Кыргызская Республика. 12 августа 2015 г. Кыргызстан официально ратифицировал подписанное ранее соглашение о присоединении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и стал его полноправным членом. Таким образом, число стран-участниц ЕАЭС увеличилось до пяти, начался этап реализации основных договоренностей и практической деятельности Союза в новом составе.
Кыргызстан сталкивается с большими экономическими проблемами, решение которых может дать полноправное участие в интеграционном проекте, свободный доступ к союзным рынкам, а также финансовую помощь со стороны России, Казахстана и союзных структур, включая Евразийский банка развития. Как отмечает бывший премьер-министр Кыргызстана Темир Сариев, «вхождение республики считается исторически важным решением. Если бы Кыргызстан не вступил в этот интеграционный союз, то в стране была бы более сложная обстановка».
Рост ВВП Кыргызстана осуществляется преимущественно за счет трудовых мигрантов, далее идет развитие золотодобычи, в первую очередь проект национального масштаба «Кумтор». Вокруг «Кумтора»в настоящее время идут споры между официальным Бишкеком и иностранными инвесторами (канадской компанией), но предприятие продолжает работать и наращивает производство (+76% в январе–апреле 2015 г. по отношению к тому же периоду в 2014 г.). Прочие отрасли промышленности (около 1% за тот же период) и сельского хозяйства (+1,7%) переживают стагнацию.
Основной сектор экономики Кыргызстана составляет сфера услуг – примерно 48–50% ВВП страны. В большей степени в данном секторе задействованы реэкспорт транспортировки и перепродажа товаров китайского производства в страны СНГ. Однако в последние годы данный сектор экономики претерпевает кризис в связи с усилением контроля на границе с Республикой Казахстан (вследствие создания Таможенного союза), идет также блокирование основного потока товаров из Узбекистана. В результате, крупные реэкспортные рынки «Дордой» и «Карасуу» переживают спад товарооборота. Но интеграция в рынок ЕАЭС не решает данную проблему, она способна лишь перенести контроль с казахской границы на кыргызскую, где за ввоз китайских товаров будут взиматься определенные сборы в рамках единой системы тарифов.
Большинство специалистов склонны считать, что те льготы и уступки, которые были предоставлены Кыргызстану в рамках соглашения, составляют рекордное и несопоставимое количество по сравнению с переходными положениями при вступлении в ЕАЭС Казахстана (Россия и Беларусь имели развитые механизмы кооперации еще до создания ТС) и условиями членства в ЕАЭС для Армении, то есть Кыргызстан получил временных преференций значительно больше, чем другие члены ЕАЭС.
Бесспорно, переход Кыргызстана на новые экономические рельсы неизбежен. Во-первых, любой «переходный период» рано или поздно кончается. Во-вторых, поток реэкспортных товаров в последние годы всё больше переориентируется на Казахстан, где создается транспортный канал Запад – Восток, соединяющий рынки КНР и ЕС. Соответственно, Кыргызстану необходимо проводить форсированную перестройку экономики. Опять же, за счет чего? или кого? Как видим, всё упирается в средства. К тому же перевозки по стальным линиям Казахстан – Китай гораздо удобнее и экономичнее, чем через Кыргызстан, где скорость транспортировки лимитируется пропускной способностью и состоянием автодорог.
Граждане Кыргызстана связывают ожидания от вступления в ЕАЭС с улучшением положения трудовых мигрантов в России и Казахстане, количество которых в настоящий момент составляет сотни тысяч человек, а их банковские переводы соответствуют сумме 16,5% ВВП КР (2014).
Однако система отношений с ЕАЭС, основанная на экспорте рабочей силы, не может отвечать интересам республики, так как ведет к деградации собственной экономики, научно-конструкторской сферы и даже государственных институтов. Поэтому Кыргызстан должен определить, какие товары он может представить на едином рынке ЕАЭС, кроме труда собственных граждан.
Если комплексно взять конкурентные преимущества экономики страны, то можно выделить следующие сферы: текстильная промышленность, горнодобывающая отрасль, сельское хозяйство, металлургия. Развитие горнодобывающего сектора во многом зависит от наличия в республике месторождений полезных ископаемых, включая золото и редкоземельные металлы. Надо сказать, разработка месторождений ведется, но в большинстве своем они простаивают в связи с неблагоприятным инвестиционным климатом в республике.
Сельское хозяйство Кыргызстана является одним из перспективных секторов экономики в силу климатических факторов, благоприятствующих растениеводству, наличия пригодных почв и водных ресурсов (например, часть Ферганской долины). Но отрасль сельского хозяйства также нуждается в модернизации, из-за критического состояния данного сектора республика вынуждена импортировать ряд продовольственных товаров.
