Сообщение узбекской оппозиции о том, что действующий президент Узбекистана Ислам Каримов впал в кому, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Каким будет будущее этой среднеазиатской страны, какие перед ней стоят вызовы? На этот и иные вопросы в своем расширенном комментарии haqqin.az ответил политолог Тофик Аббасов, который на протяжении долгих лет жил и работал в Узбекистане.
Узбекистан в конце 90-х годов прошлого столетия, когда первые постсоветские реформы дали более чем позитивные результаты, называли страной, устремленной в будущее. Это был золотой период расцвета частного предпринимательства, перемен в главных сферах жизни, и дорогу к достатку открыли либеральные реформы. Однако им суждено было стать скоротечными.
С начала 2000-х ситуация кардинально изменилась, и разгосударствление, к которому мысленно готовились не только граждане страны, но и иностранные инвесторы, круто свернулось. Жесткая монополия государства в сфере предпринимательства и внешней торговли сделали свое дело. Экономический тонус стал стремительно падать, и острые неурядицы наиболее серьезно дали о себе знать в Ферганской долине, который уже тогда воспринимался не иначе, как кипящий котел недовольства. В плотно заселенной долине региона проживало более 10 миллионов человек.
Именно сюда и были устремлены взоры местных религиозных радикалов и их внешних покровителей, которые все пристальнее наводили фокус внимания на политический Олимп Узбекистана.
Близость Афганистана как зоны повышенной социально-экономической и военно-политической турбулентности, расширение сети торговли и перевалки наркотиков, наконец, острое желание центров сил превратить постсоветскую Центральную Азию в арену размещения собственных интересов, стремительно превратили Узбекистан в прифронтовой ареал.
Эта страна богата углеводородными ресурсами, ценными и редкими металлами, и наконец, выгодное географическое расположение дает основание зарубежным стратегам видеть в Узбекистане удобный плацдарм на подступах к российским границам, а также на пути к Китаю и Индии.
Ислам Каримов сознательно пошел на жесткий контроль внешних границ, чтобы предотвратить возможный экстремистский трафик. Любое послабление в защите рубежей страны непременно обернулось бы нарушением внутренней стабильности, что довело бы дело до хаоса и даже коллапса.
У Ташкента имеются счеты с вооруженной религиозной оппозицией. На первом этапе столкновений Исламу Каримову удалось обескровить вооруженную оппозицию, однако ее остатки хотя и покинули территорию страны, но не сдались.
Силовой блок в силу тревожных причин лично контролирует Ислам Каримов, и ему удалось быстро реформировать армию и другие подразделения органов безопасности. Поэтому Ташкент непременно адаптирует свои действия к жестким требованиям безопасности. И чем больше власти усиливают страховочные механизмы, тем круче изобретательные оппоненты пытаются нащупать слабые звенья в броне узбекской государственности.
Тектонические события в соседнем Таджикистане, Киргизстане, революции и внутренние конфликты в постсоветских странах, а также бурно паразитирующий в афганском соседстве исламский радикальный интернационал не дают возможностей для отмены жесткого контроля внутри и вокруг Узбекистана.
В таких условиях либеральные реформы как бы сами собой отходят на задний план. И в этом компоненте Ташкент заметно уступал и уступает соседям по региону, ну разве что за исключением Туркменистана.
Сегодня страна стоит на пороге непредсказуемых испытаний. Неблагоприятная внешняя среда, постоянная эскалация напряженности в и так сложном регионе не дает возможности избавиться от страха никому – ни гражданам, ни элите. На то есть соответствующие предпосылки, отголоски которых идут со всех сторон.
Управлять Узбекистаном после Каримова будет очень нелегко. Однако надо отдать должное главе государства в том, что за десятилетия растущей напряженности он смог уберечь свой народ от всевозможных рисков, достойно отвечая на вызовы внутренней и внешней оппозиции. Наработанный потенциал стабильности, однако, не дает прочных гарантий на спокойное будущее.
Ясное дело, что смена власти здесь, как и везде, неизбежна, и преемнику Каримова придется превзойти предшественника в умении маневрировать. Не секрет, что полиэтническая структура общества, латентный груз обид, ставший следствием межнациональных и межрелигиозных трений, в любой момент могут всколыхнуть страну, поставить ее элиту перед тяжелейшей дилеммой на предмет поиска и применения единственно верного алгоритма.
Для претендентов на политическое наследование уход тяжеловеса Каримова может стать чем-то вроде момента истины. И трудно поверить, что этого момента дожидаются только его оппоненты.
В основе политического кредо Каримова всегда была ставка на умеренные и средние действия, как на залог поступательного движения далеко не в благоприятных условиях. Искусство тонкого маневра, твердый отказ от революционных технологий оправдал расчеты первого президента. Но вопрос в том, насколько его окружение и те, кто имеет виды на высокое положение в посткаримовский период, понимают и принимают безальтернатитвность эволюционных решений.
Каримову в отношениях с центрами сил всегда хватало решимости, за что некоторые аналитики нарекли его непредсказуемым. Неоднократные сложности в отношениях с Россией, США, Турцией, Ираном, с непосредственными соседями показали, что он умеет твердо отстаивать позицию своей страны, даже если это достается ценой заметных издержек. Он доказал, что умеет просчитывать дальнейшие шаги, благодаря чему обеспечивается столь бесценное равновесие в бушующем океане региональной геополитики.
На поверку Ислам Каримов на сегодня один из бесспорных лидеров региона, который реализовал стратегию интеграции важного субконтинента в глобальную систему. Зная, насколько важное для судеб региона значение имеет его страна, он не может себе позволить обойти вниманием вопрос политического преемника.
Будучи компетентным экономистом и блестящим управленцем, он определенно обдумал и вопрос трансфера власти, дабы не дать пошатнуться крепям государственности. Иначе все, чего добилась страна в первые десятилетия независимости, может рухнуть в одночасье.
Самое большое завоевание, чем располагает на сегодня страна, это ее стабильность. О том, какова ее реальная цена, лучше Ислама Каримова не знает никто.
Правила комментирования
comments powered by Disqus