Охлаждение российско-турецких отношений приносит странам Центральной Азии не только риски, но и возможность получения дополнительных прибылей.
Российско-турецкий кризис, связанный с тем, что ВВС последней сбили российский бомбардировщик Су-24, стремительно развиваются. В последние дни стороны конфликта успели обменяться обвинениями, разъяснениями, доказательствами собственной правоты и неправоты оппонента.
Представители НАТО при разборе полетов предпочли устраниться, оставив Анкару и Москву решать проблемы наедине.
Вкратце ситуация выглядит так: президент Турции Эрдоган извиняться за сбитый самолет (погиб 1 летчик и 1 боец из спасательной команды) отказался, однако при этом уточнил, что ВВС Турции обознались. Дескать - думали, что это не российский самолет, а чей-то другой, знали бы что российский - может, сбивать бы и не стали. На это президент России Владимир Путин ответил, что оправдания – «отговорки и ерунда».
Две попытки Эрдогана дозвониться до Путина и переговорить напрямую успехом не увенчались, глава РФ идет на принцип и трубку брать отказывается. Температура российско-турецких отношений, ранее державшаяся в зоне «тепло и чуть ли не дружественно», стремительно падает - столбик термометра пробил нулевую отметку и движется в направлении вечной мерзлоты.
Медийно конфликт сопровождается ура-патриотическими материалами включающими в себя статьи «экспертов» о неизбежной, а то и уже случившейся победе над оппонентом. Последний, естественно выставляется в роле неадеквата. Не обходится и без шуток.
Будет ли война между Россией и Турцией?
Переход к боевым действиям между странами крайне маловероятен - мало кто хочет всерьез обновить богатый опыт боевого противостояния (Россия и Турция воевали 30 раз). Мощь российской армии не вызывает сомнений ни у кого, о турецкой армии можно прочесть здесь. Пока что стороны принимают меры для неповторения инцидентов, по данным СМИ, Анкара прекратила полеты военной авиации над Сирией, Россия прекратила полеты рядом с воздушной границей Турции.
Основные причины конфликта не устранены - некоторые турецкие бизнесмены по-прежнему финансово заинтересованы в поставках нефти от ИГИЛ, с территории Турции по-прежнему в Сирию свободно проникают боевики.
Эти аргументы можно было бы списать на «происки кремлевской пропаганды», если бы не ряд публикаций в западной прессе по этой же теме, появившихся в последние годы. Так, 26 июля 2015 года британское издание The Guardian опубликовало данные о тайных связях между Турцией и ИГИЛ.
Черный рынок продажи нефти был основным источником доходов ИГИЛ и турецкие бизнесмены были основными покупателями. <...> В результате торговля нефтью между джихадистами и турками стала доказательством союза между ними.
Турция открыто поддерживает группы джихадистов, в том числе Ахрар аль-Шам, преимущественно придерживающейся идеологии Аль Каиды, а также Джабат аль-Нусра, запрещенной как террористическая организация в США и Европе»
Theguardian.com
Как конфликт между Россией и Турцией коснется Центральной Азии?
Для Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана наиболее интересным выглядит решение Владимира Путина ввести санкции против Турции.
Теперь в Россию нельзя ввозить некоторые товары, произведенные в Турции. Также «вводится запрет или ограничение для турецких компаний и организаций на выполнение ими отдельных видов работ или оказание услуг на территории России». «Вводится запрет для работодателей на привлечение с 1 января 2016 года работников из числа граждан Турции». Российским турагентствам запрещено продавать путевки в Турцию. В ближайшие дни правительство РФ опубликует более подробную информацию об ограничениях.
Плохая новость - можно констатировать углубление конфликта между Россией и Турцией. Центральная Азия, наряду с Закавказьем и Черноморским бассейном, становится одной из основных площадок противостояния между Россией и Турцией.
Хорошая новость - введенные Россией санкции предоставляют дополнительные, хотя пока что и зыбкие шансы для ряда стран Центральной Азии поправить свое финансовое положение.
Какие возможности российские санкции в отношении Турции дают странам Центральной Азии?
С запуском санкций на турецкие товары на российском рынке овощей, включая цитрусовые, образуется дыра (на долю турецких овощей приходится 20% от общего объема поставок в Россию – прим. StanRadar.com) ее могут частично заполнить страны Центральной Азии.
Особенно заманчивой эта ситуация может стать для Кыргызстана. Бишкек, войдя в этом году в ЕАЭС, надеялся на ощутимый рост экспорта фруктов в Россию. Пока что этого не произошло, но антитурецкие санкции могут помочь выправить ситуацию в следующем году.
Аналогично - строительный рынок, а также рынок туризма. Перенаправить с турецкого направления на собственные курорты, например на Иссык-Куль, часть из 3,9 млн. россиян, посетивших Турцию с начала года, мечтает любая из стран региона.
С определенными оговорками, можно утверждать, что странам Центральной Азии есть что предложить в качестве альтернативы туркам.
Страны Центральной Азии - тот же Казахстан или Кырызстан тюркоязычны и тесно связаны с турецким бизнесом, логистика и бизнес-контакты отлажены. Это дает возможность странам региона выступить в качестве посредников во взаимодействии между Россией и Турцией.
Одной из форм участи и получения прибыли может стать реэкспорт турецких товаров на рынок России под маркой произведенных в Центральной Азии. Подобная схема неоднократно реализовывалось с товарами из Китая. Учитывая потрясающую гибкость местных правоохранительных органов и адаптивность бизнесменов, шанс наверняка будет использован.
Правила комментирования
comments powered by Disqus