Витать в облаках – отличительная черта отечественных управленцев, но последние месяцы 2014 года заставили и их спуститься с небес. ИА «24.kg» продолжает подводить экономические итоги уходящего года.
Под знаменем ТС
Весь год прошел под призывы властей о необходимости вступления страны в Таможенный и Евразийский экономический союзы. Сначала мы долго не могли определиться с Дорожной картой, однако 29 мая в Астане ее утвердил Высший Евразийский экономический совет. С этого момента начался отсчет, приближающий республику к долгожданному, но неизвестному.
Все лето кабинет министров разрабатывал необходимые для вступления Кыргызстана в ТС и ЕАЭС законопроекты. Работали не зря. К середине декабря парламент проголосовал за них в трех чтениях.
На переговорах в основном все крутилось вокруг списка товаров, на ввоз которых КР просила преференции при вступлении в Таможенный союз. Большинство отечественных предпринимателей живет с торговли. Чтобы хоть как-то сохранить малый и средний бизнес, на утверждение Евразийской экономической комиссии направили перечень товаров, в отношении которых в течение переходного периода необходимо применение ставок ввозных пошлин, отличных от установленных Единым таможенным тарифом ТС. Это было одним из главных условий республики.
Удалось договориться с коллегами по объединению и о финансовой помощи для адаптации кыргызской экономики. Россия согласилась выделить около $1,2 миллиарда, еще $300 миллионов выпросили у Казахстана. Однако пока не получили ни тыйына. Парламент лишь под конец года ратифицировал соглашение о создании российско-кыргызского фонда развития.
Не решен пока вопрос о включении лабораторий КР в Единый реестр ТС. Так что проблем еще много. Не стоит забывать и о введенных против РФ санкциях. Эксперты едины во мнении, что в едином интеграционном объединении этот фактор еще сыграет отрицательную роль. Конечно, для наших товаропроизводителей открываются новые рынки сбыта, но им еще предстоит научиться работать по европейским стандартам и доказать, что их продукция достойна рынка Таможенного союза.
Валютная паника
Весь год валютный рынок Кыргызстана лихорадило. Все началось в феврале на фоне тревожных новостей из Казахстана. Нацбанк РК 11 февраля 2014 года отказался от поддержания обменного курса тенге, снизил объемы валютных интервенций и сократил вмешательство в процесс формирования обменного курса валюты. Это привело к девальвации тенге. Началась паника: в обменных бюро и банках выстроились очереди, в супермаркетах исчезли продукты питания и другие товары повышенного спроса.
Валютный рынок Кыргызстана отреагировал быстро – тут же начал дорожать доллар. Для поддержания курса национальной валюты НБ КР пришлось выходить на рынок с огромными интервенциями, что существенно на ситуацию не повлияло. В начале марта курс доллара в обменных бюро Бишкека достиг 58 сомов. В некоторых банках и обменках и вовсе отказывались менять сомы на доллары. В итоге Национальному банку пришлось в марте выходить на валютный рынок с интервенциями 12 раз. Их объем достиг $38 миллионов 623 тысячи. Ситуацию стабилизировали, курс снизился до 51-52 сомов за $1.
Но в сентябре сом вновь залихорадило. Сказались антироссийские санкции и мировая тенденция укрепления доллара. С августа по отношению к сому он подорожал на 11,42 процента - до 57,6 сома (на 17 декабря). Нацбанк назвал это спекулятивными атаками.
В целом с начала года доллар в Кыргызстане подорожал на 17,1 процента. Чтобы удерживать сом на плаву, Национальный банк потратил за год более $500 миллионов. В декабре коммерческие банки вновь ввели ограничения на покупку валюты – от $500 до $3 тысяч - и установили курс продажи американской валюты в 58,95 сома. Аналитики предположили, что это сделано с легкой руки НБ КР, однако главный банк страны открестился от этого. «Мы не давали рекомендаций комбанкам по продаже валюты и максимальному курсу. Мы лишь попросили следить за тем, чтобы не было спекуляций с долларом», - заявил ИА «24.kg» председатель Национального банка Толкунбек Абдыгулов.
Отсудить последнее
Взаимоотношения Кыргызстана с инвесторами давно перестали быть честными и прозрачными. Власти всеми силами пытаются завлечь иностранцев с деньгами, но выполнять взятые на себя обязательства не спешат. Нынешний год показал, что не все бизнесмены готовы вот так просто расстаться с вложенными средствами в угоду интересам кыргызских чиновников и пошли искать справедливости в международные суды.
Все началось с дела по отелю «Ак-Кеме». Правительство перечислило $11 миллионов компенсации турецкой компании Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S., которая выиграла международный суд. Суд наложил арест на активы КР в «Центерре», чтобы их не потерять, Минфин выделил бюджетную ссуду в $6 миллионов «Кыргызалтыну». Движение средств по этому делу находится под грифами «секретно» и «для служебного пользования». Добиться подробностей и внятных комментариев от Министерства финансов невозможно.
