А впереди зима, самый тяжелый отопительный период. Как его пережить? Своими соображениями на сей счет по нашей просьбе поделились эксперты.
Трехфазки оставить, тарифы вернуть
Эрнест КАРЫБЕКОВ, эксперт, председатель международного общественного фонда “Институт по исследованию проблем водоиспользования и водноэнергетических ресурсов ЦА”:
— Сегодняшнее чрезвычайное положение энергосферы спрогнозировано годами бездействия. Да, нынче маловодье. Но к нему следовало подготовиться, сберечь воду в хранилище. Договориться с соседними странами, попросить электроэнергию в долг с тем, чтобы рассчитаться, когда у самих ее будет достаточно. Не предусмотрели, ничего не предприняли, однако никто так и не был привлечен к ответственности. И вот теперь будем вынуждены энное число часов каждые сутки сидеть без света. По 8–10, а может, и по 15. Но люди не виноваты, и они не готовы к столь суровым испытаниям.
Не зная, что в таких условиях предпринять, распорядились отыграться на потребителях с трехфазным вводом. Да еще и повысили им тариф до 1 сома 20 тыйынов за киловатт–час. Тем самым Минэнергопром и правительство полностью расписались в бессилии. Показали, что не способны предложить приемлемый выход. Своими решениями правительство Оторбаева, по сути, рубит сук, на котором сидит. Мало толку предупреждать народ о грядущих трудностях и призывать закупать уголь. Кыргызстанцам до этого уже пытались навязать кизяк как “самое народное средство” в борьбе с холодными зимами. Номер не прошел. Все мы знаем, насколько зол бывает социальный взрыв недовольства властью.
Самое разумное, что сейчас важно сделать: во–первых, не трогать пресловутые трехфазки и, во–вторых, возвратить прежний тариф 0,70 сома за киловатт–час. Объясню.
Подорожание энергии для трехфазников принесет обратный эффект. Они перейдут на одну фазу и станут пользоваться обогревателями. Перегруз оборудования неизбежен. Результат нулевой. Спрашивается, какой смысл ущемлять таких абонентов, если на фидере не будет электроэнергии по 8–15 часов в сутки? Все равно взять ее негде хоть при одной, хоть при трех фазах. У тех, кто принимал тупые решения по трехфазкам, похоже, полное отсутствие логического мышления.
Что касается тарифов. До весны их нужно вернуть на исходные позиции. А когда страсти улягутся, заново просчитать и обосновать. Повышать надо, никто не спорит, но с умом и не вдруг, а постепенно. И не избирательно, ущемляя одних абонентов в угоду другим.
В сфере энергетики остро необходима реальная государственная политика и четкая, экономически обоснованная программа развития отрасли. На протяжении всех последних лет экспертная общественность предлагала целый ряд законопроектов, которые вполне могут стать альтернативой повышению тарифов. Так, если объединить существующие распредкомпании в одну, ежегодная экономия составит 850 миллионов сомов. А если из ОАО “Электрические станции” и ОАО “Национальная электрическая сеть Кыргызстана” образовать одну компанию, прибавится еще 1,5 миллиарда сомов. Деньги пустить на модернизацию оборудования и электролиний с применением эффективных технологий. Эти и другие преобразования, уверен, приведут энергосферу в систему, удобную для управления со стороны государства.
Но, к сожалению, энергомафия против реформ. Она не дает хода передовым новациям, нацеленным на уничтожение коррупционных схем.
Внести коррективы никогда не поздно
Батыркул БАЕТОВ, статс–секретарь Министерства энергетики и промышленности, доктор экономических наук:
— Дефицит электроэнергии появился не сегодня. Я говорил и писал об этом еще лет пять назад. К сожалению, меня не понимали и ругали. Дескать, раз есть ток в розетках, не о чем и толковать. А теперь дефицит составляет 2,3 миллиарда киловатт–часов, и это уже ни для кого не является секретом.
Между тем внутреннее потребление год от года растет в среднем на 4–5 процентов. Бывало, в зимние месяцы требовалось по 38–40 миллионов киловатт–часов в сутки, а в минувшую зиму этот показатель подскочил до 72 миллионов. Причем 66 процентов электроэнергии расходуют бытовые абоненты, население. Вот и получается, что ее недостаток ощущается зимой даже при наличии полного объема воды в Токтогульском хранилище. Тем более при маловодье.
Хотите вы того или нет, но электроэнергию следует экономить. Предлагалось, напомню, несколько вариантов. Сначала думали ввести социальную норму, но 300 или 600 киловатт–часов в месяц, по отзывам потребителей, слишком мало. При подсчете выяснилось, что больше всего забирают электроэнергии абоненты с трехфазным вводом. Их в республике 10 процентов от общего количества, а потребление составляет 48 процентов. Оно и понятно, с трехфазками гораздо больше возможностей сделать собственный быт комфортнее. Вот им и было решено повысить цену до 1 сома 20 тыйынов за киловатт–часов. Все–таки тариф в Кыргызстане действительно самый низкий в мире. Плюс временно отключить электрокотлы, чтобы зимой не использовать энергию для нужд отопления.
Вопрос в том, насколько правильно определили среднесрочную тарифную политику. Критиковать ее я, как администратор, права не имею. Ведь понятно же, что обратить внимание на трехфазки заставляет стремление хоть как–то сэкономить энергоресурсы, временно сократив их расход у многопотребляющих абонентов. Между тем становится ясно, что целесообразнее было бы выбрать другое направление. Скажем, поднять тариф всем без исключения потребителям на 15 процентов. Платили 0,70, а станут 0,80 сома за киловатт–час, что не так уж и накладно. Тем не менее и такое незначительное повышение дало бы возможность поправить ситуацию в энергосфере. Согласен, ничего страшного не произойдет, если внести определенные коррективы в тарифную политику. С учетом, конечно, первых результатов, которые следует тщательно проанализировать.
Можно было установить соцнорму потребления для абонентов в роскошных особняках, скажем, в тысячу киловатт–часов в месяц. А за все, что сверх, платить дороже. Или понизить лимит потребления всем абонентам на 10 процентов против прошлогоднего уровня.
Уверен, что люди отнесутся с пониманием, если им заранее доходчиво все объяснить.
На правду не обижаются
Николай КРАВЦОВ, эксперт, член наблюдательного совета топливно– энергетического комплекса Министерства энергетики и промышленности:
— На днях за советом обратилась знакомая. В их многоквартирном доме разнесли к оплате счета за электроэнергию. Сумма рассчитана по 1 сому 20 тыйынов за киловатт–час. Люди интересуются: почему, разве тарифы для бытовых потребителей повысились? Им ответили, дескать, а лифт–то в доме на трехфазке! Ну и как это, скажите, понимать, зачем ставить в зависимость одно от другого, это разные вещи?
Полагаю, нынешней зимой энергослужбы еще не раз удивят подобными выходками. Раз уж им ничего не стоило взять и противопоставить абонентов с однофазным вводом и трехфазников. Хотя ни в одном законе об электроэнергетике такая норма не предусмотрена, поскольку она противоречила бы Основному закону страны. Представьте соседей: у первого — одна фаза, у второго — три. Тот платит по 0,70 сома, этот — по 1,2 сома. Ни о каком дружелюбии и речи нет, семьи косятся друг на друга. Противостояния в обществе только нам и не хватало.
Разделение потребителей — выдумки нынешних руководителей Минэнергопрома, поддерживающих их членов правительства. Разумных доводов они слышать не хотят, а у самих принять профессионально грамотное и экономически обоснованное решение не получается.
Бесполезно давать советы взрослым людям, за плечами которых определенный жизненный опыт. Должны были, прежде чем садиться в служебное кресло, подумать: а располагают ли достаточными знаниями в энергосфере, представляют ли, как рулить, в каком направлении двигаться? И готовы ли нести ответственность? Не подумали, не сообразили, не учли. Министр Артыкбаев ранее уже занимал эту должность — не получилось. Непонятно, с какой целью взялся вторично испытать судьбу. И опять фиаско... Это уже очевидно и неоспоримо. Управление энергоотраслью хуже некуда.
“Полсуток во тьме — нормальная жизнь?” — задавался я вопросом в публикации в “ВБ” в номере за 23 сентября. Сделал предполагаемый расклад, по скольку часов придется сидеть каждые сутки без света при дефиците в 2,3 миллиарда киловатт–часов. Выходит, что электроэнергии, может статься, не будет по 15 часов. А с учетом “неприкасаемых” — и того больше. В нашем обществе ведь как — того отключать нельзя, этого невозможно, ой, а этого тем более, он весь такой заслуженный–уважаемый... Останутся одни “неуважаемые”, на них и отыграются по полной. Так вот. Приведенный мною расклад очень не понравился курирующему вице–премьер–министру Дилю. Возразил он весьма своеобразно: мол, некий специалист–консультант сказал, что...
Словом, не то сказал, что приятно было бы для ушей госчиновников. На самом деле, дескать, будет лучше. А как? Об этом молчок. Оно и понятно, ведь предлагаются всего лишь незаконные полумеры, как пережить зиму, а четких и осмысленных расчетов в правительстве нет. Нет и видения, как вытянуть энергоотрасль из кризиса.
Предвижу опять недовольство, что ж... Могу лишь добавить, что обижаться на правду — пустое занятие. Непродуктивно.
взгляд Авторов!
Пригласить на круглый стол авторов нынешних новаций в энерготарифной политике, к сожалению, не удалось.
Министр энергетики и промышленности Осмонбек Артыкбаев находился на южных объектах республики.
У курирующего вице– премьер–министра Валерия Диля тоже свои дела.
А жаль. Как метко выразился один из наших собеседников, хорошо бы послушать, что скажут госчиновники не по бумажке, а в открытую. Так, мол, в свое время на Руси поступал Петр I, дабы дурь каждого видна была.
Пытались пригласить на беседу экс–гендиректора ОАО “Электрические станции” Амана Тентиева. Молодой, но опытный менеджер, попавший из–за новаторских идей в опалу, наверняка мог бы поделиться мнением, как вытащить из катастрофического состояния отечественную энергетику.
Но Тентиев поблагодарил за добрую память о нем и сказал, что не берет на себя смелость критиковать, тем болеечто живет и трудится в Казахстане. Разбежалась кто куда продвинутая молодежь из его бывшей команды, работавшей над новой методикой управления энергокомпанией.
В основном переключились на частный бизнес.
Не секрет, что по–современному образованные, креативно мыслящие люди в сфере управления страны невостребованны.
Это грустно, но факт.
Вот и ходят по кругу одни и те же работнички, как будто навечно облеченные властью. Хотя организаторы из них никакие. В том числе и в энергетической сфере. Давно доказано, что ее главные проблемы в непрофессионализме управленцев — начиная с министра. Это ясно как день всем, но только не госчиновникам. Интересно, почему?
Беда в том, что Осмонбек Артыкбаев, по отзывам сотрудников, мало кого слушает, хотя министерство — не единоличный, а коллегиальный орган управления. Да еще и советников подбирает себе под стать.
А расплачиваются за некомпетентность управленцев рядовые энергетики, в авральном режиме в дождь и стужу устраняющие аварии на линии, да ни в чем не повинные потребители электроэнергии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus