90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Киргизия в ЕАЭС: Крестьяне торжествуют, торговцы — в печали

31.05.2015 12:23

Экономика

Киргизия в ЕАЭС: Крестьяне торжествуют, торговцы — в печали

Вступление Киргизии в ЕАЭС — вынужденная мера, которая в ближайшие пару лет может создать трудности для экономики республики. Однако в перспективе эксперты ожидают восстановление экономики и прихода инвесторов из Казахстана, России и Беларуси. Такого мнения придерживаются в большинстве своем эксперты из самой Киргизии.

Павел Дятленко, киргизский политолог, кандидат исторических наук

— Как, на ваш взгляд, вступление этой страны в ЕАЭС повлияет на экономическое положение Киргизии?

— Вступление дает шанс на развитие нескольких отраслей промышленности и сельского хозяйства через открытие рынков других стран ЕАЭС (в первую очередь РФ и РК), упрощает трудовую миграцию и создание различных совместных бизнес-проектов. Все это может привести к экономической и социальной стабилизации и развитию, что отвечает интересам и других стран ЕАЭС.

— Насколько эффективно работают пограничная и таможенная службы Киргизии?

— Меры по «закрытию» границы с КНР предпринимаются, но оценить их эффективность сейчас очень сложно. К тому же есть группы экономически заинтересованные в сохранении ее прозрачности. Потребуется некоторое время для переориентации их интересов. Вопрос о проницаемости границы надо постоянно держать в поле зрения и контролировать.

— Как в самой Киргизии воспринимают факт присоединения к союзу?

— В целом значительная часть политической и экономической элиты общества поддерживает присоединение. Это подтверждается проводимыми разными структурами опросами общественного мнения в течение последних нескольких лет.

— Какие отрасли имеют реальные перспективы развития благодаря вхождению КР в союз?

— В первую очередь это сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность. КР может постепенно наладить поставки экологически чистых и недорогих продуктов сельского хозяйства (молоко, мясо, овощи, фрукты, орехи) и их же в переработанном виде, качественных изделий швейной индустрии, продукции пчеловодства. Отдельно надо назвать различные виды туризма. При определенных условиях возможно развитие горнорудного сектора.

— Какие проблемы для Казахстана несет в себе присоединение республики к ЕАЭС?

— Есть определенные риски, с которыми надо работать. Это защита границ от потоков контрабанды, возможный всплеск трудовой миграции сразу после вступления КР в ЕАЭС (из-за высокой безработицы и низкого уровня зарплат в КР), серьезное экономическое и технологическое отставание КР от других стран ЕАЭС, нерешенные приграничные вопросы (границы КР с Узбекистаном и Таджикистаном теперь становятся внешними границами ЕАЭС), слабое государство и плохо исполняемые законы, проблемы с санитарно-эпидемиологическим контролем, логистикой и инфраструктурой в КР.

Марат Мусуралиев, экономист, заместитель директора консалтинговой компании Smart Business Solutions Central Asia

— Как, на ваш взгляд, вступление этой страны в ЕАЭС повлияет на экономическое положение Киргизии?

— В целом позитивно, но не радикально. КР еще предстоит довести до требуемого уровня свои лаборатории по сертификации продукции и разваленную со времен Акаева систему ветеринарии. Учитывая, что в республике порядка 7,8 млн голов скота, на его паспортизацию-идентификацию тоже уйдет не один месяц. Процедуру аудита указанных систем специалистами стран ЕЭАС, уверен, Кыргызстан должен пройти. Тому, кто уверен в своей подготовленности, экзамена бояться не стоит. Аудит будет даже полезен, он выявит «узкие» места, которые надо будет устранять.

Резко увеличить объемы сельхозпроизводства в Кыргызстане тоже не получится. Да, формально, при соответствии продукции требованиям ЕАЭС, производители КР получат доступ к 30‑кратно более емкому и в два-три раза более платежеспособному рынку сбыта ЕАЭС. Но, во-первых, логистика остается прежней: 96,6% грузов в КР перевозится автомобильным транспортом — самым энергоемким и самым дорогостоящим из сухопутных видов транспорта. То есть автотранспортировка уже сделает эту сельхозпродукцию не очень конкурентоспособной. Во-вторых, после тотальной приватизации 1990‑х годов несколько сот коллективных хозяйств на селе были раздроблены на 300 тысяч крестьянских хозяйств. И на каждое такое «хозяйство» в среднем приходится лишь 2,7 га земли. С учетом необходимости обеспечения севооборота, при делении данного участка на пять или шесть, выходит, что на каждую культуру отведено лишь 0,5 га. На такой площади физически невозможно обеспечить ни рентабельного сельского хозяйства, ни значимых объемов производства.

Для граждан КР, находящихся в трудовой миграции, а в РФ их 95% от общей численности — да, будут некоторые послабления. После вхождения в ЕАЭС им не потребуется покупать патент за 15–40 тысяч рублей и затрачивать ежемесячно порядка двух тысяч рублей на его продление. Но при этом прошу учесть, что рубль за последний год девальвировал более чем в полтора раза. То есть реальный заработок этих мигрантов также снизился.

