Выпустить политзаключенных, отменить хлопковое рабство и институт прописки, открыть границы – Ц-1 собрала советы экспертов врио президента РУ Шавкату Мирзиёеву.
Оригинал публикации: Сentre1.com
1. Выпустить политзаключенных
Стив Свердлов, исследователь по странам Центральной Азии Human Righs Watch, считает, что Узбекистану надо немедленно оcвободить всех политзаключенных, а страны Запада должны воспользоваться моментом и настаивать на полномасштабной амнистии, пока не закрылось «окно возможностей».
В узбекских тюрьмах отбывают наказание более 12 тысяч политзаключенных: политические и гражданские активисты, журналисты и религиозные деятели.
Впрочем, на полноценное освобождение всех 12 тысяч вряд ли решится новоизбранный президент – спецслужбы будут пугать опасностью революции и переворотов, а также испорченной репутацией: каждому из 12 тысяч есть что сказать об ужасах тюремной жизни, особенно о годах, проведенных в самой страшной тюрьме на просторах бывшего СССР – «Жаслыке».
2. Отменить принудительный сбор хлопка
Более сотни мировых компаний-гигантов, в том числе IKEA, H&M, Tesco вынуждены были отказаться от использования узбекского хлопка из-за использования рабского труда на полях.
Активисты Cotton Campaign последовательно лишают Узбекистан покупателей, вынуждая все больше сырья продавать Китаю. За четверть века независимости Узбекистан так и не научился превращать свой хлопок в высококачественное полотно, не говоря уже о готовой одежде.
Тем не менее миллионы узбекистанцев с сентября по декабрь проводят на хлопковых полях. В первую очередь хлопкоробами становятся бюджетники: учителя, врачи и другие. Отказ от принудительного сбора сразу же положительно сказался бы на имидже Узбекистана и позволил бы вернуть утраченные рынки сбыта.
3. Отказаться от трех курсов валют
Невозможность свободно обменять валюту – главный аргумент инвесторов, отказывающихся работать с Ташкентом. Разница между госкурсом и черным достигла двух раз: государство дает за доллар 3049 сумов, а на рынке менялы продают по 6000 сумов.
Зейнулла Какимжанов, экс-министр госдоходов и министр финансов Казахстана и экс-глава Инвестиционного фонда Казахстана считает, что стабилизация курса и ликвидация теневого рынка валюты может занять два года.
По его мнению, курс любой нацвалюты – это вещь прогнозируемая и счетная, если люди точно уверены в правильности прогнозов государства, то менять свое экономическое поведение субъекты экономики будут.
В посте на Фейсбуке Какимжанов советует узбекским коллегам не допустить резкого роста потребительского импорта, что может дать толчок инфляции за счет роста цен на импортные товары первой необходимости.
Чтобы иностранные товары не дестабилизировали экономику, экс-министр рекомендует сильно поднять таможенные ставки на импортные автомобили, импортную мебель, импортные строительные материалы и все предметы роскоши.
«Важно поднять и показать, что они (таможенные ставки – Ред.) будут снижаться в течение последующих трех лет. Это называется создать отложенный спрос. Уверен, таможня и СНБ страны смогут обеспечить контроль за импортом», – резюмирует потенциальный инвестор.
4. Открыть границы
Визы, постоянное закрытие границ в одностороннем порядке – все эти действия покойный президент Ислам Каримов не раз применял в качестве аргумента в отношениях с соседями. Для роста экспорта из Узбекистана важно наладить торговые отношения со странами ЦА и Россией.
Эксперты не раз указывали, что закрытость границ изнутри мешает свободному движению товаров и людей и ограничивает приток валюты в бюджет.
Зейнулла Какимжанов считает, что условия для экспорта у Узбекистана не самые лучшие – таможня, дорожная полиция и транспортная инспекция способствуют удорожанию продукции.
Первым делом новому главе государства придется заняться нормализацией отношений с Таджикистаном – между странами до сих пор существует визовый режим и отсутствует авиасообщение, а Ташкент часто ставит барьеры для таджикского импорта и экспорта.
5. Отменить унизительные институты прописки и регистрации
Сотни тысяч узбеков вынуждены идти на ухищрения и уловки, чтобы жить и работать в крупных городах. Узбекистан не первый год использует институт прописки и регистрации, сдерживая урбанизацию и не допуская массового приезда иногородних, особенно из Ферганской долины.
Дошло до того, что иногородние не могут купить квартиру в Ташкенте, а закрытие прописки сразу делает преступниками тысячи людей, приехавших в поисках работы в столицу. К тому же, система прописки – дойная корова коррупции – размер взяток полицейским, ОВИРам и другим представителям властей ежегодно растет.
6. Облегчить жизнь трудовым мигрантам
Узбекистан – главный поставщик рабочей силы в СНГ. По данным Федеральной миграционной службы России, количество работающих в стране узбеков составило 1,88 млн. В 2015-м мигранты переслали в Узбекистан из России 3,6 млрд долларов.
Экс-дипломат из Ташкента Алишер Таксанов обращает внимание, что Россия является основным поглотителем излишней иностранной рабочей силы. Именно сюда стекаются 3/4 всех узбекских гастарбайтеров, отправляющихся в иные страны за заработком.
Власть при Каримове унижала гастарбайтеров, называя «лентяями, которые не хотят работать на родине». Новому президенту придется договариваться о миграционных послаблениях для соотечественников и добиваться заключения соглашения об организованном трудоустройстве узбекских граждан в РФ.
Но и без России глава государства может прекратить практику террора в отношении мигрантов, когда каждый дворник или строитель, вернувшийся из Москвы, рассматривается как потенциальный преступник.
7. Создать фонд развития
В то время как Узбекистан остро нуждается в валюте, Департамент юстиции США подал гражданский иск о конфискации более 550 млн долларов, находящихся на счетах в швейцарских банках.
Эти деньги – взятки, которые заплатил «ВымпелКом» и другие телекоммуникационные компании узбекским чиновникам и Гульнаре Каримовой, старшей дочери покойного президента РУ. Еще 300 млн долларов коррупционных средств от «Вымпелкома» лежат на счетах в Бельгии, Люксембурге и Ирландии.
Как рассказал Ц-1 известный узбекский бизнесмен Санжар Умаров, проживающий в США, суд дал возможность сторонам достичь внесудебного урегулирования в срок до 31 октября этого года.
«В противном случае суд самостоятельно примет решение о судьбе этих активов. Если иск Департамента юстиции будет удовлетворен, то дальнейшая судьба активов будет решаться самим Департаментом юстиции с учетом всех лежащих на столе предложений. Так что, у Ташкента остается около трех недель, чтобы решить вопрос по-мирному!» – рассказал Умаров.
В качестве варианта использования денег Умаров ранее выдвигал идею создания фонда развития, схожего с казахстанским фондом «Бота». Так, в 2008-м правительства Казахстана, США и Швейцарии создали благотворительный фонд, которому передали арестованные деньги «Казахогейта» ( в 90-х ряд высокопоставленных чиновников Казахстана получили от американских компаний крупные взятки за выдачу разрешений на разработку нефтяных месторождений).
Казахстанский фонд потратил 115 млн долларов на образовательные гранты для студентов, создание детских домов семейного типа, реабилитацию инвалидов и т. д.
Узбекский фонд оперировал бы куда большей суммой, а значит, можно мечтать не только о большем количестве студентов, выехавших за границу, но и о модернизации больниц и школ в стране.
Правила комментирования
comments powered by Disqus