Информация в соцсетях о готовящемся в Душанбе митинге вызвала неоднозначную реакцию в таджикском обществе. Эксперты и политики не верят в реальность его проведения, считая это провокацией. Власти Таджикистана, похоже, наоборот, отнеслись к этой новости слишком серьёзно и попытались сыграть на опережение.
Неделя выдалась богатой на события. В то время как в республике готовились отмечать три торжества – День государственного языка, Иди Курбон и день рождения главы государства, в соцсетях появились настойчивые призывы лидеров «Группы 24» выйти на демонстрацию-митинг против существующей власти.
Подобные заявления звучали и раньше, однако в отличие от прежних «сигналов» на этот раз власти среагировали со всей серьезностью и начали принимать «профилактические меры».
«На всякий случай»
Чем вызваны опасения властей, остается загадкой, но уже в пятницу в мечетях страны вместо традиционной в канун Праздника жертвоприношения проповеди о значимости этого дня имам-хатибы говорили о том, какую «опасность для мира в нашей стране несут призывы Умарали Кувватова и его сторонников», призывая прихожан не поддаваться провокациям.
В этот же день в стране было заблокировано порядка трехсот интернет-сайтов, в том числе социальная сеть Facebook, «Википедия», новостные российские сайты, большое количество сайтов-анонимайзеров, позволяющих обходить блокировку. Более того, без Интернета остался Север Таджикистана. Как сообщили «АП» в компании, предоставляющей интернет-услуги, к ним поступило устное распоряжение из Службы связи с требованием полностью блокировать доступ к Интернету по всей Согдийской области до 11 октября.
Глава Ассоциации интернет-провайдеров Таджикистана Асомиддин Атоев заявил «АП», что у него нет доказательств, что за блокировкой сайтов стоит регулятор связи, но «судя по непрофессиональному подходу, можно догадаться, что и в этот раз есть распоряжение Службы связи».
По его словам, одной из причин блокировки может быть призыв «Группы 24» провести митинг в центре Душанбе.
«Конечно, на такие призывы надо реагировать. Однако регулятор связи – это представитель госвласти, и поэтому Служба связи должна действовать в рамках закона, в отличие от партизанской «Группы 24». У регулятора связи есть все полномочия и возможности для борьбы с нарушителями закона и защиты интересов общества. Однако, нарушая таким образом права пользователей, регулятор не только не защищает интересы личности, общества и государства, а наоборот, сам угрожает этим интересам», - говорит А.Атоев.
По его мнению, Служба связи и другие компетентные органы государственной власти имеют и полномочия, и возможности использовать открытые ресурсы Интернета для укрепления отечественного информационного пространства, что будет способствовать успешной реализации государственной информационной политики.
«А то, что делается сейчас, а именно: неправомерные действия по блокировке веб-сайтов, наоборот, ограничивают это пространство, закрывая доступ к созидательным инициативам и оставляя его открытым для деструктивных сил или групп», - считает А.Атоев.
Учения
В свою очередь правоохранительные органы Таджикистана также получили приказ подготовиться к непредвиденному развитию событий. Они провелиучения по разгону незаконных митингов и демонстраций. Возможно, такие учения проходили и раньше, но в данном случае они прошли в сердце столицы – на площади Дусти. Вечером 4 октября столичная площадь перед памятником Исмоили Сомони была полностью перекрыта милицией, экипированной бронежилетами, щитами и дубинками. О том, что тут проходят учения, жителей никто не предупредил, и многие в социальных сетях высказывали предположения, что на площади Дусти разгоняли реальную демонстрацию. В распоряжение «АП» попало видео, которое свидетельствует, что никакого митинга на площади не было. Была отработка действий по разгону митинга с применением водомётов.
В день празднования Иди Курбон все столичные органы правопорядка были переведены на усиленный режим службы. По городу ездили военные в бронированных автомашинах, и даже в мечетях прихожан проверяли металлоискателями.
В самом МВД журналистам сообщили, что ничего необычного в усилении службы органов правопорядка в праздничные дни нет, это обычная практика, как и в любой другой праздник.
В то же время в интервью агентству ТАСС глава МВД Таджикистана Рамазан Рахимзода заявил, что авторы призывов к митингу против власти, в том числе лидеры так называемой оппозиционной «Группы 24», нашедшей прибежище за пределами Таджикистана, «намерены дестабилизировать обстановку, внести раскол в таджикское общество и отработать деньги своих зарубежных работодателей».
Рахимзода заявил, что силовые структуры Таджикистана держат ситуацию в стране под контролем и ведут профилактическую работу среди населения. Министр считает, что народ Таджикистана, переживший в начале 1990-х годов разрушительную пятилетнюю гражданскую войну, больше не поддастся на провокации новых экстремистов и не допустит посягательства на мир и национальное единство страны.
