Денис Бердаков, политолог (Бишкек):
Премьер-министр Кыргызстана Темир Сариев утвердил постановление страны о денонсации соглашения США от 1993 года, сообщается на сайте киргизского правительства. Документ вступит в силу 20 августа 2015 года.
Что поразило всех как внешних, так и внутренних наблюдателей — так это скорость, с которой было принято подобное решение. 13 июля 2015 года Госдепартамент США наградил орденом в области защиты прав человека активиста, этнического узбека Азимжана Аскарова. На это повлияло несколько факторов.
Во-первых, 4 октября 2015 г. должны состояться сложные выборы в Парламент Кыргызстана (Жогорку Кенеш), которые в условиях несбалансированности системы и сильнейшей конкуренции за места в парламенте (Киргизия — парламентская республика, и место в парламенте здесь значит гораздо больше, чем в соседних странах) в стране всегда вызывают социально-политическое напряжение.
Во-вторых, после трагических событий 2010 года ситуация на Юге Кыргызстана далека от идеальной, многое сделано правительством республики, но конфликт может вспыхнуть в любой момент. Поэтому награждение этнического узбека, которого власть на основании судебных решений считает преступником, была воспринята частью правящей элиты, как заявка на дестабилизацию и нота неуважения всему государству от госдепартамента США.
МИД Кыргызстана предупреждал госдепартамент США о намерении денонсировать договор, но так как решение осталось в силе, то пошли на разрыв ключевого соглашения с правительством США.
Чем конкретно это может ударить по Киргизии?
Будет прекращено предоставление налоговых, таможенных льгот (примерно 30–38% налогов, пошлин, сборов придется выплачивать с каждого проекта), отменены привилегии и иммунитет гражданам США, задействованным в проектах, приравненным к административно-техническому персоналу. Хотя, как показывает опыт других стран, в Киргизии тот же самый персонал и проекты можно перевести в категорию посольских проектов и программ, и их статус сохранится.
Пока не ясно, будет ли свернут поток грантов, технической и консультационной помощи, который предоставлялся Кыргызстану ежегодно примерно на сумму 100 млн долл. С момента обретения независимости Кыргызстана в 1991 году США оказали стране помощь в размере около 2 млрд долл. «для поддержки и укрепления демократических преобразований».
МИД Кыргызстана не исключил вероятности сокращения или даже сворачивания помощи, которую оказывали США в рамках данного соглашения. Однако отметил «что когда речь идет о преднамеренных действиях, направленных против укрепления межэтнического мира и согласия в нашей стране, и когда создавшаяся ситуация в корне не отвечает национальным интересам нашего государства, любая помощь, предоставляемая со стороны США, теряет свою значимость».
Посольство США в Бишкеке отметило, что «денонсация договора ставит под угрозу финансируемые США программы в КР». Однако оговорились: «Мы будем и дальше сотрудничать и оказывать поддержку народу Кыргызстана». Технически это возможно, никто не запрещал оказывать помощь республике, просто теперь придется платить налоги. Хотя эксперты отмечают, что конгресс США может и не согласиться на такие «нецелевые» статьи расходов предоставления гуманитарной помощи.
По факту имеем следующее: техническая помощь, которую оказывает США республике, очень важна, к примеру, в сфере здравоохранения. Благодаря вакцинации и обучению, поддержанным USAID, КР стала единственной страной в ЦА, в которой не было вспышки полиомиелита в 2010 году. Поддержка США сыграла ключевую роль в том, что КР – страна, совершенно свободная от малярии. Программы USAID по поддержке материнского и детского здоровья помогли снизить смертность среди новорожденных и детей младшего возраста на две трети.
Или программа содействия Жогорку Кенешу Кыргызской Республики (KPSP), в рамках которой в парламент республики установили офисную технику, и большинство законов пишется при технической помощи экспертов, нанятых на деньги USAID. Поэтому, если будет прекращена поддержка страны по инфраструктурным, медицинским, финансовым проектам – это может сказаться на уровне жизни населения. С другой стороны, нынешняя власть четко показала, что не позволит ставить свою легитимность под сомнение даже со стороны супердержавы.
Юлия Якушева, заместитель генерального директора, руководитель аналитического отдела ИАЦ МГУ, эксперт РСМД:
Полагаю, что односторонняя денонсация Кыргызстаном Соглашения между Правительством Кыргызстана и Правительством США относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия, представляет собой отражение готовности киргизских властей решительно ограничивать влияние Вашингтона на внутриполитические процессы в республике. Начиная с 1990х гг. Кыргызстан был наиболее удобным для США форпостом гуманитарного и политического воздействия в центрально-азиатском регионе. Не случайно именно бишкекскому отделению USAID выделялись наиболее масштабные финансовые средства по сравнению с другими государствами региона. Причем американские вливания достигали цели. Достаточно вспомнить о роли многочисленных прозападных НКО, образовательных и издательских проектов в осуществлении государственных переворотов в Кыргызстане.
Сейчас, когда усилилась геополитическая конкуренция, в том числе в Центральной Азии как зоне приоритетного внимания России, угроза попыток дестабилизации политической ситуации в странах региона со стороны внешних сил существенно возросла. Особенно это относится к Кыргызстану, который после закрытия базы «Манас» и вступления в ЕАЭС вызывает понятное раздражение в американской столице. На фоне предстоящих парламентских выборов киргизские власти совершенно обоснованно стремятся предотвратить западное влияние на политический процесс. Поэтому в целом шаг по денонсации соглашения с США вряд ли является импульсивным ответом на присуждение премии осужденному в Киргизии правозащитнику. Это осознанный и продуманный шаг, который должен продемонстрировать самостоятельность киргизской власти в деле защиты национальных интересов. Другое дело, что едва ли это решение способно серьезно ограничить поток американского грантового финансирования в КР. Наоборот, проявленная жесткая позиция киргизского руководства может привести к увеличению вливаний в политическую деятельность через каналы частных структур. Поэтому развитие ситуации и эффективность предпринятых мер будет во многом зависеть от готовности и способности Бишкека предпринимать системные усилия по сокращению возможностей Запада влиять на ситуацию в стране.
Правила комментирования
comments powered by Disqus