На прошедшей неделе в таджикских и зарубежных средствах массовой информации наиболее обсуждаемыми темами стали: начавшийся судебный процесс о попытке государственного переворота в Таджикистане, разрешение взяточникам откупаться от заключения и попытка местных жителей спорных участков киргизско-таджикской границы обозначить «свои территории».
Безопасность или репрессии?
9 февраля в Душанбе начался громкий процесс по делу о попытке государственного переворота. На скамье подсудимых — 13 членов высшего политсовета Партии исламского возрождения (ПИВТ), которые были задержаны после мятежа 4−5 сентября 2015 года, когда на сотрудников правоохранительных органов городов Душанбе и Вахдат напали вооруженные боевики. По версии таджикских властей, мятеж, который возглавил экс-министр обороны Абдухалим Назарзода, был спонсирован и организован членами ПИВТ. Члены партии обвинения отвергают.
Суд проходит в закрытом режиме, материалы дела засекречены, родственникам подсудимых рекомендовано не общаться с журналистами и правозащитниками, они предупреждены об ответственности за огласку каких-либо сведений.
«Учитывая международную обстановку и ситуацию в мире, мы засекретили это дело. Часть свидетельств попадает под норму закона, которая позволяет рассматривать улики на закрытых слушаниях в суде, если их обнародование способно создать угрозу национальной безопасности. Все необходимые сведения общественность и журналисты получат после, когда мы посчитаем нужным, после окончания суда», — заявили Русской службе BBC в Генеральной прокуратуре.
Однако эксперты считают, что дело засекречено по совсем иным причинам.
«Обвинение против членов ПИВТ опирается только на показания, добытые под пытками. Законных же доказательств у следствия нет. Но прокурор подписал обвинительное заключение, и уголовное дело передано в суд. Суд будет закрытым, и нарушения процессуальных норм можно будет скрыть от общественности. В таких условиях приговор практически уже вынесен, суд будет формальным», — цитирует издание сообщение Ассоциации «Права человека в Центральной Азии».
Схожей точки зрения придерживается и эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов, который видит сходство с процессами 30-х годов прошлого века, пишет «Независимая газета».
«То, что суд в Душанбе идет в закрытом режиме, лишь подтверждает, что сторона обвинения не способна в открытом для публики процессе выдержать состязательность с защитниками. И, следовательно, говорить об объективности обвинения не приходится», — считает эксперт.
Наблюдатели не сомневаются в исходе дела. Эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко считает, что подсудимым будут вынесены суровые приговоры.
«Главной интригой остается только вопрос признания или непризнания вины руководителями ПИВТ и то, как это будет обставлено. Конечная цель — повесить на партию, имевшую большую поддержку среди населения, такое юридическое и политическое клеймо, которое низведет ее на уровень ИГ или схожих террористических структур. Этот абсурд в той или иной форме должен быть с правовой точки зрения зафиксирован нынешним судом», — приводит его точку зрения «Немецкая волна».
Киргизский религиовед Кадыр Маликов считает, что из-за «нерациональных» действий таджикских властей может ухудшиться обстановка в стране: «Жесткими методами, массовым давлением на своих оппонентов. Не дают желаемого результата, от этого пострадает только мирное население и вся ситуация в республике. Я надеюсь, что Верховный суд Таджикистана оправдает членов ПИВТ, хотя это маловероятно», — сказал эксперт информационному агентству «Озодагон».
«Мы считаем, что это начало суровых репрессий и что власти действуют по плану — сначала ПИВТ, потом адвокаты, а затем журналисты», — цитирует «Немецкая волна» слова руководителя ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежды Атаевой.
Легализация откупа
На прошедшей неделе нижняя палата таджикского парламента поддержала поправки к некоторым статьям Уголовного кодекса республики, согласно которым осужденные за дачу или получение взятки смогут быть отпущены на свободу в обмен на уплату штрафа — 200 сомони за каждый день заключения (почти 2 тысячи российских рублей).
