Узбекистан получил нового посла США, которая, впрочем, хорошо знакома центрально-азиатским элитам. До этого 61-летняя Памела Справлен почти четыре года трудилась на аналогичной должности в Кыргызстане. Что сулит это назначение Узбекистану? И повлияет ли оно на изменение отношений США и Узбекистана?
4 февраля 2015 г. чрезвычайный и полномочный посол США в Узбекистане провела свою первую встречу с журналистами в Ташкенте. На встрече госпожа Спратлен держалась уверенно и старалась понравиться журналистам. Однако такая обходительность далеко не всегда была свойственна опытному американскому дипломату. Так, в прошлом году, на церемонии вручения Кыргызстана ноты США по поводу прекращения сотрудничества в Центре транзитных перевозок «Манас» Спратлен жестко (в нарушение всяких норм дипломатического этикета) прервала кыргызстанского высокопоставленного чиновника, буквально закричав: «достаточно!». Впрочем, эту «выходку» скорее всего не стоит трактовать как проявление сиюминутных эмоций опытного дипломата. Думается, что, таким образом, Вашингтон выразил свое «фи» по поводу решения Бишкека освободить страну от американского военного присутствия. Впрочем, этот эмоциональный выпад никак не повлиял на решение Бишкека. Также за время пребывания Спратлен на посту в Кыргызстане США медленно, но верно теряли свое влияние на руководство страны. Поэтому значительную часть своего посольства в Кыргызстане Памела Спратлен посвятила теоретизированию по поводу соблюдения прав человека и демократических преобразований…
То, что Памела Спратлен опытный и умелый дипломат – сомнений не вызывает. Пожалуй, на сегодняшний день, это один из лучших специалистов США по Центральной Азии. За свою дипломатическую карьеру Спратлен помимо Кыргызстана и Узбекистана поработала еще и в Казахстане (на должности заместителя посла).
Итак, сейчас П. Спратлен переместилась из «островка демократии» (Кыргызстан) в Узбекистан. Кстати, известная своими «правозащитными» и «демократическими» взглядами П. Спратлен во время своего прощания с Кыргызстаном дала не лестную оценку курсу развития страны. Что ж, весь мир уже привык: то, что США называют демократизацией чаще всего невозможно отличить от хаоса и разрушения государственности. В Кыргызстане проходят четкие и вполне себе необходимые для нормального государства процессы укрепления исполнительной власти и повышения значимости самого института президентства. Однако госпожа Спратлен за этими тенденциями видела только влияние России, которую она, по сути, и обвинила в нарушении хода демократических преобразований в стране.
Второй президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, которого США всесторонне поддерживали, и который, напомню, установил в стране семейное правление и породил (даже в небогатой стране) олигархические круги, гораздо меньше, чем Алмазбек Атамбаев походит на демократа. Впрочем, официальный Вашингтон это не волнует. Для них демократом является тот, кто готов сотрудничать с США.
Интересно будет посмотреть, что госпожа Спратлен будет заявлять по поводу демократии и прав человека в Узбекистане. Она, как опытный дипломат, конечно же, понимает, что в Ташкенте такие игры не пройдут. Но есть ли у США другая стратегия в регионе?
Перемещение столь опытного дипломата из Бишкека в Ташкент пусть косвенно, но все-таки свидетельствует, что США ставку в Центральной Азии делают именно на Узбекистан.
На уже упоминавшейся конференции Спратлен был задан вопрос, будет ли она обсуждать неприятные для официального Ташкента вопросы. На что госпожа Спратлен ответила осторожно и пространно. Как дипломат, она будет искать «те возможности, которые представляют обоюдный интерес и обоюдные возможности». Чуть больше конкретики было в резюмирующей части: «Нашей общей целью является, чтобы Узбекистан и его соседи были стабильными и безопасными странами. Ежегодные двусторонние консультации показали, что можно обсуждать очень широкий круг вопросов».
Исходя из этого, и ряда других посылов следует: США склонны продолжить заигрывания с Узбекистаном, причем в предельно корректном, деидеологизированном и прагматичном контексте.
Безусловно, точкой соприкосновения выступит Афганистан. Фактор Афганистана – это и инструмент, и ресурс для США. Однако по ту сторону баррикад стоит многоопытный Ислам Каримов, который вряд ли склонен допустить, чтобы им и его страной манипулировали. Ташкент будет прислушиваться к мнению Вашингтона до тех пор, пока это не будет угрожать сложившемуся балансу сил. А пока же новому послу США в Узбекистане вряд ли стоит педалировать острые для Ташкента вопросы. Лучше всего ей ознакомиться с культурой и искусством узбекского народа, посетить Хиву и Бухару. Именно этим, судя по пресс-конференции, госпожа Спратлен и займется в ближайшее время.
И все же нельзя утверждать, что миссия Спратлен в Узбекистане будет чисто технической. Она хороший аналитик и ее задача сейчас будет с прицелом на 3-4 года, найти контакт с элитами и поспособствовать, чтобы вслед за Исламом Каримовым к власти пришел проамериканский политик.
Правила комментирования
comments powered by Disqus