90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Блиц-опрос: «Кумтор» и инвестиционный климат в Кыргызстане

17.11.2014 13:37

Экономика

Блиц-опрос: «Кумтор» и инвестиционный климат в Кыргызстане

Эксперты из Казахстана и России с оценками ситуации вокруг рудника «Кумтор» и способах улучшения инвестиционного климата в Кыргызстане.

На вопросы StanRadar.com ответили шеф-редактор проекта «Однако. Евразия» Семен Уралов, экс-директор департамента газовой промышленности Министерства энергетики Казахстана, директор консалтинговой компании «Almagest» Айдархан Кусаинов и доктор экономических наук, руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян.

 

StanRadar.com: Некоторые эксперты утверждают, что инвесторы не придут в Кыргызстан до тех пор, пока не решится проблема вокруг «Кумтора». Так ли это?

Семен Уралов: Не надо переоценивать ситуацию с «Кумтором» - она скорее важна для самого Кыргызстана, нежели для российских инвесторов.

Бизнес и госкомпании России скорее интересует, насколько реально решение Бишкека о вступлении в Таможенный Союз. Потому что сроки уже переносили не раз. Плюс непонятная ситуация с оборудованием пунктов пропуска и фитосанитарного контроля - будут ли они готовы в срок?

Для инвесторов из России важно снятие таможенных барьеров - насколько намерения будут соответствовать реальности и насколько власти Кыргызстана справятся со взятыми на себя обязательствами.

Многие понимают, что Кыргызстану был выдан интеграционный аванс - и если обязательства не будут выполнены, то, например, Астана может начать бить тревогу - мол, посмотрите на дыры в границах.

Айдархан Кусаинов: Прежде всего – инвесторы бывают разные. Если мы говорим о политически значимых, крупных инвесторах уровня компании «Centerra Gold Inc», вложившейся в «Кумтор», то они действительно ждут разрешения конфликта и гарантий политической стабильности. Другая группа инвесторов – бизнес-ориентированные, которые хотят наладить производство в республике и нынешняя ситуация для них – не проблема.

Аза Мигранян: Очереди из потенциальных инвесторов, готовых вложить средства в экономику Кыргызстана, наблюдать как-то не приходится. Причиной тому множество факторов: политическая нестабильность, слабая экономика, низкий уровень конкурентоспособности и окупаемости инвестиционных проектов, коррупция, административные барьеры и, конечно же, имиджевые факторы, к которым и относится устойчивое желание пересмотра условий имеющихся инвестиционных соглашений.

«Кумтор» в этом списке не единственный, но наиболее значимый для экономики Киргизии проект. Инвестиционную привлекательность республики снижает не только рецидивы имущественных претензий к «Кумтору», но и методы, которыми пользуются для его разрешения. Именно попытки пересмотра уже действующего договора формируют неустойчивый инвестиционный и деловой имидж. Поэтому даже относительно благополучное разрешение конфликта вокруг «Кумтора» не сделает Киргизию более привлекательной для инвесторов, хотя, может несколько снизить градус недоверия инвесторов.

 

StanRadar.com: Кыргызстан планирует вступить в Таможенный союз в начале 2015 года. Какова вероятность того, что казахстанские и российские власти заставят бизнесменов вкладывать деньги в экономику Кыргызстана? Будут ли в этом случае бизнесмены защищать свои вложения?

Семен Уралов: Бизнесмены из стран ТС в Кыргызстан будут вкладывать деньги только при условии лояльности и понятных правил игры. В Евразии достаточно мест и отраслей где ждут инвестиций, поэтому никто насильно заходить не будет.

Айдархан Кусаинов: Вряд ли казахстанское правительство станет принуждать частный бизнес инвестировать в невыгодные для них проекты. Возможно, так поступят национальные компании. Это могут быть «политические инвестиции» через государственные компании типа «Газпрома». В этом случае компании не будут защищать свои инвестиции, потому что их функция будет иная - осуществлять политический менеджмент и реализовывать принятые решения.

Аза Мигранян: Сложившиеся условия для внешних инвестиций в республике не могут способствовать росту прямых инвестиций, пока речь идет в большей степени о межгосударственных инвестиционных проектах. Частные инвесторы - россияне и казахстанцы, предпочтут дождаться полной ясности и прозрачности в условиях ведения бизнеса и его инвестирования.

