Как уже сообщал в понедельник Forbes.kz, глава государства принял решение освободить Кайрата Келимбетова от должности председателя Национального Банка. Также Нурсултан Назарбаев обратился к сенату парламента с просьбой дать согласие на назначение временно исполняющего обязанности помощника президента – заведующего отделом социально-экономического мониторинга администрации президента Данияра Акишева на должность председателя Национального Банка. В тот же день сенаторы единогласно одобрили эту кандидатуру.
Новый глава Нацбанка РК, по мнению директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева, не сможет ничего изменить.
F: Досым, как вы оцениваете смену главы Нацбанка РК?
- Мавр сделал свое дело. Мавр может уходить. С точки зрения Акорды, Кайрат Келимбетов выполнил свою роль громоотвода после принятия нескольких непопулярных решений - начиная с девальвации тенге и заканчивая её полусвободным плаванием. Объективности ради можно сказать, что аналогичные меры, скорее всего, были бы приняты любым другим председателем Нацбанка. Человек, согласившийся на должность главы финансового регулятора в такой тяжёлый экономический период, похож на камикадзе. Но главной ошибкой Кайрата Келимбетова, на мой взгляд, было то, что он не смог выстроить эффективную коммуникационную политику с обществом и бизнес-элитой.
За то время, что Кайрат Нематович был председателем главного банка страны, количество его противников увеличилось, а сторонников - резко уменьшилось. Более того, Нацбанк и правительство в этом году, с моей точки зрения, подставили главу государства. Нурсултан Назарбаев ещё в начале 2015 заявлял о том, что девальвации не будет. После выборов президента он ещё раз подчеркнул, что курс тенге останется стабильным. Однако чуть позже ему пришлось заявить о том, что необходимо менять существующую политику поддержки тенге и отпустить нацвалюту в свободное плавание. Это может свидетельствовать о том, что главе государства предоставляли не очень качественную аналитику, с точки зрения внутренних и внешних факторов, которые оказывают воздействие на экономику РК. Получается, что президент оперировал неверными данными, приведшими к тому, что он сделал заявления, которые нанесли удар в целом по имиджу власти. В результате недовольство в обществе нарастало. Необходимо было найти крайнего, на которого можно было бы «спустить всех собак».
F: Это все факторы, которые повлияли на отставку председателя центрального банка РК?
- Немаловажное влияние на его отставку оказало и банковское лобби, которое в этом году вступило в информационную конфронтацию с главой регулятора. Не секрет, что за спиной многих наших системообразующих банков маячат фигуры довольно влиятельных представителей политической элиты, входящих в ближайшее окружение президента. Более того, эта конфронтация, с точки зрения президента, вышла из-под контроля.
F: Вы сказали, что человек, согласившийся на пост председателя Нацбанка, похож на камикадзе. Сегодня экономическая ситуация не изменилась…
- Предложение возглавить Национальный банк Казахстана и сегодня нельзя назвать подарком. Данияру Акишеву по наследству перешли многие проблемы. К тому же придется решать новые проблемы, которые появятся в следующем году. При этом довольно трудно как-то контролировать финансовую обстановку в стране, если в целом от правительства и Нацбанка мало что уже зависит. Ведь нашей экономикой управляет что угодно: курс российского рубля, цена на нефть и другое сырьё, экономическая ситуация в России, Китае или ЕС, решения ФРС США и т.п. Поэтому остаётся где-то что-то сокращать, а где-то что-то заливать деньгами. Естественно, что недовольные будут как в первом, так и во втором случае. Поэтому новому председателю Нацбанка не позавидуешь, так как он станет очередным мальчиком для битья.
F: Получается, что назначение нового председателя главного банка Казахстана ситуацию не изменит?
- Как я уже отметил, на эту ситуацию влияет не только деятельность Нацбанка. Самое главное сейчас - адекватно оценивать существующие риски и правильно, открыто и своевременно их доносить до руководства страны, общества и бизнеса. Сейчас «девальвация доверия» является самым главным врагом наших госструктур. К тому же, если мы все находимся в одной лодке, которая входит в штормовую зону, необходимо не разборками заниматься, а диалогом и выработкой общих антикризисных мер, в том числе с участием бизнеса.
За последние несколько месяцев уже немало финансистов и бизнесменов в своих интервью давали много дельных советов по поводу того, какой должна быть политика финансового регулятора, чтобы это доверие восстановить. Думаю, что стоит к ним прислушаться.
F: Сможет ли новый председатель Нацбанка изменить политику финансового регулятора?
- Это во многом зависит от лоббистских возможностей нового главы Нацбанка. Григорий Марченко, который занимал должность главы центрального банка страны до Кайрата Келимбетова, был сильным лоббистом, что позволяло ему сохранять более независимую позицию этой структуры и отстаивать свои предложения. Кайрат Келимбетов также имел лоббистский потенциал, что позволило ему увеличить функции и сферу ответственности Нацбанка, который даже взял под свою крышу такой дополнительный «кошелёк», как Единый накопительный пенсионный фонд, куда есть немало желающих запустить руку. Насколько сильны лоббистские возможности у Данияра Акишева – сейчас трудно сказать. Но интересно будет посмотреть, что он захочет оставить от Келимбетова и вернуть от Марченко, у которого он был заместителем.
Правила комментирования
comments powered by Disqus