Текстильная отрасль является одним из приоритетных направлений экономики страны. Данный сектор экономики считается перспективным в связи со спросом и востребованностью товаров в «бюджетном» ценовом сегменте России и Казахстана. В рамках ЕАЭС кыргызская текстильная отрасль немного может потеснить китайскую продукцию, хотя отечественные предприятия и работают преимущественно на привозном материале (китайском или турецком). Для увеличения производства есть предпосылки, но необходимы большие стартовые капиталы. Однако в финансовой системе Кыргызстана кредиты идут преимущественно на финансирование реэкспортной сферы или отрасли услуг, а до реального производства доходят не слишком большие средства.
В настоящий момент наиболее важным моментом является готовность властей республики использовать открывающиеся перед нами экономические возможности. Для этого Кыргызстан явно нуждается в тщательно проработанной программе сотрудничества с ЕАЭС на уровне отдельных отраслей и крупных проектов.
Республика Армения. Вхождение 2 января 2015 г. Армении в Евразийский экономический союз в качестве полноправного члена стало значимой вехой для республики и для всего постсоветского пространства. Как отметил министр иностранных дел Республики Армении А. Э. Налбандян, завершение процедур по вступлению в ЕАЭС является важнейшим внешнеполитическим итогом 2014 г. Он также подчеркнул, что «членство Армении в ЕАЭС исходит из стратегических интересов страны и открывает новые возможности для ее экономического роста».
Большинство экспертов справедливо полагают, что вступление в ЕАЭС заявлено в большей степени политическими, чем экономическими реалиями. С одной стороны, вопросы безопасности Армении, находящейся в окружении таких государств, как Азербайджан и Турция, должны стоять на первом месте. Основные гарантии безопасности Армения связывает с Россией и своим членством в ОДКБ. Ереван позиционирует себя в качестве стратегического союзника РФ в Закавказском регионе. Подтверждением особого статуса Армении призвано стать ее вступление в ЕАЭС.
Армения осознает необходимость дальнейшего укрепления связей со странами ЕАЭС, в первую очередь с Россией, данная политика не противоречит интересам правящего руководства Армении. По данным опроса общественного мнения, проведенного социологической службой «Gallup International» в августе 2014 г., 58% жителей Республики Армении одобрили вхождение в ЕАЭС, против проголосовали лишь 27%, остальные затруднились с ответом.
Рассматривая приоритеты вступления Армении в ЕАЭС, многие эксперты указывают не столько на экономическую пользу, сколько на вопросы безопасности. То есть причиной вступления Армении в ЕАЭС является обеспечение безопасности республики в ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Вместе с тем основная масса специалистов связывает крепким узлом вопросы безопасности с вопросами экономики.
В результате вступления Республики Армении в ЕАЭС был достигнут ряд договоренностей, в частности по поставке российского газа в Армению по заниженным ценам (по внутренним российским ценам, что является наиболее дешевым и выгодным). Российская сторона также пошла на ряд уступок, например, отменила экспортную пошлину для таких товаров, как алмазы и нефтепродукты. На сегодняшний день Россия является крупным инвестором армянской экономики, совокупность вложений составляет 3 млрд долларов, доля российских трансфертов в совокупном объеме частных переводов в республику достигает 82,9%, поскольку именно в России проживает самая многочисленная армянская диаспора, составляющая порядка 2 млн человек, при том что в самой Армении проживает 3 млн человек. В свою очередь, значительная экспортная доля готовой армянской продукции приходится на российский рынок. В вопросах безопасности Москва – единственный союзник Армении. Россия взяла на себя договорное обязательство обеспечивать защиту ее границ, а также продает Армении вооружение в рамках двухсторонних договоренностей по линии ОДКБ.
Экономика Армении является одной из наименее развитых на постсоветском пространстве. В данный момент это индустриально-аграрная страна, в экономике доминирующее место занимает мелкотоварное и сельскохозяйственное производство. Так, в 2014 г. в структуре ВВП на сельское хозяйство приходилось 18%, на промышленность – 17%, торговлю – 12%, строительство – 9%, услуги и транспорт – 31%, прочие отрасли – 12%. В промышленности 65% производства приходится на перерабатывающие отрасли, 20%– на энергетику, 16%– на горнодобывающую промышленность. Правда, более половины (56%) перерабатывающей промышленности приходится на производство пищевых продуктов, табачных изделий и напитков.