В случае инвестирования, бизнесмены постараются максимально обезопасить свои вложения через общеизвестные системы страхования, получение государственных гарантий и сохранения контроля над целевым использованием средств. В данных условиях инвестиции частного бизнеса возможно лишь при условии сохранения контрольного пакета в управлении инвестиционным проектом, то есть инвестиции возможны лишь при совместном управлении проектом под гарантии третьих лиц либо государства.

 

StanRadar.com: Есть мнение, что затянувшийся конфликт вокруг «Кумтора» и ряд громких судебных процессов с инвесторами сильно испортили имидж республики и ухудшили и без того плохой инвестиционный климат в Кыргызстане. Так ли это, и почему?

Семен Уралов: Лучшим выходом для республики было бы четко определиться с политикой в сфере приватизации. Если инвестор признается недобросовестным - можно и национализировать. Примеров тому масса. Главное, чтобы политика государства не превращалась в вымогательство под видом национализации.

Аза Мигранян: Мнение, озвученное вами, абсолютно верно. Бизнес, а тем более рисковые инвестиции, требуют определенности условий его ведения, постоянности и неизменности правил игры, о которых договариваются стороны на этапе подписания инвестиционного соглашения, и любое изменение этих правил – это создание рисков и финансовых потерь. А в Кыргызстане же не просто менялись правила игры, а нарушались фундаментальные и «неприкосновенные»  во всем цивилизованном мире права собственности инвестора. Этот имиджевый провал трудно компенсировать даже при самом льготном режиме инвестирования.

Быстро решить эту проблему не получится. Потери можно минимизировать, если попытаться вернуться к международной практике деловых отношений, максимально способствовать созданию стабильности ситуации вокруг уже действующих инвесторов. Например, по «Кумтору» необходимо отгородить инвестора от влияния текущей политической конъюнктуры внутри страны и перейти к прагматичному обсуждению экономических компромиссов, на которые, кстати, инвесторы идут более охотно, нежели требовать от них изменения структуры собственников компании.

 

StanRadar.com: Возможны ли проблемы, аналогичные проблемам «Кумтора», у инвесторов в России или Казахстане?

Семен Уралов: Не имеет значение происхождение инвестиций, если инвестор занимается мародерским бизнесом, выводит прибыль или уничтожает конкурентов под видом реконструкции. Такого инвестора государство должно гнать в шею вне зависимости - российский он или канадский.

Айдархан Кусаинов: В Казахстане были прецеденты ухода инвесторов и участия в международных судах. Далеко не все инвесторы, работающие на территории республики счастливы. На слуху история с месторождением «Кашаган» (нефтегазовое месторождение в северной части Каспийского моря, запасы - около 4,5 млрд тонн нефти – прим. StanRadar.com).

На самом деле, ничего уникального в заключении неправильных контрактов и их последующем расторжении нет. Это было не только в Кыргызстане, но и в Казахстане, и в России. Это возможно в любой стране.

Любое развивающееся государство может на каком-то этапе отношений с инвесторами попробовать пересмотреть первоначальный контакт. Вопрос в том, как этот конфликт разрешается. Это могут быть нормальные переговоры, но если приводить в пример Кыргызстан, то эта ситуация значительно осложняется революционным прошлым республики.

Когда пересмотр контакта проходит в стабильном режиме с одним и теми же игроками - это более спокойный и эффективный вариант. Чаще всего на договороспособность инвесторов влияет уровень стабильности или нестабильности политической ситуации. Подобные переговоры однозначно неприятны как инвесторам, так и правительству. Но когда первые видят, что у них нет выхода, они садятся за стол переговоров.

Сравнивать в этом контексте Казахстан и Кыргызстан достаточно сложно. У Казахстана все конфликты возникали вокруг нефти, газа и металлов. И с этой точки зрения, у нас нет уникального инвестора и уникального проекта. В том же «Кашагане» участвует больше пяти крупных компаний.

Если говорить грубо, у нас было что продавать. В итоге договаривались с каждым отдельным инвестором. Кыргызстан не может себе такого позволить. Ведь «Кумтор» – бюджетообразующее предприятие и альтернатив ему нет. В Казахстане такой ситуации быть не может.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Специально для StanRadar.com: Камилла Алиева

17.11.2014 13:37

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Абдимуктар Маматович Маматов

Маматов Абдимуктар Маматович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
2741

человек работает в компании "Кумтор" на 1 января 2013 года

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31