90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Таджикистан - 2015. Взгляд из России

24.01.2016 11:30

Политика

Таджикистан - 2015. Взгляд из России

До конца сложного во всех отношения 2015 года остаются считанные дни. Чем он запомнится гражданам Таджикистана и России? Справятся ли власти двух стран - стратегических партнеров в 2016 году с новыми вызовами и угрозами? Эти темы стали ключевыми в нашей беседе с российским политическим обозревателем Андреем Захватовым.

- Андрей Васильевич, как Вы предлагаете построить наш сегодняшний разговор?

- Давайте разделим беседу на две части и поговорим о политических итогах года и об экономике…

- Тогда начнем с политики. Какие главные политические события 2015 года в России и в Таджикистане Вам запомнились в наибольшей степени?

- Ключевых, запоминающихся событий в России было несколько, перечислю их очень кратко:

- Начал работать Договор о Евразийском экономическом союзе.

- Предпринята попытка установления мира на востоке Украины политическими методами – с участием России подписаны минские соглашения.

- Находящаяся под западными санкциями Россия неожиданно столкнулась с резким снижением цен на нефть.

- На территорию Сирии введены российские военные.

- Резко ухудшились отношений с Турцией.

Из главных политических событий года в Таджикистане я бы выделил:

- Парламентские выборы, в результате которых политической поле было фактически зачищено от оппонентов власти.

- События 4 – 16 сентября, ликвидация группировки генерала Назарзода, а затем – полное устранение с политической арены Партии Исламского Возрождения Таджикистана.

- Успешное для Таджикистана участие в ШОС.

- Визит в Таджикистан Госсекретаря США Керри, пообещавшему Таджикистану реализацию ряда проектов в гидроэнергетической сфере. (Впрочем, содержание обещаний до сих пор не раскрыто).

- Серия встреч Президента Таджикистана Эмомали Рахмона с Владимиром Путиным.

- Могу отметить также некоторое потепление отношений Таджикистана с Узбекистаном.

- Ряд политических обозревателей считает, что в уходящем году отношения Таджикистана с Россией ухудшились…

- Я бы вот так категорично не утверждал, что ухудшились. Тем не менее, беспокойство вызывает не совсем нормальный фон, на котором развиваются эти отношения. Мне достоверно известно, что в частных беседах высокопоставленные государственные чиновники Таджикистана выражают озабоченность и неприятие высказываний о республике ряда российских должностных лиц, в частности Владимира Жириновского.

«Никаких республик Средней Азии! Среднеазиатский федеральный округ!» – такое, например, публичное заявление Жириновского обижает Таджикистан и, как мне рассказал в конце ноября начальник Департамента информации, прессы, анализа и внешнеполитического планирования МИДа Таджикистана Абдулфайз Атои (с 1 декабря переведен на работу в Посольство Таджикистана в Туркменистане – прим. Dialog.Tj), - не может быть оставлено без внимания.

- А как Вы оцениваете результаты выборов в новый состав парламента Таджикистана?

- Несмотря на то, что в Маджлиси намояндагон (нижняя палата парламента) представлено несколько партий, Таджикистан, по сути, вернулся к советской политической модели – в стране фактически одна подконтрольная президенту правящая партия. Но брать на себя весь груз ответственности в условиях затяжного кризиса и справиться со всеми проблемами одной партии – весьма сложно.

Для успешной борьбы с кризисом власти нужна поддержка большинства населения, поддержка людей разных политических предпочтений. В Таджикистане, как и в России, довольно высок общественный спрос на социальную справедливость, но участие в политических процессах и в управлении государством не принимает, к примеру, достаточно известная в республике Социал-демократическая партия Таджикистана. Я полагаю, что власть в Таджикистане может эффективно сотрудничать со всеми политическими силами, исключая, естественно, радикальные.

- Спасибо за ответы, к политике мы еще вернемся. А какие, на Ваш взгляд, события оказали наибольшее влияние на экономику России и Таджикистана?

- В экономике России происходят предсказанные еще год назад неприятные изменения. О разработанной Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, известной как «Стратегия 2020» сегодня уже и не вспоминают. Столкнувшаяся с резким падением цен на нефть, находящаяся под санкциями Россия вошла в рецессию и еще не известно, как изменятся цены на нефть после выхода на мировой нефтяной рынок США и Ирана.

Россия лишена доступа к международному рынку капитала, раскручивается инфляционная спираль, в декабре курс доллара установил исторический рекорд. От созданного Евразийского союза население стран ЕАЭС не чувствует отдачи – члены союза никак не могут установить свободное передвижение товаров, закрывая границы перед сильными конкурентами.

Экономика зависимого от импорта и внешних денежных поступлений Таджикистана также страдает. Объем денежных переводов таджикских трудовых мигрантов в долларовом выражении из России сократился почти в 3 раза. Долларовый «голод» привел к принятию решения закрыть частные обменные пункты, но понять правительство Таджикистана тоже можно - обвал курса национальной валюты может привести к банковскому кризису, а эти неприятности намного хуже.

