Проблемы пенсионного обеспечения мигрантов, работающих в России, может решить только мобильная пенсия. К такому выводу пришли петербургские социологи из Лаборатории сравнительных социальных исследования НИУ ВШЭ. Сегодня мигранты рискуют остаться вовсе без пенсионных выплат, ведь страна, где они работают, не заботится об их старости, а страны, где они живут, не учитывают трудовой стаж за границей.
Сотрудники ВШЭ Татьяна Карабчук, Вероника Костенко, Анна Алмакаева и Наталья Соболева проанализировали национальные пенсионные системы шести стран: России, Белоруссии,Казахстана, Кыргызстана, Армении и Таджикистана. Первые три страны входят в Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП), остальные — интегрируются в рамках ТС и ЕЭП и формируемого Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Анализ пенсионных систем был проведен в рамках исследования «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ» Евразийского банка развития и Всемирного банка, сообщается на портале OPEC.
В последние десятилетия во всем мире растет число мигрантов. При этом СНГ является лидером по миграции на евразийском континенте. По данным ФМС России, в феврале 2014 года в России насчитывалось 2,3 млн мигрантов из Узбекистана, 1,5 млн – с Украины, 1 млн – из Таджикистана, по 600 тысяч – из Азербайджана и Казахстана, по 500 тысяч – из Кыргызстана, Молдовы и Армении и 390 тысяч – из Белоруссии.
По неофициальным оценкам, общая численность трудовых мигрантов в России составляет 5-6 млн человек — примерно 7% от общего числа занятых в России.
Уже в 2012 год отношение переводов денежных средств трудовых мигрантов к ВВП для Таджикистана и Кыргызстана составляло 48% и 31% соответственно. По данным Всемирного банка, Таджикистан, Кыргызстан, Армения и Молдова вошли в десятку мировых лидеров по объему денежных переводов по отношению к ВВП в 2012 году. При этом треть въезжающих в Россию мигрантов – это люди предпенсионного и пенсионного возраста, свидетельствует статистика ФМС.
Разная пенсия
По словам экспертов, в настоящее время человек, работающий в другой стране, рискует либо совсем остаться без пенсии, либо получать лишь ее минимальную базовую часть. Дело в том, что пенсионные системы стран СНГ существенно различаются.
В частности, в России, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и Армении действуют трехуровневые модели с обязательным накопительным компонентом. В Белоруссии работает одноуровневая солидарная схема.
Возраст выхода работников на пенсию в России и Белоруссии самый низкий – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В Таджикистане и Кыргызстане он на три года выше и составляет 58 лет и 63 года соответственно. В Армении претендовать на выплату пенсии могут мужчины и женщины в возрасте от 63 лет. В Казахстане к 2027 году планируется постепенно выровнять гендерную разницу и довести возраст выхода женщин на пенсию до 63 лет.
Значительно варьируются величина и источники отчислений в пенсионный фонд. В России совокупный размер отчислений в Пенсионный фонд составляет 22% от фонда оплаты труда (ФОТ). Никаких вычетов из заработной платы работника не предусмотрено. В Белоруссии ставка выше и составляет 29%. При этом 28% платит работодатель от ФОТ, а 1% вычитается из заработной платы работника. В Кыргызстане это соотношение составляет 15% и 10%, а в Таджикистане – 25% и 1%. В Казахстане, наоборот, основным источником отчислений в пенсионный фонд является работник, который платит 10% из зарплаты.
Законодательством также предусмотрены и обязательные профессиональные отчисления для отдельных категорий работников в размере 15% от ФОТ. Но Армения — единственная из всех этих стран, где пенсионные взносы частично финансируются из госбюджета.
Учитывая все эти различия, авторы исследования пришли к выводу о необходимости координации пенсионных систем. «Снятие регистрационных барьеров и упрощение разрешительных процедур в трудовой миграции между странами ЕЭП и ЕАЭС не будут действовать без социальных гарантий, а эффективное функционирование общего рынка труда так и останется недостижимым идеалом», – цитирует OPEC их исследование.
Европейский опыт
Эксперты предполагают, что начислять пенсию и делать выплаты сможет пенсионный фонд той страны, в которой проживает и обращается за назначением пенсии гражданин. Таким образом, пенсионный фонд одной страны получает трансферты (компенсацию) от пенсионного фонда другой страны, в которой работал этот человек. Компенсации (перечисления) между пенсионными фондами могут осуществляться пропорционально количеству отработанных за рубежом лет.
Петербургские экономисты видят два пути создании общего пенсионного пространства. Первое — предполагает полное заимствование системы расчета пенсионных выплат гражданам из опыта Евросоюза. Там пенсия начисляется и выплачивается той страной, где проживает человек, обратившийся за выплатой. Однако система учитывает трудовой стаж человека во всех странах, где он работал. Расчет ведется по правилам и законам страны, начисляющей и осуществляющей пенсионные выплаты. При этом в Европе соблюдается справедливость выплат — в зависимости от размера пенсионных отчислений гражданина и уровня его зарплаты.
Проблема в этой системе может возникнуть в том случае, если большинство трудовых мигрантов, работающих сейчас в странах-реципиентах, решат остаться там по достижении пенсионного возраста. Ведь бремя по выплате пенсий будет лежать на этих странах. В СНГ нагрузка по выплатам увеличится в таком случае на Россию и Казахстан.
Второе решение предполагает принцип пропорционального начисления. В этом случае требуется более сложный вариант расчета пенсий, он подразумевает частичные заимствования из опыта Евросоюза и адаптацию под специфику стран формируемого ЕЭС и региона СНГ в целом.
Метод предполагает создание единой системы учета и контроля трудовой миграции и количества отработанных лет в разных странах, объяснили эксперты. Между пенсионными фондами необходимо наладить эффективную коммуникацию для быстрого обмена информацией и систему взаимозачетов между пенсионными фондами разных стран, что является основным отличием от первого варианта. Начислять пенсию и делать выплаты должен пенсионный фонд той страны, в которой проживает и обращается за назначением пенсии гражданин. Но при этом фонд получит трансферты (компенсацию) от пенсионного фонда страны, в которой работал человек. Суммы компенсаций между фондами должны быть пропорциональны количеству отработанных человеком в этой стране лет.
Появление мобильных пенсий должно привести к сокращению неформальной занятости, уверены авторы исследования. Кроме того, это позволит формализовать заработки мигрантов, сократить социальную напряженность, способствовать дополнительному притоку отчислений в пенсионные фонды стран СНГ и экономической интеграции стран ЕАЭС.
Пока вызывает опасения сложность расчетов и трудоемкость вычисления пенсионного вознаграждения из-за больших различий в пенсионных системах стран СНГ. Однако эксперты уверены: все эти проблемы вполне поддаются решению. «Как показывает пример Евросоюза, система общего пенсионного пространства хорошо функционирует в странах с разными системами подсчета пенсионных выплат и разным пенсионным возрастом», – говорится в исследовании.
Правила комментирования
comments powered by Disqus