да, мы мусульманская страна, но при этом дети не в медресе учатся. Девочкам неудобно писать в платьях с длинными рукавами, да и платки свисают. Их даже взрослым сложно правильно повязать. Кабмин должен четко обозначить, что хиджаб не относится к школьной форме», - сказала она.

После таких высказываний радикально настроенные адепты ислама в Кырнете обрушились на нее с критикой. С помощью демотиваторов даже было организовано голосование. Участникам было предложено фото, на которых изображены девочки: одна в хиджабе, другая - в новой школьной форме. Демотиватор собрал более 350 комментариев.

alt

Одна из участников спора на эту тему Асел Аргымбаева пишет: «Тема школьных хиджабов есть не что иное, как акт провокации со стороны радикалов. За каждой маленькой девочкой в хиджабе стоят взрослые люди, шантажирующие власть. Одно дело, если человек осознанно принял решение быть одетым так, как он одет, другое - если на девочку давят, а через нее - на окружающих. Так ребенка вовлекают в борьбу. Согласно нормам ислама, девочки до 14 лет могут ходить без платка. К тому же, по мнению большинства сторонников хиджаба, хорошее образование для девочки необязательно. Зачем же вам тогда сдалась эта образовательная школа?» - пишет она.

Корреспондент ИА «24.kg» посчитал важным в этой ситуации обратиться в Духовное управление мусульман Кыргызстана и узнать его мнение по этому поводу. Пресс-секретарь муфтията отметил, что в новой единой школьной форме использованы древнейшие кыргызские орнаменты. В муфтияте ограничились лишь этим комментарием.

Сделаю я вам предложение

Интересный факт, но около 20 депутатов во главе с вице-спикером Жогорку Кенеша Торобаем Зулпукаровым хотят внести предложение в МОиН КР о том, чтобы ведомство разрешило девочкам ходить в школу в платках. Об этом ИА «24.kg» сообщил сам вице-спикер. Однако нардеп отказался поименно перечислить солидарных с ним коллег. «Согласно статье 36 Конституции КР, государство независимо от социального положения и религиозной принадлежности детей обязано обеспечивать их общим образованием. В этой связи в вопросе единой школьной формы недопустимо давление. Раз приняли форму, нужно учитывать и религиозную точку зрения. Следует разрешить школьницам удлинить юбки и носить платок. В вопросе формы обязательно должно учитываться мнение верующих, и не только мусульман. Мы за сохранение норм, закрепленных в Конституции», - отметил депутат.

Следует отметить, что эта инициатива народных представителей в обществе оценивается неоднозначно. Если адепты радикального ислама поддерживают ее, то некоторые считают это попыткой политиков заработать очки перед предстоящими выборами. Раз в КР 80 процентов населения придерживаются ислама, то это большой пласт электората.

Отметим, что в мае текущего года в Кыргызстане создан Научно-исследовательский институт исламоведения. В свете нескончаемых разногласий по поводу хиджаба эксперты данного института намереваются провести социологическое исследование, чтобы наконец выяснить, хиджаб для школьницы - это проблема социальная или же все-таки политическая. 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Бодош Мамыровой , Азимбеком Бекназаровым

10.09.2014 17:53

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Марат Абдыразакович Султанов

Султанов Марат Абдыразакович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
85-е

место занимает Казахстан в мировом рейтинге рабства «Global Slavery Index-2013»

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30