— Насколько решена проблема с «прозрачностью» границы Киргизии и КНР?

— С КНР У Кыргызстана лишь два погранперехода: Торугарт и Эркештам и оба — высокогорные и автомобильные, взять их под контроль несложно. В принципе этот механизм ежедневного обмена информацией с таможенными службами государствами ЕАЭС отработан. Если у других членов ЕАЭС будут сомнения, то несложными техническими средствами можно установить круглосуточный мониторинг трафика через оба этих КПП.

— Как в самой Киргизии воспринимают факт присоединения к союзу?

— Абсолютное большинство граждан оценивает предстоящее вхождение КР в ЕАЭС позитивно. Да, есть и риски, которые пытаются выпячивать НПО, финансируемые из-за рубежа, но это их проблема, они просто отрабатывают деньги своих иностранных работодателей.

— Какие отрасли имеют реальные перспективы развития благодаря вхождению КР в союз?

— Проблема в том, что за годы псевдореформ в КР был уничтожен большей частью весь реальный сектор экономики. Рушить, как известно, легко, а восстанавливать — дорого и длительно. Заводы развалены, квалифицированные кадры либо выехали из республики, либо уже ушли на пенсию. Полагаю, что постепенно будет восстанавливаться швейная промышленность, правда, без первичных звеньев: растениеводства и животноводства, как это было при СССР. Сырье (ткани, нити и фурнитуру) завозят из-за рубежа. В случае укрупнения сельских хозяйств постепенно можно будет рассчитывать на восстановление и сельхозпроизводства и сельхозпереработки. О машиностроении говорить не приходится, его уничтожили надолго.

— Какие, на ваш взгляд, проблемы для Казахстана несет в себе присоединение республики к ЕАЭС?

— Насколько уловил, у Казахстана есть опасения относительно эффективности работы таможенных постов по новому внешнему периметру ЕАЭС, приходящемуся на границу Кыргызстана с Китаем, Таджикистаном и Узбекистаном. Если вам это столь осязаемо, подумайте относительно того, как сделать перепроверку страны происхождения, качества и таможенной легитимности товаров, выезжающих из Кыргызстана в Казахстан. В случае если данная процедура будет не очень емкая по времени, то это позволит нейтрализовать риски и снять опасения.

Кадыр Маликов, директор аналитического центра «Религия, право и политика»

— Как, на ваш взгляд, вступление этой страны в ЕАЭС повлияет на экономическое положение Киргизии?

— Наверное, это самый сложный вопрос, а именно рисков связанных с социально-экономическими трудностями на первых этапах и использования недовольства в политических целях внутри страны. Кыргызстан получил хоть и не все, но все же определенные преференции при вступлении в ЕАЭС. Возможно, это будет являться смягчающим эффектом от резкого скачка цен, защиты внутреннего производителя, привлечения инвестиций, субсидий и т.д. Самому Кыргызстану без помощи извне будет сложно, поэтому некоторые даже предлагали, чтобы РФ взяла Кыргызстан на определенный отрезок времени на дотацию, как некоторые республики Северного Кавказа РФ.

Трудности будут, но в целом вступление Кыргызстана в ЕАЭС, учитывая экономические интеграционные процессы да и геополитическую ситуацию, сложившуюся в мире и в регионе,— это нормальный процесс в рамках взаимных экономических выгод. Но главное чтобы в данном союзе не было довлеющего доминирования одного над другими по схеме старший и младший брат, чтобы объединение не затрагивало суверенитета и политическую независимость членов ЕАЭС. Кыргызстан прошел свой исторический путь, возможно, не совсем удачный, но мы ищем свою политическую модель демократического развития.

— В Казахстане больше всего опасаются, что после открытия границы к нам хлынет поток китайской контрабанды через Кыргызстан.

— Контрабанда в любом случае будет, но основной поток остановят. Бизнесмены, готовясь к вступлению Кыргызстана в ЕАЭС, уже заполнили свои склады разными товарами, потому что после введения таможенных пошлин для китайских товаров ввозить их будет невыгодно. С другой стороны, чтобы был нужный эффект, нужны госзаказы отечественным производителям по тем товарам, которые мы производим сами, чтобы развивать свое производство.

— Как в самой Киргизии воспринимают факт присоединения к союзу?

— Население опасается резкого скачка цен. Рынок недвижимости, по сути, встал. Все ждут либо повышения, либо падения цен на недвижимость. В целом население надеется, что будет лучше, а не хуже. Однако много и тех, особенно среди молодежи, кто не поддерживает присоединения к союзу, так как не хочет «после иномарок пересаживаться на машины АвтоВАЗа».

— Какие отрасли имеют реальные перспективы развития благодаря вхождению КР в союз?

— Сельское хозяйство, включая животноводство, легкая промышленность, туризм, энергетический сектор. По сути, все. За годы независимости были развалены заводы и фабрики. Кыргызстан занимался до сегодняшнего времени в основном реэкспортом товаров из Китая в Казахстан и РФ.

