Недавно подписанный Президентом России Владимиром Путиным указ о создании федерального агентства по делам национальностей породил целую волну предположений об основном предназначении создающейся структуры. Одной из версий учреждения федерального агентства называется вопросы взаимоотношения коренных россиян и мигрантов, значительный поток которых идет из Центральной Азии.
С 1 января 2015 года трудовые мигранты перешли на такую форму взаимоотношений как патент. Патент – представляет собой форму легализации трудовых отношений иностранных граждан, прибывших в страну, для того чтобы работать. Предполагается, что патентование сделает пребывание мигрантов в России более цивилизованным и поможет снизить социальную и иные виды нагрузки на принимающее общество.
Вопросы взаимоотношений мигрантов и коренных жителей в России излишне политизируются. Зачастую СМИ, стремящиеся к острым и сенсационным материалам, публикуют не соответствующие реальности материалы. Так, в январе 2014 года было много публикаций о том, что миграционный поток из Центральной Азии в Россию иссяк и, дескать, мигрантам просто не выгодно приезжать в нашу страну на заработки. Однако очень скоро выяснилось, что сезонные колебания миграционных потоков журналисты выдали за тенденцию. Сейчас, и это признает возглавляющий ФМС К. Ромадоновский, миграционный поток фиксируется на уровне прошлого года.
Сокращение же объемов денежных переводов по итогам 2014 года, от которых по данным Всемирного банка, зависит 42 % экономики Таджикистана, 31,5 % экономики Кыргызстана действительно имеет место быть (в Таджикистане на 7,6 %, в Узбекистане на 15,5 %, Кыргызстан на 2,1 %). Все эти сокращения объясняются падением котировок российского рубля по отношению к американскому доллару. Добавлю, что в эти цифры входят не только денежные переводы мигрантов, хотя эксперты отмечают, что львиную долю составляют именно переводы этой категории.
Продемонстрировавший в последние месяцы динамику роста российский рубль, а также возрастающая сезонная потребность российской экономики в дешевой рабочей силе, несомненно, актуализирует вопрос о дополнительных трудовых потоков из Центральной Азии.
В этой связи не теряет актуальности вопрос о взаимоотношениях трудовых мигрантов и коренного населения России. В этом вопросе, к сожалению, также множество мифов. Прежде всего, необходимо отметить, что в России можно говорить о мигрантофобии, но не о ксенофобии в отношении жителей Центральной Азии. Коренных этносов страны принципиально настораживает не этническое происхождение (узбек, кыргыз или таджик), а то, что многие из трудовых мигрантов не адаптированы в реалии российского общества и ведут маргинальный образ жизни. Иными словами, опасения вызывает не факт этнического происхождения, а социальный этос, который предполагает статус нелегального мигранта.
Впрочем, система патентования иностранных трудовых ресурсов будет постепенно деактуализировать этот вопрос. Отрадно и то, что относительно недорогой патент будет покупаться в субъектах федерации, в которых собирается работать трудовой мигрант, и, соответственно, платить деньги он также будет в региональные бюджеты. Такая модель предполагает более симметричное распределение ресурсов по субъектам Российской Федерации, а также позволит оперативнее фиксировать и удовлетворять потребности экономики в трудовых ресурсах из-за границы.
Что же касается Агентства по делам национальностей, то оно, безусловно, подключиться к проблемам мигрантов. Роль созданного агентства видится в том, что посредством качественного мониторинга и умелой работы с землячествами и лидерами общественного мнения в миграционной среде будет налажена систематическая работа по профилактике ксенофобских и экстремистских настроений.
Сегодня вопрос взаимоотношения коренных жителей и мигрантов представляет собой смесь реальных проблем и надуманных мифологем. Безусловно, мигрантофобия может приобрести и приобретает этнические коннотации, но вопрос в том, что реально большинство россиян поддерживают процессы евразийской интеграции с центральноазиатскими республиками. А это значит, что для большинства населения страны важно упорядочить миграционные потоки, легализовать их, а не прекратить. Это также означает, что необходимо правильно позиционировать стремление самих мигрантов измениться, адаптироваться не только к потребностям российской экономики, но и российского общества. Например, запрос граждан Таджикистана на изучение русского языка органично вписывается в этот контекст. Эти и другие факторы нуждаются в соответствующем позиционировании.
Россия в ближайшие десять-двадцать лет сможет снизить миграционную нагрузку, однако обойтись без трудовых ресурсов из Центральной Азии не получится. Поэтому задача власти и общества создать условия для безболезненной адаптации трудовых мигрантов, которые, в свою очередь, должны приложить все усилия, для того чтобы соответствовать требованиям принимающей стороны. Ведь, в чужой монастырь со своим уставом не лезут.
Правила комментирования
comments powered by Disqus