«Не получится, не допустим, потому что наш народ хорошо выучил уроки недавней гражданской междоусобицы, приведшей к гибели многих тысяч мирных граждан, разрушившей экономику, отбросившей нашу страну на десятки лет назад», - сказал министр.
По сообщениям местных СМИ, в администрацию Душанбе к настоящему времени никаких заявок на проведение митингов или иных шествий не поступало - ни на 10 октября, ни на более поздние даты. Следовательно, любые попытки организовать подобные массовые акции будут считаться незаконными.
«Группу 24» - под запрет
Во вторник, 7 октября, со специальным заявлением выступила и Генпрокуратура Таджикистана, сообщившая, что У.Кувватов подозревается в совершении ряда тяжких преступлений, в том числе в мошенничестве, присвоении чужого имущества, и находится в розыске.
«Основной целью вышеназванной группы является захват власти в Таджикистане неконституционным путем. Кувватов и члены его группы, распространяя заявления экстремистского толка, призывают население страны к массовым беспорядкам и неконституционному захвату власти», - отмечается в заявлении.
В связи с этим Генпрокуратура Таджикистана «для сохранения мира и стабильности в обществе» обратилась в Верховный суд республики с предложением объявить «Группу 24» экстремистской организацией и запретить её деятельность на территории Таджикистана. 9 октября суд поддержал инициативу Генпрокуратуры и объявил «Группу 24» вне закона.
Напомним, впервые о создании «Группы 24» в 2012 году объявил бежавший из Таджикистана в Москву предприниматель Умарали Кувватов. В Таджикистане Кувватов возглавлял компанию «Точирон», которая занималась поставками ГСМ для нужд НАТО в Афганистане, и тесно работал с зятем президента Шамсулло Сохибовым. Позже Кувватов заявил, что Сохибов захватил его компанию и он был вынужден бежать из страны.
Будучи в Москве, Кувватов занялся политикой. Он не раз заявлял, что «Группа 24» намерена выставить своего кандидата на президентских выборах, которые состоятся в 2013 году. Сообщалось, что в «Группу 24» входят 24 человека, однако на тот момент Кувватов был единственным из учредителей «Группы», кто открыто заявил о себе.
Позже о членстве в этой группе заявил другой опальный бизнесмен Шарофиддин Гадоев. Гадоеву 29 лет, он двоюродный брат и компаньон Умарали Кувватова. Гадоев руководил транспортной компанией «Голд тур транс», но после конфликта с фирмой «Фароз» был вынужден покинуть Таджикистан и перебраться в Испанию, где он получил на год статус политического беженца.
Кувватов и Гадоев обвиняются в Таджикистане в совершении ряда тяжких экономических преступлений. В конце 2012 года Кувватов был задержан в аэропорту Дубая (ОАЭ) по просьбе таджикских властей. Генеральная прокуратура Таджикистана направляла запрос правоохранительным органам Дубая с просьбой экстрадировать Кувватова. Однако суд не удовлетворил иск об экстрадиции Кувватова и освободил его из-под стражи.
Эксперты: Народ не готов к митингам
Многие политологи, анализируя последние события, говорят о возможном формировании новых оппозиционных сил за пределами Таджикистана.
Однако, по мнению эксперта Султона ХАМАДА, в нынешней обстановке о создании новой организованной оппозиции за пределами страны говорить пока преждевременно: «За пределами Таджикистана проживает немало известных личностей, противников нынешней власти. Однако они живут в разных странах, и им трудно координировать свою деятельность. Можно предположить, что для этого у них недостаточно сил и средств. К тому же и государства, где они проживают, не заинтересованы открыто морально и материально, как хочется оппозиционерам, подержать их».
Султон Хамад также считает, что внутри страны у таджикских оппозиционеров нет поддержки со стороны широких масс. Народ не заинтересован в дестабилизации обстановки: «Исходя из этого, можно предположить, что так называемая зарубежная оппозиция в лице лидеров «Ватандора» и «Группы 24» в настоящее время не в состоянии серьёзно повлиять на нынешнею политическую ситуацию в Таджикистане».
В свою очередь политолог Парвиз МУЛЛОДЖАНОВ считает, что опасения таджикских властей и принимаемые ими меры по предотвращению возможных несанкционированных митингов большей частью обусловлены страхом перед повторением украинских событий у нас в стране. По его мнению, по этой причине власти во многих странах бывшего Союза сегодня стали крайне болезненно реагировать на действия оппозиционных сил, на призывы к участию в различных митингах и акциях протеста.