В арбитраж пошла и корпорация Stans Energy. Арбитражный суд при Московской Торгово-промышленной палате постановил выплатить правительству КР $118,2 миллиона за отзыв у компании лицензионного соглашения на право пользования недрами месторождения редкоземельных металлов Кутессай II. Чтобы обеспечить выплаты компенсации в октябре, Верховный суд провинции Онтарио (Канада) арестовал 47 миллионов акций «Центерры», принадлежащих ОАО «Кыргызалтын». Дело пока не завершено.
Еще $16,5 миллиона кабмин Кыргызстана должен выплатить владельцу ЗАО «Манас Банк» Валерию Белоконю. Таков вердикт Международного арбитража в Париже (Франция). Латвийский предприниматель и банкир подал иск в связи с экспроприацией принадлежащего ему «Манас Банка». В течение двух месяцев, согласно процедурам, Белоконь будет ждать ответа от правительства КР, прежде чем инициировать арест активов республики.
В бюджете страны ежегодно закладываются средства на выплату компенсаций по судебным искам. На 2014 год сначала заложили 80,3 миллиона сомов, позже внесли поправки, увеличив сумму до 215,7 миллиона. В проекте бюджета на 2015-й на это заложено 190,3 миллиона сомов. Однако не исключено, что цифру вновь придется увеличивать.
Тарифная чехарда
В 2014 году энергетики дважды пытались повысить тарифы на тепло и свет. Причем доводы потребителей, за счет которых нерадивые чиновники пытались решить проблемы отрасли, никто не попытался услышать.
Июль ознаменовался первым повышением. Пока бишкекчане отдыхали на пляжах Иссык-Куля, им начали приходить счета за горячую воду по новым ценам. Далее пришла очередь абонентов электросетей с трехфазным вводом. С 1 сентября они платят по 1,2 сома за киловатт-час. При этом в республике развернулась кампания по отключению электрических котлов. Проблемы отрасли к тому времени дошли до критической отметки, и пошли разговоры о жестком режиме экономии. В ноябре к недовольным тарифной политикой прибавились люди, которые получили счета за отопление по новым тарифам.
Но на этом чехарда с ценами на коммунальные услуги не закончилась. Едва градус народного возмущения стал повышаться, как Госдепартамент ТЭК вновь взялся перекраивать тарифную политику. Однако предшествовала этому отставка Осмонбека Артыкбаева. После энергетики раскрыли все карты: накопленной воды в Токтогульском водохранилище недостаточно для бесперебойного электроснабжения потребителей. Исходя из этого, предложен новый вариант.
Убрали разделение на трехфазников и однофазников, «норму» квадратных метров жилья на человека, которая учитывалась в цене на отопление. Тарифы установили в 70 тыйынов при потреблении до 700 киловатт-часов в месяц. Сверх нормы расчеты будут производить по сложной формуле: себестоимость электроэнергии, выработанной в КР, плюс затраты на ее импорт. Окончательной цены нет, поэтому предварительно Госдепартамент озвучил тариф в 2,05 сома за киловатт-час для бытовых и 2,19 сома для коммерческих потребителей.
Цены, на взлет!
На фоне общих показателей отечественной экономики цены в стране поползли вверх. Кыргызстан сильно зависит от импорта, поэтому на уровень цен в КР повлияли мировые показатели и девальвация национальной валюты.
За полгода больше всего подорожали продукты и безалкогольные напитки - на 9,5 процента. На 6 процентов «подросли» алкоголь и табачные изделия, на 2,3 процента - непродовольственные товары. Хлебобулочные изделия и крупы поднялись в цене на 5,3 процента. Это обусловлено удорожанием муки и сокращением запасов местной пшеницы. Цены на фрукты и овощи подскочили на 38,4 процента (фрукты - на 11,1, овощи - на 52 процента), сахар – на 9,8 процента, мясо - на 5 процентов. В то же время высокий урожай масличных культур в России и Украине позволил снизить стоимость растительного масла на 3,5 процента.
Еще один индикатор, который демонстрирует положение в экономике, - инфляция. В этом году она росла из-за слабеющего сома и удорожания топлива. В итоге за полгода - 8,5 процента.
«Для КР характерен перенос последствий высокого обменного курса на потребительские цены. Это связано с малыми размерами экономики, зависимостью от импорта (страна импортирует около 60 процентов продовольственных товаров) и ограниченными объемами производства. Кроме того, рост цен в России создает дополнительное давление на внутреннем топливном рынке», - уверены эксперты Всемирного банка.
Масла в огонь подлили и выводы Национального банка: до конца 2014 года инфляция продолжит рост. Влияние окажут немонетарные факторы: повышение тарифов, рост цен на некоторые виды продовольствия из-за снижения показателей в сельском хозяйстве, повышение стоимости зерновых в государствах-поставщиках. Также на инфляцию влияет и динамика обменного курса. За последние два месяца сом ослаб на 4,7 процента. По сравнению со II кварталом 2014-го уменьшилась и денежная масса (на 3,2 процента).
Кабинет министров всеми силами пытается убедить население, что самое трудное позади, но кыргызстанцы обещаниям правительства давно не верят. Новый, 2015 год страна встречает с одной мыслью: «Лишь бы не было хуже».
Правила комментирования
comments powered by Disqus