Во внешнеторговых сношениях Армении экспорт по-прежнему существенно уступает импорту. Страна экспортирует промышленное оборудование, медную руду и бриллианты, импортирует в основном топливо и продовольствие.
Также необходимо заметить, что до сих пор нет четкого ответа на существующие опасения по поводу того, будет ли установлен таможенный КПП между Арменией и Нагорным Карабахом. Дело в том, что ЕАЭС формируется с участием конкретных государств и его правила будут действовать на конкретных территориях, куда Карабах официально не входит согласно законодательству ООН.
По данным газеты «Айкаканжаманак», прямые иностранные инвестиции в экономику Армении в первом полугодии 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года, сократился примерно в три раза – с 180 млн до 65 млн долларов [8]. Сократились инвестиции практически из всех стран, которые вкладывали значительный объем финансирования в различные сферы армянской экономики. Примечательно, что это было первое полугодие пребывания Армении в ЕАЭС. Армянское руководство заявляло, что вступление в ЕАЭС даст подъем и увеличит количество иностранных инвестиций в экономику Армении, в реальности же произошло наоборот. Интересно то, что в первом полугодии 2015 г. российские инвестиции в экономику Армении значительно сократились, более чем в 12 раз. Это говорит о том, что западные санкции и обвал курса рубля бьют по армянской экономике тоже.
По мнению политолога и эксперта по вопросам стран Центральной Азии А. Дубнова, членство Армении в ЕАЭС – искусственный и принудительный шаг. Он не видит особой перспективы для инициированного Россией ЕАЭС, тем более на фоне конфронтации Россия – Запад, хотя эта структура, по всей вероятности, и останется, как и СНГ. Но в то же время политолог уверен в том, что Армения может быть членом ЕАЭС и сохранять хорошие отношения с Западом. Другой вопрос, что Армения, вступив в ЕАЭС, в географическом плане имеет меньше возможностей для маневрирования [9].Такие пессимистические прогнозы, на наш взгляд, связаны с экономическими санкциями, направленными в сторону России, но рано или поздно в инвестиционном климате Армении начнутся положительные процессы.
Рассматривая стратегическую позицию Армении по вступлению в ЕАЭС, можно выделить мотивы, основным из которых является обеспечение национальной безопасности Армении. Вместе с тем для республики большое значение имеет свобода передвижения товаров и капитала внутри евразийского экономического пространства, что способствует получению доступа на объемный и защищенный рынок. Одновременно приток инвестиций ожидается в те сектора экономики, которые ориентированы как на рынок союзных партнеров, так и на собственный внутренний рынок.
Вхождение в состав ЕАЭС имеет для Армении ряд позитивных моментов, среди которых можно выделить внутреннее согласование пошлин, вплоть до полного аннулирования по некоторым товарным позициям (к примеру, импортируемый Арменией газ, уран, необработанные алмазы), снятие различных технических барьеров, препятствующих развитию производственных секторов. Данные соглашения отвечают интересам местных производителей, однако в республике существуют некоторые опасения, что это приведет к росту цен на внутреннем рынке.
Власти Армении рассчитывают на то, что ЕАЭС будет способствовать реализации таких проектов, как запуск некогда одного из крупнейших химических предприятий СССР «Наирит». Также нуждается в совершенствовании энергетическая отрасль, так как Армянская АЭС введена в эксплуатацию еще в 1976 г. и вырабатывает практически 50% от общей производимой электроэнергии в стране. Известно, что Росатом совместно с армянскими специалистами занимаются согласованием плана реализации проекта по модернизации действующего энергоблока сроком на 10 лет (2016–2026 гг.).
Таким образом, в данное время существует ряд факторов, которые играют в пользу интегрирования Армении в структуры ЕАЭС. Большинство армянских аналитиков склоняются к мнению, что возможные результаты при условии, что стороны будут поддерживать взаимные согласования, будут заметны через 6–7 лет. По их мнению, именно такой период займет переходный этап, необходимый для адаптации Армении к новым экономическим реалиям. 2016 год станет показательным и сформирует основные тенденции, позволит выявить внутренние противоречия, которые члены ЕАЭС способны будут решать. Пока же ситуация выглядит несколько невпечатляющей. Основные риски связаны с повсеместным экономическим кризисом и проблемами в России, которые были вызваны ослаблением рубля и санкциями со стороны Запада. Все эти факторы неизбежно затрагивают всех членов ЕАЭС, в том числе Кыргызстан и Армению.
Правила комментирования
comments powered by Disqus