Случившиеся протесты в Грузии вывели в новую плоскость вопросы о принятии закона о неправительственных организациях. И этот закон, как правило, важен не только тем же грузинам, но республикам Средней Азии. Ведь не секрет, что в Туркестане представлено огромное количество разного рода неправительственных организаций, миссий, фондов. Ситуация с развитием всех проамериканских фондов и НПО актуальна в большей степени для Кыргызстана и Казахстана.
Закон об НПО или новая «цветная революция»?
Напомним, протесты в Грузии начались как раз из-за принятия в Парламенте страны закона об НПО. 14 февраля парламентарии выступили с законотворческой инициативой "о прозрачности иностранного влияния". Это значит, что СМИ и НПО, имеющие иностранное финансирование (от 20 и более %), и влияющие на принятие тех или иных решений, должны встать на учёт в Минюсте страны как агенты иностранного влияния и предоставлять ежегодную финансовую декларацию. Иначе НПО-сектору и СМИ грозит штраф около – 9,5 тысяч долларов.
7 марта закон об НПО-деятельности вступил в силу, и весь мир стал свидетелем того, как Грузия быстро скатилась в пучину протестов. Многие эксперты окрестили эти протесты новой «цветной революцией». Один из грузинских сенаторов написал в своём ТГ-канале, что протесты в Грузии срежиссированы США и имеют все основания перерасти в «цветную революцию».
«Грузия, похоже, выбрана американцами для очередной цветной революции. Понятно, что закон об иноагентах был лишь предлогом»…
С ним согласен и российский политолог, заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.
«Нынешние события в Грузии имеют все черты сценария цветной революции. Дело не в законе об иноагентах. Дело том, что нынешнее правительство Грузии, несмотря на явную проамериканскую ориентацию, не поддается на провокации Запада и не открывает второй фронт против России, – считает Владимир Шаповалов.
Понятно, что грузинские политики пытаются проводить свою политику независимо от своих кураторов в интересах грузинского народа, однако, это не нравится заокеанским и европейским партнёрам, которые принуждают Грузию к евроинтеграции. А вот для чего – это уже другой вопрос.
Грузия - есть! Кто следующий?
Но вернёмся к странам Средней Азии. Например, в том же Казахстане НПО-сектор развит и представлен достаточно широко. К тому же, бытует мнение, что в январских протестах 2022 года неправительственный сектор тоже отыграл свою роль.
Естественно, что ситуация в Грузии наталкивает на размышления о том, что в Казахстане тоже бы надо принять подобный закон. Ведь не секрет, что по линии различных неправительственных организаций вливается достаточное количество средств.
Только в 2021 году NED выделил казахскому гражданскому обществу грантов на сумму 1,200 миллионов $. Не отстаёт от NED – Open Society Foundation (OSF), в 2021 году эта организация выделила финансовой помощи в размере – 1,5 миллиарда тенге.
Помимо этих организаций, есть ещё так называемые ЛОМы (лидеры общественного мнения), которые тоже сидят на грантах от США. К таким можно отнести небезызвестного лидера непризнанной «Демократической партии Казахстана», ему были выделены финансовые средства на «Клуб казахстанских журналистов», который, кстати сказать, существует только на бумаге.
Также, одному из казахстанских правозащитных центров «Казахстанскому международному бюро по правам человека и соблюдению законности», возглавляемому Евгением Жовтисом, выделено – 197 миллионов тенге по линии NED.
Всех, кто получает финансовую помощь от Запада - и не перечислишь. Важно другое, эти люди «продали себя». А кто «продаёт себя» в угоду другому государству, тот должен будет исполнить волю другого. Проще говоря, попросят их «полезть на баррикады», они и не будут сопротивляться. Ведь как говорится, «за всё уплачено».
Тем более что в Казахстане назначены выборы в парламент. А там, где случается яркое политическое событие в стране, там обязательно найдутся те, кто будет недоволен. И будет очень хорошо, если недовольство останется «на кухне», а не польётся кровавой рекой на улицах страны.
И всё-таки надо принять…удар или закон?
Рекордсменом по числу «цветных революций» среди всех среднеазиатских стран можно считать Кыргызстан. Есть и немаловажная причина этого. Всё тот же неправительственный сектор, который играет не самую последнюю роль в принятии или продавливании политических или общественных решений. Так, например, в феврале прошлого года депутат кыргызского парламента Надира Нарматова заявила о том, что в стране необходимо принять закон, регулирующий неправительственный сектор. Тогда на эту инициативу нардепа отреагировали сами грантоеды, назвав последнюю «пособником Кремля».
А уже в этом году, во время грузинских событий, спикер Парламента Нурлан Шакиев заявил:
«Куда нашу молодежь ведут НПО? На какие деньги? Вы видите, есть опасения для нашего будущего. Сейчас речь о трансгендерах, к сожалению, тенденция растет. Мы должны бороться с этим явлением, кабмин должен работать в этом направлении. На самом деле это большая проблема», — сказал Нурланбек Шакиев.
И тут ведь не поспоришь с торага. Финансовые вливания идут, а налогов в государственную казну не поступает. На этот счёт очень точно выразился политолог из Кыргызстана, директор центра экспертных инициатив «Ой-Ордо» Игорь Шестаков. На одном из проводимых круглых столов эксперт заявил:
«По примерным подсчетам, на территории нашей республики зарегистрировано более 30 тыс. различных НПО, многие из них занимаются социальными и полезными для общества проектами. Но из моего личного опыта общения с представителями таких организаций, их финансирование в разы меньше, чем у тех неправительственных структур, которые занимаются вопросами демократических преобразований. На данный момент сформировались "традиционные" фонды, которые их финансируют. Один из них – Фонд Сороса (признан нежелательной для России организацией), который заявляет, что работает на благо Кыргызстана, однако есть мнение, что фонд продвигает интересы США и пытается навязать свое видение, в том числе и на то, как в стране должны развиваться политические процессы. В этой связи возникает логичный вопрос – кто был основным заказчиком и спонсором, например, во время революции 2005 года, когда четко прослеживалась ключевая роль НПО», – отмети он.
Так может быть, властям Кыргызстана и Казахстана озадачиться этим вопросом, найти политическую волю для принятия подобного закона? Иначе, так можно долго и нудно страдать от сотрясающих страну протестов, откатываясь всё дальше и дальше от истинной демократии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus