Руководитель Казахского национального конгресса Адиль Тойганбаев предложил ввести в Казахстане пост вице-президента, который, по сути, должен восприниматься в обществе как ключевая фигура при передаче власти в так называемый транзитный период. Г-н Тойганбаев убежден, что именно этот подход позволит Казахстану избежать потрясений в будущем, когда встанет вопрос о преемственности власти.
Народовластие в действии
По мнению г-на Тойганбаева, изложенном на его персональном сайте, лучшим ответом на вызовы времени, и политические проблемы любого типа станет укрепление институтов народовластия, формирование полноценной прозрачной правовой демократической системы. Ориентиром движения должна быть конституционная реформа, способная воплотить волю гражданского общества и приближающая его к самому высокому уровню самостоятельности.
Это жизненная необходимость для государства, придающая ему запас стабильности, формирующая равновесную многовекторную политическую систему. Поэтому, по его словам такую реформу логичнее всего начинать с учреждения в Казахстане поста вице-президента, избираемого на общенациональных выборах одновременно с президентом на полный срок исполнения полномочий самого главы государства. Вице-президент должен избираться по представлению кандидата в президенты и по единому с ним избирательному бюллетеню.
«В соответствующих статьях Конституции необходимо оговорить весь функционал и список полномочий вице-президента, включающий не только исполнение всей полноты президентских полномочий в случае необходимости, но и текущие обязанности второго должностного лица с момента инаугурации обоих высоких должностных лиц, соответствующие мировой правовой практике и доверию, оказанному на общенациональных выборах. Принципиально, чтобы второе должностное лицо в стране гласно и открыто избиралось гражданами Республики, а не менялось путем аппаратных игр и клановых интриг. Не менее принципиально и избрание вице-президента на срок, аналогичный президентскому, что дает ему качественный иммунитет от противодействия чиновничества и даже со стороны президентской вертикали, поскольку избранный вице-президент подотчетен исключительно народу Казахстана и только перед ним несет свою ответственность», - подчеркнул г-н Тойганбаев.
Согласно мировой практике вице-президент избирается вместе с президентом и на тот же срок. В период отсутствия главы государства вице-президент исполняет в ограниченном объёме некоторые его полномочия; выполняет частные поручения и общественные обязанности; при отставке импичменте и смерти президента исполняет его обязанности.
Есть простые механизмы
Представитель научно-образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев считает, что то, что предлагает Тойганбаев - это механизм отрешения от власти действующего президента, а не механизм преемственности. Он не имеет смысла, если это не исходит от президента, а у него есть другие, более простые механизмы.
«Реалии "завтрашние", то есть постпрезидентские будут отличаться от сегодняшних очень сильно. Поэтому нет смысла говорить о людях. Надо говорить об институтах. Может ли такая система приблизить Казахстан к демократическим переменам? Если должность предусматривает электоральные процедуры, механизм ротации и отрешения, и все это в условиях свободы слова и собраний, то приблизит. Если нет хотя бы одного условия, то отдалит. Все президентские системы в развитых странах имеют такой институт. Фактически избирается пара. То есть включаются коллективный имидж и солидарная ответственность. Насколько это серьезная позиция? Если всерьез обсуждать данное предложение, то нужно понять, что невозможно создать вице-президента из воздуха. Вице-президентство - плод партийных машин Запада, так же как и президент, и его администрация, и лоббистские группы, и система местных органов власти. Материализовать вице-президента из "эфира" - занятие бесполезное и вредное. За вице-президента отдельно нигде в мире не голосуют, только в команде с президентом. Так что не дай бог, если мы будем авторами такого новшества», - заметил Еркин Иргалиев.
«Пятое колесо» телеги
Политолог Ерлан Саиров считает, что должность вице-президента напоминает "пятое колесо" телеги, так как о транзите власти в Казахстане говорить нет смысла, к этому не готово само общество. Сейчас приоритетом является внедрение политической культуры для плавного перехода к более высокому уровню демократии. Нет политической культуры не потому что, общество не зрелое. Приоритеты нужно ставить совсем иные. Одним из механизмов безопасного транзита власти является максимальное привлечение представителей общества к разного рода государственным решениям. Создание реального договора между обществом и государством. К чему, я надеюсь, мы придем после президентских выборов», - убежден Ерлан Саиров.
Директор Центра перспективных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев заметил, что в первые годы независимости в Казахстане существовала должность вице-президента, но всем было понятно, что позиции президента настолько сильны, что необходимость в ней отпала сама по себе. Сейчас же, когда актуализировался вопрос о плавном переходе, такая позиция нужна, считает г-н Чеботарев.
«Как показывает туркменский опыт, никакие нормы, прописанные в Конституции, не гарантируют, что транзит власти пройдет, как прописано в основном законе, свидетельством чему стала смерть Сапармурата Ниязова. Поэтому внедрение института вице-президенства хороший ход с точки зрения обеспечения преемственности. Эта модель очень хорошо работает в США. Для легитимизации этого процесса лучше избирать, а не назначать вице-президента. Мы более открытая страна, чем Туркменистан, поэтому жесткий силовой захват власти вряд ли возможен, но лучше подстраховаться. Если исходить из норм Конституции, то фактическими преемниками могут быть сразу три лица – два спикера обоих палат парламента и премьер-министр. Здесь возможны разночтения, а когда фигура одна, то это более надежно», - заметил Андрей Чеботарев.
Декорации не нужны
Политолог Максим Казначеев наоборот считает, что есть опасность, что вновь вернув должность вице-президента можно опять создать очередную декоративную государственную позицию, как в случае, например с государственным секретарем РК, которого г-н Казначеев назвал номинальной фигурой. Все транзитные процедуры, так или иначе, прописаны в Конституции, сказал он. И в отличие от Андрея Чеботарева он наоборот считает, что именно механизм, предусмотренный основным законом, когда есть три потенциальные фигуры преемника более гибкий, чем опираться только на авторитет одного человека.
«Пока это предложение больше похоже на демонстрацию активности ради активности. А если вводить этот институт, то только на избирательной основе, в тандеме с президентом и опробовать уже на предстоящих 26 апреля выборах. У нас предусмотрен механизм передачи полномочий в случае форс-мажора по вертикали, а для того, чтобы ввести горизонтальную систему, нужно менять саму структуру, на что сейчас власть не пойдет», - сказал г-н Казначеев.
Нужна сильная фигура
Экономист Петр Своик заметил, что действующий президент вполне мог бы для начала инициировать дополнение Конституции постами двух избираемых вместе с ним его заместителей, один из которых по должности председатель мажилиса, а другой – председатель Конституционного суда. Тем самым на выборах он укрепил бы и свою легитимность, и разделил бы ее между двумя не просто доверенными людьми, но и между ветвями власти.
С этого можно было бы начать преобразование президентского правления в президентско-парламентский формат, с передачей парламенту права формирования правительства и контроля его деятельности.
«Президент должен остаться сильной политической фигурой, гарантом конституционных балансов, социального развития и межнациональной стабильности. Руководство же экономикой, включая формирование правительства и его программы, назначение руководителей национальных холдингов и компаний должно отойти к законодательной и исполнительной ветвям власти. Само собой, парламентские и другие выборы должны быть избавлены от практикуемых ныне фальсификаций, для чего избирательные комиссии должны формироваться на основе паритетного представительства участвующих в выборах партий или кандидатов», - заключил он.
Первым и единственным вице-президентом РК был Ерик Асанбаев, который во время президентских выборов 1991 года баллотировался с Нурсултаном Назарбаевым и был избран вице-президентом. С принятием новой Конституции в 1995 году должность вице-президента была упразднена, однако Е. Асанбаеву была дана возможность исполнять свои обязанности до окончания срока. Ерик Асанбаев, еще в 1992 году создал «Стратегию развития и формирования независимого Казахстана». Он умер в 2004 году в возрасте 68 лет.
Правила комментирования
comments powered by Disqus