Заместитель главы антикоррупционного ведомства назвал такое новшество «гуманным актом». Однако наблюдатели отмечают выборочную гуманность по отношению к взяточникам разного уровня.
Респонденты Русской службы BBC отмечают, что гуманность власть таким образом проявляет только к коррупционерам высокого ранга, суммы взяток которых легко покроют штраф.
«Для крупного чиновника, банкира или бизнесмена не составит особого труда заплатить штраф в размере 100 тысяч долларов, если речь идет о взятках в 600 тысяч долларов или многомиллионных подношениях. Для них эти поправки — возможность получить свободу. Но вот учитель или врач, которых задерживают за получение взятки в 100 долларов, штраф оплатить не смогут. У них таких денег, с зарплатой 150 долларов, просто нет. Они получат реальный тюремный срок, в то время как коррупционеры, получающие и дающие огромные взятки, могут откупиться и спокойно продолжать заниматься тем, чем занимались, но при этом будут гораздо более осторожными. Что касается наказания, то оно примерно одинаково, как для учителя, получившего взятку 100 долларов, так и для махрового коррупционера с его миллионами», — говорит общественный активист Алим Шерзамонов.
Центральноазиатский новостной портал News-Asia отмечает, что «Поощрения» в денежном эквиваленте и в виде подарков стали нормой в государственных и негосударственных организациях, и на них уходит до 10% ежемесячного дохода граждан республики».
Информационный портал CATV24 в свою очередь подсчитал, что максимально возможная сумма откупа государству может составить $110 тыс.
«Однако, как показывает практика, зачастую взятки в республике превышают эту сумму на порядок. Например, получил чиновник полмиллиона долларов, заплати сто тысяч государству, не сиди, а разницу в четыреста тысяч положи в карман», — пишет издание.
Как на границе флагами размахивали
8 февраля таджикские средства массовой информации сообщили о том, что «примерно 30−40 киргизских пограничников в полдень, в субботу, 6 февраля, вывесили на воротах жителей джамоата Овчи-Калача флаг своей страны».
Однако Государственная пограничная служба Киргизии эту информацию опровергла, заявив, что флаг был установлен на киргизской территории по личной инициативе хозяина дома, который в настоящее время взят в аренду таджикистанцами.
«Участок, на котором находится дом, по данным Государственной регистрационной службы, относится к Киргизии. В этот же день состоялась встреча пограничных представителей Киргизии и Таджикистана, глав сельских управ Кулунду (КР) и Овчи-Калача (РТ). Киргизская сторона подтвердила, что флаг республики вывешен на территории КР. На данный момент обстановка на киргизско-таджикском участке государственной границы стабильная», — цитирует комментарий ГПС киргизское информационное агентство 24.kg.
«Пока не уточнено, относится ли селение Овчи-Калача полностью к Таджикистану, или к Киргизии. Поэтому они могли вывесить свой флаг, например над школой. Но почему вывесили именно над домами жителей? Мы до сих пор не получили ответа на этот вопрос», — цитирует «Азия-Плюс» слова начальника управления пограничных войск Согдийской области Таджикистана генерала Мухаммада Джафарова.
На следующий день, 9 февраля, посольство Таджикистана в Киргизии сообщило о том, что МИД РТ направил ноту Киргизии «в связи с незаконным проникновением главы одной из киргизских сельских администраций в сопровождении пограничников на территорию села им. Халима Бобоева джамоата Овчи-Калача Б. Гафуровского района Республики Таджикистан и установлением флагов Киргизской Республики на крышах жилых домов граждан Таджикистана». Таджикский МИД потребовал провести расследование инцидента и принять меры «по недопущению впредь подобного самоуправства».
12 февраля таджикские СМИ сообщили о том, что киргизские флаги сняты с домов. В ходе встречи местных киргизских и таджикских властей было решено не устанавливать на спорных территориях флаги и иную государственную символику ни Таджикистана, ни Киргизии до полной демаркации и делимитации государственной границы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus