Исследователи из России, Казахстана и Кыргызстана пытаются разобраться в причинах и последствиях столкновений местного населения Туркестанского края с царскими войсками сто лет назад. Ответов стало больше, чем вопросов.
StanRadar.com приводит выдержку из материала по итогам конференции:
Начало, география и специфика протестов 1916 года
Отправной точкой и непосредственным поводом к восстанию 1916 года стал указ российского императора Николая II. В соответствии с указом мобилизации в армию на тыловые работы подлежали мужчины – представители коренных этносов национальных окраин Российской империи.
География разрозненных микрорегиональных выступлений была достаточно широкой. Проявлениями массового недовольства различной интенсивности и продолжительности были охвачены не только Сырдарьинская, Самаркандская, Ферганская, Закаспийская и Семиреченская области Туркестанского генерал-губернаторства, но также Семипалатинская, Акмолинская, Уральская и Тургайская области, отдельные регионы Сибири и Кавказа.
Однако в каждом из восставших регионов народные волнения имели свои специфические черты, обусловленные местными особенностями и факторами.
Ученые отмечают, что Высочайшее повеление имело «силу неожиданности ошеломляющей» для народов Азиатской России, ранее обладавших привилегией нераспространения на них воинской повинности и участия в тыловых работах.
Тем не менее, во многих регионах протестные выступления, обусловленные этой «неожиданностью», ограничились незначительными эксцессами и не вылились в кровавые столкновения. Это делает несостоятельным тезис о «направленных репрессиях» против тех или иных этносов со стороны имперских властей.
В тех же регионах, где протесты переросли в вооруженные восстания, действия власти носили ответный характер, адекватный фактам жестокости со стороны восставших. Что еще раз подчеркнет общий характер трагедии.
Предпосылки
Исследователи акцентируют внимание на социальных аспектах, сформировавших «благоприятную» почву для протестных настроений. Среди них – несовершенство административного управления, многочисленные просчеты в реализации переселенческой политики, а также коррумпированность местной управленческой элиты, нередко в корыстных целях трактовавшей высочайшее повеление.
По словам доцента Оренбургского государственного педагогического университета Владимира Семенова, «катализаторами развития событий по негативному сценарию стали проявления кумовства и мздоимства местной администрации, другие злоупотребления, а также частые случаи искаженного доведения до людей сути указа».
Опираясь на донесения Оренбургского губернского жандармского управления установлено, что большинство беспорядков происходило под влиянием агитирующих за отказ от выполнения Высочайшего повеления лиц среди самих киргизов (так именовали в то время и казахов), это учителя и мулы некоторых станиц. Среди причин волнений отмечалось злоупотребление волостных управителей при составлении списков. Старшины, заявляли возмущенные киргизы, продали их, делая поблажки богатым киргизам.
Споры вокруг количества жертв
Проблема «исхода» коренного населения Казахстана и Киргизии – одна из наиболее дискуссионных в историографии восстания, равно, как и активно эксплуатируемая в политических целях «идеологема» о якобы имевшем место преднамеренном геноциде коренных народов Азиатской России.
По мнению ученых, потери киргизов за 1916 – первую половину 1917 года не могли превышать 65-70 тыс. человек, из которых подавляющее количество погибло либо во время бегства, либо уже в Китае.
«То есть потери киргизов от действий русских войск во время подавления восстания не превышают 5-6 тыс. человек, что вполне соотносится с потерями русско-украинского населения в Пишпекском и Пржевальском уездах – около 3,5 человек», - считает старший преподаватель, заведующая Лабораторией исторической информатики Кыргызско-Российского славянского университета Виктория Плоских.
Второй ее вывод формулируется следующим образом: в советское время основное внимание уделялось потерям серди местного населения, чтобы доказать колонизаторский характер действий российской власти в крае. Потери же славянского населения умышленно замалчивались.В настоящее время на теме демографических потерь «коренных этносов» нередко «вскрывается» порочная сущность «имперских амбиций» России с экстраполяцией их в современный контекст.
По итогам мероприятия участники пришли к выводу о необходимости проведения объективного комплексного исследования всех имеющихся в научном арсенале документов и массовых источников (переписей, обзоров и др.). Такое исследование должно базироваться на единых технологиях, исключающих субъективный подход. Это реальная и единственно верная возможность добиться того, чтобы белых пятен в истории оставалось все меньше и меньше.
Международная научно-практическая конференция «Народы Российской империи и Высочайшее повеление 25 июня 1916 года» состоялась 27 октября в Москве.
Организаторами мероприятия выступили: Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, Институт всеобщей истории РАН, Политологический центр «Север-Юг» при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.
Материал предоставлен организаторами.
Правила комментирования
comments powered by Disqus