Несмотря на общую победу партии власти – Социал-демократической (СДПК) — в 17 муниципальных образованиях, руководство партии может смело оценить результат как поражение.
И дело не только в том, что в Бишкеке удалось выполнить только программу минимум. Взято всего 13 депутатских мандатов вместо 23 (из 45), как нужно было планировать, чтобы уверенно управлять городом и реализовать любую программу. До конца декабря депутаты соберутся на организационную сессию, где ожидается борьба в стиле депутатского корпуса Жогорку Кенеша. Вместо решения городских вопросов, начнется политическая борьба и столкновение риторик. Кстати, вторым вопросом, вероятно, станет избрание мэра г. Бишкек.
В связи с этим, в «команде» городских управленцев уже начались брожения, поскольку все аппаратчики хотят сохраниться у власти при любом мэре. К тому же сейчас они начали учитывать перспективу следующего президента, думая, что это будет представитель системной оппозиции, как неосторожно (или специально!) сказал президент Атамбаев. Поэтому, они ведут себя таким образом, чтобы оказаться «в обойме» и при новом властителе. Все вице-мэры, кроме одного готовы переметнуться к новой коалиции или конфигурации власти. Уже сейчас начали делить должности и рассматривать возможные передвижения.
Мэр Бишкека Албек Ибраимов на выборах не выполнил задачу, и, скорее всего, уйдет с поста. В этой ситуации он не сможет претендовать и на пост премьер-министра. А это означает, что у А. Атамбаева нет других кандидатур, кроме членов внутреннего круга (крайне не популярных), и нынешнего премьера Сооронбая Жээнбекова. Возможности для маневра ограничены.
По республике в целом ситуация поменялась в сторону растущего представительства местных интересов. В г. Чолпон-Ата победу одержала местная партия «Табылга», составленная из предпринимателей, связанных с турбизнесом, интеллигенции и молодежи. Об этом местном объединении известно, что они ориентированы на партийцев «Республики-Ата Журт». Еще одна интересная деталь – просматривается связь с А. Кененбаевым, который возглавлял городской штаб СДПК (низкие результаты известны). На втором месте, сюрприз, «Республика – Ата Журт», и только на третьем – СДПК, в 2 раза уступая лидеру, и микроскопически опережая партию националистов «Улуу Кыргызстан». Вообще Иссык-Куль с каждыми выборами все более сдвигается в зону «автономии» от Бишкека.
В Таласе без союза с «Республикой – Ата Журтом» нельзя будет сложить устойчивую коалицию, и управлять городом. В кенеш вошли также националисты и местные предприниматели, которые поддерживают исламистов.
В г. Нарыне на втором месте партия, представляющая местные интересы «Ала Тоо Ынтымагы», с которой СДПК придется блокироваться. А в г. Кара-Балта (60 км на запад от Бишкека) в кенеш прошли представители 7 партий! И ни у кого, включая СДПК, нет преимущества. Чтобы включить в политический процесс 2 местные партии «ЭлАман» и «Элдик Народная», занявшие вслед за СДПК, и практически без отрыва от нее, второе и третье место, придется договариваться с «Республикой-Ата Журтом», «Ак Шумкаром» (Т. Сариева), местной партией «Жаны Шаар» и «Кыргызстаном».
В г. Джалал-Абад первую позицию СДПК нужно укреплять союзом с «Кыргызстаном» и «Республикой – Ата Журтом», иначе коалицию может создать «Онугуу» (2 место) и «Ата Журт» (К. Ташиева), при условии переманивания к себе других партий. Если учесть, что «партиями» там являются местные группы, договаривающиеся друг с другом в рамках родовых отношений, то ситуация сложилась крайне неустойчивая. К тому же, партия СДПК удерживается там только благодаря авторитету А. Атмбаева, а он представляется местным политикам уходящей с вершины власти фигурой. Так уже многие думают, если не будет предложена другая перспектива.
В г. Баткен СДПК необходимо блокироваться с «Республикой-Ата Журтом» и «Кыргызстаном», иначе это сделает местная партия «Жаны Доор» (второе место) – партия, где подвизается экс-депутат У. Кочкоров, а также сын небезызвестного Азимбека Бекназарова. Националистические установки партии могут быть понятны по этим фигурам. «Жаны Доор» может пойти на союз с «Онугуу» и другими партиями.
Если президент Атамбаев хотел добиться на референдуме новых условий для стабильности в политической игре (и референдум выиграл), то местные выборы создали перспективу непрекращающейся борьбы по различным вопросам.
Теперь следует ожидать роста популизма, безответственности различных групп в местных кенешах, блокирующих предложения друг друга. Реализовать программы станет на порядок сложнее. Вообще программный подход надо забыть до 2020 года, когда должны пройти следующие выборы в Жогорку Кенеш КР.
И вот здесь возникает интересная перспектива. Если все партии, участвовавшие в выборах, заинтересованы в фиксации достигнутых результатов, то СДПК и «Республика – Ата Журт» могут делать ставку на досрочные выборы ЖК КР. Первая партия – потому что еще почти год у власти остается их лидер президент Атамбаев, и выборы можно будет провести уже в сознании необходимости жесткой борьбы, и прекращения прекраснодушной риторики по поводу «честных выборов». Кроме СДПК, другие партии вели обычную борьбу, с традиционными для центра Азии технологиями мобилизации поддержки своих «партий».
Кстати, относительно честных выборов. И это предлагают в центре Азии! Похоже опыт демократических выборов в «освобожденном» от диктатуры Ираке в 2005г., в «арабско-весенней» Ливии ничему не научает. Или есть желание, чтобы в ближайшие годы к власти вышел какой-нибудь местный …аз-Заркави(Был лидером «Аль Каиды в Ираке»)? Ладно бы про демократию в странах этого типа говорили НПО и политики, ориентированные на глобалистов. Там все понятно – неграмотные и невежественные относительно ситуации конкретных стран, мыслят только в строгих рамках идеальных моделей. Но реальным политикам продолжать эти рассказы стыдно. Если СДПК не успеет укрепиться в политическом пространстве на досрочных выборах, то через год партию начнут выживать с властной позиции. Могут даже отправить в небытие, как это произошло с другими партиями власти.
Партия «Республика – Ата Журт» заинтересована в розыгрыше схемы ЖК, состоящего из 3 партий, где «РАЖ» и СДПК составят в дальнейшем тандем меняющих друг друга партий. Трехпартийный Жогорку Кенеш – это по-настощему, устойчивый парламент.
Таким образом, нас ждет не только отставка правительства в феврале-марте месяце, но и, возможно, досрочные выборы в Жогорку Кенеш КР. В противном случае, СДПК сойдет в политической арены за счет смены партии власти.
Правила комментирования
comments powered by Disqus