С чем вошёл Таджикистан в 2017 год? Многие годы основные угрозы безопасности Таджикистана остаются неизменными. Это терроризм, наркоторговля, и возможные конфликты на межрелигиозной почве. Причём, если первые две угрозы носят, преимущественно, внешний характер, исходя из соседнего Афганистана, то третья имеет внутренние корни. В конце 2016 года наиболее актуальной угрозой для безопасности Таджикистана был экспорт терроризма через таджикско-афганскую границу. Понять масштабы этой угрозы невозможно без краткого описания актуальной обстановки в северных регионах Афганистана.
Обстановка в северном Афганистане: небезопасное соседство
На протяжении 2015 – 2016 годов обстановка в северных регионах Афганистана оставалась напряжённой, а кое-где – методично ухудшалась. Причина тому проста: именно эти регионы хуже всего контролировались правительством, а потому там активно действовали террористические группировки.
Под территорией, условно именуемой «Северный Афганистан», обычно подразумевают семь провинций: Фарьяб, Джаузджан, Балх, Саманган, Кундуз, Тахар и Бадахшан. В условиях слабого контроля афганского правительства над этими территориями, боевики террористических группировок и исламистских движений (Талибан, ИДУ, афганские филиалы ИГИЛ) могут беспрепятственно перемещаться между провинциями.
Террористическая и контртеррористическая активность на севере Афганистана в конце 2016 года была весьма интенсивной. Приведём несколько примеров.
- Начало декабря - в провинции Джаузджан был убит один из полевых командиров ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории России – прим. StanRadar.com),
- Середина декабря - в афганской столице – Кабуле, были задержаны по подозрению в подготовке теракта 10 членов этой террористической организации.
- 29 декабря - в провинции Фарьяб прошли масштабные зачистки - убито не менее 10 боевиков движения Талибан.
- Приблизительно в тот же период - в провинции Кундуз (непосредственно граничит с Таджикистаном) прошли аналогичные зачистки - ликвидировано 30 талибов.
Факты свидетельствуют - в конце 2016 года афганское руководство усилило борьбу с террористическими группировками и исламистскими движениями, активно проводя зачистки в их «базовых регионах» на севере Афганистана.
Учитывая близость таджикской границы, не исключено, что боевики, пытающиеся спастись от зачисток, будут прорываться в Таджикистан. Это несёт серьёзную угрозу для республики ввиду того, что на её территории существуют подпольные ячейки и латентные сторонники некоторых террористических организаций (например – ИГИЛ).
Кроме того, угрозу безопасности Таджикистана представляют не только вооружённые боевики, но и беженцы из Афганистана, число которых в 2016 году, по данным ООН, составило 580 тысяч человек. Следует отметить, что всё это – внутренние беженцы. Но учитывая то, что обстановка на всей территории Афганистана остаётся крайне нестабильной, а нищета – вопиющей, некоторые из них, пытаясь спасти от войны, могут попытаться пересечь таджикскую границу.
Политика таджикских властей в отношении границы
Руководство Таджикистана в полной мере осознаёт опасность соседства с Афганистаном и необходимость укрепления государственной границы. Столь здравая позиция – результат печального опыта гражданской войны 1992 – 1997 годов, когда контроль над границей не осуществлялся и террористические/исламистские группировки проникали через неё беспрепятственно. Сегодня контроль над границей восстановлен таджикскими военными, а её методичное укрепление обеспечивается поддержкой, прежде всего, российской стороны.
Однако, не стоит забывать, что таджикско-афганская граница служит барьером против террористической угрозы не только для России, но и для Китая, который также заинтересован в поддержании стабильности на территории Центральной Азии, так как этот регион непосредственно граничит с ним.
В сентябре 2016 года Китай выделил Таджикистану грант на строительство четырёх пограничных постов и военного учебного центра.
Профессиональная подготовка таджикских пограничников заметно усилилась в последние годы. Ужесточилась и их реакция на попытки незаконного перехода границы - в 2016 году таджикские военные неоднократно огонь на поражение едва заметив нарушителей государственной границы.
Если тенденция к усилению контроля над границей сохранится, проникновение в Таджикистан малых групп террористов из Афганистана скоро перестанет быть приоритетной угрозой для республики. Тем не менее, опасность вторжения крупных групп противника остаётся актуальной в 2017 году. Особенно – ввиду мероприятий по зачистке северных территорий, проводимых афганским правительством.
Терроризм и исламизм как внутренняя угроза
Как уже отмечалось выше, террористическая угроза для Таджикистана – не только внешняя, но и внутренняя проблема. Связано это, в первую очередь, с рудиментами гражданской войны, происходившей в республике в период с 1992 по 1997 годы.
Тогда, одной из сторон конфликта выступала Объединённая таджикская оппозиция, самой крупной силой которой была Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Именно с лидером этой партии Саидом Абдулло Нури в 1997 году президент республики Эмомали Рахмон подписал «Общее соглашение о Мире в Таджикистане». После этого ПИВТ оставалась крупной парламентской силой и декларировала своей целью создание в Таджикистане исламского государства.
В 2015 году ПИВТ была объявлена вне закона, часть ее лидеров и членов была осуждена, часть – бежала из страны. Ранее Партия исламского возрождения Таджикистана выступала в качестве легальной силы, мягко оппонирующей нынешнему президенту Таджикистана Эмомали Рахмону.
Теперь, после ухода ПИВТ в подполье ниша умеренной оппозиции уничтожена, часть сторонников ПИВТ, не находя возможности выразить недовольство властями легально, стала симпатизировать радикальным экстремистским движениям.
Этим обстоятельством, в числе прочих, обусловлен тот факт, что, по данным МВД Таджикистана на начало 2016 г. в рядах этой террористической организации воюет около 1000 граждан республики. При этом, нужно учитывать, что ИГИЛ имеет множество латентных сторонников и на территории самого Таджикистана. Как показала практика, они могут долго выжидать подходящего времени, чтобы проявить себя.
Так, в апреле 2015 года в ряды ИГИЛ влился, ни много ни мало, бывший начальник ОМОНа республики Гулмурод Халимов. Позднее, осенью 2016 г. он и его люди угрожали таджикским властям терактами на День независимости республики, отмечаемый 9 сентября. К счастью, их удалось избежать.
Также, сотрудникам таджикских спецслужб удалось задержать 4 членов ИГИЛ, готовивших теракты на 9 мая 2016 года.
Внутренняя террористическая угроза продолжает оставаться актуальной для Таджикистана и в начале 2017 года. Так, 29 декабря посольство США в республике разместило на своём официальном сайте предупреждение о повышенном уровне террористической угрозы и призвало к бдительности американских граждан, находящихся с визитом в Таджикистане.
Вероятно, внутренняя террористическая угроза станет одним из основных вызовов безопасности Таджикистана в 2017 году. И, к сожалению, эта проблема не имеет быстрого решения. Воспрепятствовать попаданию граждан республики под тлетворное влияние исламского радикализма можно лишь путём постоянного повышения их образовательного уровня и благосостояния, ведь именно невежество и нищета стимулируют людей искать простые ответы на сложные политические вопросы.
Наркоторговля
Напоследок следует сказать пару слов о проблеме наркоторговли. Основные элементы борьбы с ней - укрепление контроля над таджикско-афганской границей, параллельно с вычищением чиновников-коррупционеров, способствующих наркотрафику, из органов государственной власти.
Выводы
В 2017 году для Таджикистана будут оставаться актуальными террористические угрозы (как внешние, исходящие из Афганистана, так и внутренние). И если проблеме укрепления таджикско-афганской границы власти республики уделяют довольно много внимания, то в вопросах просветительской деятельности о пагубности идеологий террористических организаций они явно отстают от вызовов времени.
Наиболее актуальной для Таджикистана в 2017 году будет именно внутренняя террористическая угроза. Это связано как с возможными попытками возвращения на родину граждан республики, воевавших на стороне ИГИЛ в Сирии и Ираке, так и с подготовкой террористических актов людьми, которые пока не попали во внимание спецслужб.
В связи с этим, властям Таджикистана можно порекомендовать сосредоточить свои усилия по противодействию терроризму на двух направлениях:
- Усилить оперативной работы спецслужб по выявлению скрытых сторонников террористических организаций (в первую очередь – ИГИЛ), проживающих на территории республики и предотвращения их преступных действий. Сюда же относится работа по выявлению граждан Таджикистана, воевавших в рядах ИГИЛ на Ближнем Востоке и их задержание в случае попытки вернуться на родину.
- Проведение просветительской работы. С учётом того, что такая работа должна проводиться, в первую очередь, в религиозной среде, уместно обратиться за помощью к местным муфтиям, привлекая их к критике радикальных проявлений ислама салафитского толка.
Правила комментирования
comments powered by Disqus