— Какие проблемы для Казахстана несет в себе присоединение республики к ЕАЭС?

— Думаю, особых проблем Кыргызстан не создаст. Возможно, в Казахстан вначале придут товары из Кыргызстана, что повысит конкуренцию на рынке и где-то собьет цены в Казахстане. Но вряд ли это продлится долго. В целом Казахстан опережает Кыргызстан в разных секторах экономики, сфере услуг, бизнесе. Также вопрос волны трудовой миграции пока не так остро стоит — наплыва мигрантов не случится.

Важным будет вопрос об инвестициях в разные сектора экономики Кыргызстана под государственные гарантии. Кыргызстан нуждается в серьезных инвестициях. К сожалению, некоторые предполагаемые инвестиции в проекты национального масштаба так и остались на бумаге. Из-за конфликта на западных рубежах России для нее крайне важным является удержание стабильности на южном направлении, а именно на Кавказе и в Центральной Азии. Поэтому Москва проект по Камбар-Ате-1 из-за позиции Узбекистана фактически остановила, работа продолжается лишь на небольшом верхненарынском каскаде. Что касается среднего бизнеса в КР, то он играет важную стабилизационную роль в национальной экономике. И главное чтобы не получилось как в Казахстане, где российский бизнес начал угрожать этому сегменту.

Марс Сариев, политолог:

— Марс Осмонкулович, как, на ваш взгляд, вступление Киргизии в ЕАЭС повлияет на ее экономическое положение?

— Это сложный вопрос. Я думаю, вхождение Кыргызстана в ЕАЭС в перспективе даст, конечно, хорошие экономические результаты, потому что республика в последние годы превратилась в страну, занимающуюся, по сути, реэкспортом китайских товаров в Казахстан и Россию. Практически полностью угроблена вся промышленность, сельское хозяйство. Киргизия стала страной, которая занимается куплей-продажей и вывозом сырья. ЕАЭС дает нам возможность возродить экономику, создать фабрики, заводы, перерабатывающие предприятия, развить горнорудную промышленность. В республику придут инвесторы из России, Казахстана и Беларуси. Это все в перспективе.

Сейчас же, сразу после вхождения в ЕАЭС, будет трудный период. Наверняка в республике подскочат цены, что даст отрицательный результат. Поскольку зарплаты в Киргизии несоизмеримы с доходами членов ЕАЭС, аграриям будет выгоднее продавать мясо-молочную и плодоовощную продукцию в более благополучные Казахстан и Россию. Конечно, сельхозпроизводители будут получать свои доходы, наверняка они у них вырастут, что в целом хорошо. Но для городского населения цены вырастут, что дестабилизирует социальную обстановку в Кыргызстане. Правительство Темира Сариева пытается амортизировать переходной период, предотвратить резкий скачок цен на продукты питания, чтобы снизить социальную напряженность в обществе.

— Какие меры будут предприниматься?

— Премьер-министр КР г-н Сариев объявил, что будут созданы штабы быстрого реагирования. Думаю, роль этих штабов будет выполнять кабинет министров. Соответственно, будет ручное управление, которое будет анализировать уязвимые места, большие скачки цен и купировать нарастающие проблемы. В этой связи создается фонд развития, который также будет помогать в решении возникающих трудностей. Насколько эффективно будет работать ручное управление и штабы — вопрос открытый. Нас ждут трудные времена, как минимум пара лет. Киргизия осознает все эти последствия, но у нее, к сожалению, нет другого выхода, поскольку с созданием ЕАЭС закрылись границы, реэкспорт стал невозможен. У нас нет другого выхода, кроме как вступить в ЕАЭС и возродить экономику. В краткосрочной перспективе у Кыргызстана из-за вступления в ЕАЭС возникнут проблемы, а в долгосрочной — будет положительный эффект.

— В Казахстане не без некоторых оснований опасаются, что киргизская граница останется проницаемой для китайских товаров, что противоречит основополагающей идее ЕАЭС. По вашим данным, предпринимаются ли меры, чтобы «закрыть» границу Киргизии и КНР?

— Да, на границе контрольно-пропускные пункты оснащаются, технически помощь оказывает Россия. По фитосанитарному и ветеринарному направлениям также идет работа, разворачиваются лаборатории. Но они, к сожалению, следует признать, оставляют желать лучшего. Очень медленными темпами они модернизируются и оснащаются. По-моему, только две ветеринарные лаборатории соответствуют стандартам Евразийского экономического союза. Потом еще не следует забывать про дырявые границы, у нас есть анклавы, неделимитирована граница с Узбекистаном и Таджикистаном. Это очень большой соблазн для контрабандистов. Здесь нужно решать клубок вопросов, к решению которых уже подключается российская сторона. Думаю, до осени граница с Казахстаном не будет открыта, поскольку не будут еще решены вопросы с дырами на границах с Узбекистаном и Таджикистаном.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://expertonline.kz/a13664/

Показать все новости с: Темиром Сариевым , Марсом Сариевым

31.05.2015 12:23

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
2 029 945

граждан Узбекистана находятся на территории России

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31