90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Мягкая сила Китая в Казахстане: опасный дракон или пушистая панда?

09.06.2016 18:28

Политика

Мягкая сила Китая в Казахстане: опасный дракон или пушистая панда?

Китай — опасный сосед или идеальный экономический партнер? Надо ли Казахстану опасаться китайской «экономической экспансии»? Исследование на эту тему сегодня представили на обсуждении аналитической группы «КИПР» эксперты Общественного фонда «Синопсис». Диалог состоялся при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.

«Многоликий дракон: мягкая сила Китая в Казахстане» — так называлось исследование молодых аналитиков, политолога Динары Нурушевой, специалиста-международника Данияра Косназарова и историка-востоковеда Руслана Изимова. Мягкая сила — это форма внешнеполитической стратегии, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности. Какие методы может использовать страна для применения мягкой силы? Динара Нурушева перечисляет: привлечение, убеждение, подталкивание.

— Тема малоизученная, интересная, на эту тему пишут достаточно мало не только в Казахстане, но и во всем мире, — говорит она. — Мы проводили исследование в течение года, в этом нам помогал ведущий китаевед Константин Сыроежкин; проводили интервью с представителями государственного и квазигосударственного сектора, посетили 4 Института Конфуция в Казахстане.

В Казахстане, особенно в последнее время, обострились фобии в отношении Китая. Это связано с так называемым «земельным скандалом» — поправками в Земельный кодекс, согласно которым якобы земли РК смогут покупать иностранцы, в частности — граждане Поднебесной.

Гульмира Илеуова, директор ОФ ЦСПИ «Стратегия», считает, что такие страхи существуют, — значит, это кому-нибудь нужно. Не исключено даже, что они кем-то в нужный момент подогреваются.

— Видна у нас по исследованию региональная заточенность: восточные области, граничащие с Китаем, этим фобиям подвержены меньше, чем западные области, которые от Китая далеко, — говорит Илеуова. — Есть еще феномен китайского присутствия в той или иной области, который также влияет на отношения. Уже два раза использовалась тема народа, его нежелания, чтобы китайцы здесь были, — несколько лет назад и сейчас по-новой фобия была задействована во внутриполитической — борьбе, не борьбе? У населения эта тема не так сильно развита, как о ней говорят, в необходимое время она возникает во весь рост и ее используют — значит, это кому-то нужно.

— Я не видел китайцев в очереди за казахстанской землей! — иронизирует Константин Сыроежкин, главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК, которого считают одним из самых авторитетных экспертов по Китаю в Казахстане. — А та, что в аренде, — так это не они просят, а мы предлагаем. Мягкая сила Китая обладает привлекательностью и убедительностью, в отличие от мягкой силы Запада. Да, она привлекает и убеждает.

Эксперты ОФ »‎Синопсис» считают, что, в отличие от «мягкой силы Запада», китайская мягкая сила имеет выборочную направленность, а не какую-то тотальную идеологию. Каковы методы влияния Китая в Казахстане? Это, прежде всего, образование, которое в Китае получить зачастую дешевле, это различные общественные фонды и культурные программы.

Впрочем, культурное влияние Китая пока сильно проигрывает западному. Профессор Александр Князев, действительный член Русского географического общества, считает, что у Китая, по сути, нет в Казахстане более эффективных рычагов, чем экономические. Без них никакая «мягкая сила» в республике работать не будет.

— Препятствие — это цивилизационные различия между нашим обществом и китайским, — говорит эксперт. Это и сложность языка, и закрытость в силу политической системы. Но использование мягкой силы — это инструмент и для экономики в том числе. Так что, я думаю, они будут вынуждены все больше и больше подключать экономические инструменты.

Итак, что мешает Китаю использовать свою мягкую силу в РК?

— Различия в культуре и менталитете, трудный китайский язык, приверженность мягкой силе Запада, непрозрачность в сделках, плохой охват населения. Ну и все те же страхи, конечно. Интересно, что такие же фобии в отношении Поднебесной существуют и в африканских странах. Там тоже существует миф, что Китай захватывает земли, — рассказывает эксперт «Синопсиса» Данияр Косназаров.

— Можно говорить о том, что мягкая сила Китая в Казахстане еще будет модернизирована, будут новые аспекты вводиться. Среди них в первую очередь нужно назвать образовательную сферу, то есть наши, казахстанские студенты, которые учились в Китае, — они возвращаются уже совсем другие, — говорит эксперт ОФ «Синопсис», историк-востоковед Руслан Изимов.

Так нужно ли бояться Поднебесной? Эксперты не говорят ни однозначного «да», ни однозначного «нет. Но они уверены, что нельзя относиться к этой стране ни как к угрозе, ни как к лучшему другу и идеальному источнику инвестиций. Китай — это прежде всего экономический гигант, и если с ним правильно выстроить отношения, то это пойдет на пользу всем.

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Александром Князевым

09.06.2016 18:28

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Нурбек Акбарович Токтакунов

Токтакунов Нурбек Акбарович

Директор ОО «Партнерская группа Прецедент»

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
8,1%

рост ВВП Узбекистана в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31