Резко снизился объем внешнего товарооборота Таджикистана. А тот факт, что цены на рынках городов республики не имеют выраженной тенденции к росту – это не достижение власти, а результат снижения покупательской способности населения. К примеру, цена мяса как была год назад 34 сомони за килограмм, так и осталась – у людей просто нет денег. Впрочем, деньги в кошельках сегодня считают и миллионы россиян – в первую очередь пенсионеры.

- Вы так же, как и полгода назад, полагаете, что на экономику Таджикистана главным образом влияет российский кризис?

- Да, могу повторить - на состояние экономики Таджикистана главным образом влияет кризис в России. А какие еще могут быть причины, если никакого глобального мирового экономического кризиса нет? Внутренние причины? Они и раньше были, но такого негативного влияния не оказывали.

- А чем, на Ваш взгляд, можно объяснить тот факт, что еще год назад российские эксперты не предусмотрели обвал цен на нефть?

- Когда неверный прогноз озвучивает не эксперт, а глава контролируемой государством крупнейшей нефтяной компании, напрашивается одно объяснение – некомпетентность его подчиненных. Можно сколько угодно кивать на коварных американцев, на сговор стран ОПЕК, на изменение общеполитической обстановки. Но, спрашивается – а где были и чем занимались эксперты, которые обязаны все это учитывать и которым за это государство деньги платит? Поэтому невольно возникает вопрос – кто и в чьих интересах дает руководству страны такую «информацию», на основе которой принимаются важнейшие политические и экономические решения?

- И как в новых условиях можно выйти из этого кризиса?

- Какого-то одного рецепта нет. Но совершенно ясно – преодоление кризиса в России повлечет за собой улучшение ситуации в Таджикистане. Я внимательно слежу за публикациями и выступлениями руководителя Института экономики Российской Академии Наук Руслана Гринберга. Еще в январе 2015 года в интервью Общественному Российскому Телевидению он сказал (цитирую): «санкции, снижение цен на нефть – это очень неприятная комбинация… если не будет политического урегулирования на Украине, то, конечно же, затянется и наша собственная проблема».

Второе, о чем говорит Руслан Гринберг и с чем я полностью согласен – надо раскрепостить зажатый в тиски бизнес. В этой связи я вспоминаю начало 1992 года, когда Россия вошла в рынок и в стране началась гиперинфляция. Во избежание разрушительных для государства последствий президент Борис Ельцин издал Указ «О свободе торговли», разрешавший гражданам торговлю с рук везде, за исключением проезжей части улиц, станций метро, аэропортов и торговли на транспорте.

Хорошо помню, как в июне 1992 года я шел по площади Большого театра в Москве, которая больше напоминала толкучку и барахолку Янги-Базара начала 60-х годов (ныне город Вахдат в Таджикистане – прим. Dialog.Tj). Свобода торговли с рук безо всяких налогов помогла выжить десяткам миллионов россиян. Но это был крайний, последний шаг правительства России перед пропастью, и я вспомнил это лишь потому, чтобы напомнить известную экономистам вещь – если душить торговлю, душить бизнес непомерными налогами, проверками, поборами – это то же самое, что уничтожать страну своими руками.

Таджикистану нужно всеми путями развивать самозанятость населения. Если в условиях кризиса не дать бизнесу свободы – безработные люди выйдут на площадь просить работу у Лидера Нации. А это наихудший сценарий, - когда экономические проблемы трансформируются в политические.

- Давайте снова вернемся к политике. Точнее – к политическому решению о создании Евразийского экономического союза. Ведь в этом году данный Союз расширился до границ нашей страны. Как Вы оцениваете перспективы вхождения Таджикистана в это интеграционное объединение?

- Насколько я могу судить, все расчеты и проработки по плюсам и минусам этой интеграции таджикскими экспертами уже сделаны, и, как ответил на мой вопрос 1 декабря на пресс-конференции в Душанбе министр экономического развития Неъматулло Хикматуллозода, «в настоящее время изучаются».

Полагаю, что сейчас в закрытом от прессы режиме эксперты России и Таджикистана обсуждают эту тему. Учитывая, что поток денежных переводов из России в Таджикистан резко упал, именно этот фактор может оказаться решающим для принятия руководством Таджикистана решения вступить в ЕАЭС, поскольку от упрощения процедуры легализации в России мигранты сэкономят порядка миллиарда долларов, которые придут в Таджикистан.

- Следующий вопрос – как могут повлиять на общественно-политическую обстановку в Таджикистане угрозы, исходящие от «Талибана» в Афганистане?

- Я - сторонник взвешенного подхода к этому вопросу. Когда СМИ пишут о том, что со стороны Афганистана возможно широкомасштабное наступление талибов на территорию Таджикистана, напрашивается, как минимум, несколько вопросов. Имеет ли «Талибан» необходимое для наступления троекратное превосходство в живой силе и технике, включая штурмовую авиацию и бронетанковые подразделения? Будет ли население на оккупированной талибами территории Таджикистана встречать их, как освободителей? Смогут ли талибы на занятой территории организовать систему здравоохранения, образования, платить пенсии, охранять внешние границы своего нового «государства» и займут ли представители созданной на территории Таджикистана «независимой» республики кресла в ООН? Конечно же – нет. У талибов – масса своих проблем в своей стране.

Тем не менее, я считаю, что оплаченное проникновение на территорию Таджикистана мелких и средних по численности групп боевиков различной принадлежности (в том числе ИГИЛ) – возможно, и боевики в той или иной степени могут дестабилизировать обстановку. Поэтому таджико-афганская граница должна быть прикрыта надлежащим образом. Лучший, на мой взгляд, вариант - если в дополнение к силам 201-й РВБ границу прикроет российская авиация, базирующаяся на военном аэродроме «Айни».

- Вы все же допускаете, что террористы могут проникнуть в Таджикистан?

- Не только в Таджикистан, но и в Россию и в другие страны могут проникнуть. 21 декабря главы стран ОДКБ прямо заявили: «Констатируем рост угроз безопасности в Центральной Азии, связанных с повышением активности ИГИЛ, Движения Талибан, Аль-Каиды и других террористических организаций на территории Афганистана».

Как известно, использование Вооруженных сил России в Сирии объяснено населению России борьбой с терроризмом. На первый взгляд, все логично – «замочить» там 3… 5… 7 тысяч террористов, чтобы в России их было меньше. Но теракт в Париже 13 ноября устроили не 7 тысяч террористов, а только 7, и бомбу в самолет способен подложить лишь один. Поэтому бороться с этим злом нужно комплексно, в первую очередь – имея сильную агентуру. Впрочем, специалистов по антитеррору учить не надо…

- И последний вопрос. Насколько, на Ваш взгляд, изменится общественно-политическая и экономическая ситуация в России и в Таджикистане в 2016 году?

- Я согласен с Русланом Гринбергом, - он еще в начале 2015 года говорил, что в российских бизнес-кругах преобладала установка на ожидание изменений. Прошло 11 месяцев, но ничего не изменилось. Все чего-то ждут.

На фоне этого ожидания экономика России ухудшается и результатом в 2016 году может быть острый финансовый и банковский кризис. Если кардинально не пересмотреть направление векторов внешней и внутренней политики, правительство будет поставлено перед выбором – увеличить налоговую нагрузку на физических и юридических лиц, либо продолжать сокращать социальные расходы. Оба пути чреваты последствиями. Рост налогового бремени усилит рецессию, а сокращение расходов на «социалку» - прямой путь к недовольству населения, поскольку поиски «дна» кризиса и обещания роста уровня жизни уже начинают людям надоедать.

Сегодня много говорят о Сирии, о Турции. Украинская проблематика – тоже никуда не делась и ждет политического решения. Мне запомнилась фраза профессора Высшей школы экономики Григория Явлинского на его лекции студентам: «Политика – это создание друзей, а не создание врагов… а здесь ответственность несут за огромную страну». Судя, по результатам 2014 – 2015 годов, врагов у России уже более, чем достаточно. Если тенденция к ухудшению состояния экономики продолжится, за стабильность в 2016 году придется расплатиться остатками Резервного Фонда – а такие шоковые прогнозы есть.

Впрочем… Общий информационный фон по Украине в российских СМИ к сегодняшнему дню заметно изменился – резко сокращен объем негативных передач и публикаций о соседней бывшей дружественной стране. И я не исключаю, что в близких к руководству России экспертных кругах стратегия России в отношении Украины уже корректируется. Точно так же, как корректируется антикризисная программа.

Что же касается Таджикистана, если сравнить сегодняшнюю ситуацию с той, что была в республике в конце 90-х, сегодня обстановка в республике – не столь критическая. И вряд ли в 2016 году обстановка существенно ухудшится, даже если денежные поступления от трудовых мигрантов будут сокращаться. Существенный рост цен на основные продукты питания тоже вряд ли произойдет – повышать цены торговцам не даст низкая покупательская способность населения.

Сегодня у руководства Таджикистана и у простых людей главное желание одно – мир и стабильное развитие. Каждый кризис заканчивается достижением «дна» и начинается рост. Хотелось бы только, чтобы нынешний кризис не стал хроническим. Возможности для выхода из него у Таджикистана есть. К примеру, в отличие от России, Таджикистану не перекрыт доступ к внешнему кредитованию…

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.dialog.tj/news/tadzhikistan-2015-vzglyad-iz-rossii

24.01.2016 11:30

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Майрамкуль Бекчороевна Тиленчиева

Тиленчиева Майрамкуль Бекчороевна

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
$334,4 млн

потратит Узбекистан на разработку новых газовых месторождений в 2013-2014 гг

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30