«Я не думаю, что у «Группы 24» есть организационные возможности и поддержка на местах для проведения таких митингов или демонстраций. Это, скорее всего, провокация, направленная на создание нервозной обстановки в обществе и в правительстве Таджикистана. Кто бы ни стоял за этими призывами в Интернете, они постарались спровоцировать власти на жесткие действия, которые бы повредили имиджу государства в глазах международного сообщества», - говорит П.Муллоджанов.
Приведя в пример блокировку более 300 сайтов, эксперт заявил, что власти повелись на провокацию. «Такие действия правительства непременно скажутся на международных рейтингах страны и правительства».
По его мнению, никаких демонстраций и митингов 10 октября не будет:
«Да, народ недоволен многими вещами в стране, но у нас в обществе еще достаточно свежи воспоминания о гражданской войне, силен поствоенный синдром, большинство людей еще просто не готово к участию в митингах».
Уроки на завтра
Итак, по мнению экспертов, таджикское общество сегодня не готово к проведению массовых акций протеста, а внешняя оппозиция пока не имеет достаточного влияния внутри страны для того, чтобы вывести людей на массовые митинги. Слава Богу, если это так! Вместе с тем очевидно, что такая ситуация не может продолжаться бесконечно. Таджикские власти должны извлечь серьезные уроки из нынешней «учебной тревоги» и сделать все, чтобы исключить возможность дестабилизации обстановки в стране, новая война никому из нас не нужна. Но надо отдавать себе отчет в том, что в нашем обществе растет социальное недовольство и необходимы срочные шаги для решения накопившихся проблем.
Мы знаем, что во власти есть немало думающих людей, которые трезво оценивают ситуацию. Таких людей должно быть больше. Их голос должен быть услышан, а не утонуть в хоре придворных «оптимистов», убеждающих начальство в том, что все проблемы в стране уже решены.
Реакция политических партий
НДПТ
Представитель правящей Народной демократической партии ТаджикистанаУсмон СОЛЕХ в беседе с корреспондентом «АП» сказал, что президент в курсе всех событий в стране и за её пределами, которые оказывают влияние на ситуацию в республике.
«Но все эти призывы о проведении митинга не на том уровне, чтоб председатель правящей партии выступил с заявлением. Мы сами свидетели того, как народ относится к подобным заявлениям. С осуждением этих провокаций выступили на пятничных молитвах, такого рода призывы осудила и Генпрокуратура страны».
По словам У.Солеха, Умарали Кувватов, находясь за пределами страны, не имеет права давать какие-то указания народу, тем более что народ доволен нынешней обстановкой в стране.
КПТ
Группа людей, находящихся за пределами Таджикистана и призывающих население республики к митингам и неповиновению, просто не знают простую таджикскую поговорку, которая гласит: «Слепой теряет свой посох лишь один раз». Об этом в интервью «АП» заявил лидер Компартии республики, депутат нижней палаты парламента Шоди ШАБДОЛОВ.
«В начале гражданской войны в Таджикистане так называемые таджикские демократы и исламисты, собрав людей на бессрочные и несанкционированные митинги, сами не понимали, что толпа вскоре может выйти из-под их контроля и начнется братоубийственная война, - отметил лидер КПТ. - Желающие высказать правительству своё недовольство могут воспользоваться своими конституционными правами – провести санкционированные властями митинги, шествия, безопасность на которых будет обеспечена соответствующими структурами».
ПИВТ
Руководство Партии исламского возрождения Таджикистана пока воздержалось от официального заявления по данной ситуации. Вместе с тем Сайидумар ХУСАЙНИ, заместитель лидера ПИВТ и депутат нижней палаты парламента страны, выразил уверенность в том, что митинга в стране в ближайшее время не будет. «Я уверен в этом на 99 процентов. Но с учётом того, что некоторые события развиваются быстро, есть мизерная доля вероятности, что демонстрация пройдёт».
СДПТ
Рахматилло ЗОЙИРОВ, лидер Социал-демократической партии, считает формирование оппозиции за границей авантюрой. Реальная оппозиция власти, по его мнению, находится внутри страны. Для того чтобы организовать митинг, по словам лидера социал-демократов, надо иметь общение с людьми изнутри, определить цели и основные требования для выступления.
«Требование отставки президента - в настоящий момент неадекватная мера, - считает Р.Зойиров. - Такое требование могло быть уместно в прошлом году, накануне президентских выборов. С юридической точки зрения организация митинга из-за границы - это неправильно. Кроме того, это также и несправедливо - никаких результатов митинг не даст, но подвергнет опасности жизни тех, кто может пойти на митинг ради любопытства».
Правила комментирования
comments powered by Disqus