Отношение больших держав к маленьким государствам можно понять по тому, кого эти великаны присылают в качестве своих представителей. Зачастую назначение послов наглядно свидетельствует о том, насколько серьезно относятся к республике ее партнеры.
Вчера ИА «24.kg» рассказало о тех, кто возглавлял на протяжении последних 25 лет дипломатическую миссию России, а сегодня — об их коллегах из американского посольства в Бишкеке.
Первым американским послом в Кыргызстане стал Эдвард Гурвиц, который работал с сентября 1992-го до октября 1994 года. При нем в КР стало активно работать Агентство США по международному развитию (USAID). В мае 1993 года подписали межправительственное соглашение, которое Кыргызстан денонсировал в августе 2016 года, обидевшись на вручение премии политическому узнику Азимжану Аскарову.
При Гурвице (буквально на следующий день после вручения им верительных грамот Аскару Акаеву) Кыргызстан присоединился к Группе Всемирного банка, после чего в республику стали поступать кредитные и грантовые средства под видом помощи.
Фонд Сороса начал работать в Кыргызстане также при нем — в 1993 году, хотя его официальная регистрация в республике состоялась только два года спустя. Наконец, при Эдварде Гурвице в республике запустили печально известную программу PESAC, финансируемую все тем же Всемирным банком. Ее итог: Кыргызстан практически полностью потерял собственную промышленность.
При г-не Гурвице в Кыргызском национальном университете появился Кыргызско-Американский факультет (КАФ) бизнеса, права и гуманитарных наук.
Айлин Мэллой работала в Кыргызстане с октября 1994 года по июль 1997-го. При ней начались переговоры о вхождении республики во Всемирную торговую организацию. Г-жа Мэллой участвовала в подписании 11 апреля 1997 года соглашения о сотрудничестве в области рынка ценных бумаг. Одним из его условий было создание в КР Центрального депозитария, что потом и сделали.
Энн Мэри Зигмунд прибыла в Кыргызстан в конце сентября 1997-го и проработала до августа 2000 года. Спустя два года после ее назначения у нее появилась новый заместитель — бывший помощник по особым поручениям заместителя госсекретаря США по политическим вопросам Шейла Гуолтни.
При г-же Зигмунд — в ноябре 1997 года — вышеупомянутый КАФ переименовали в Американский университет в Кыргызстане (ныне АУЦА). В Кыргызстане начал работать Национальный демократический институт (NDI), а республику приняли в ВТО.
Джон О’Киф верительные грамоты вручил президенту Акаеву в сентябре 2000 года. До этого он работал советником Посольства США в России. Завершил он миссию в КР в июле 2003 года.
На время его работы пришлись размещение в аэропорту «Манас» американской авиабазы имени П.Ганси, аксыйские события 2002 года, создание оппозиционного движения «За отставку Акаева и реформы для народа», поход аксыйцев на Бишкек.
При Джоне О’Кифе в Кыргызстане начала работу правозащитная организация «Фридом хаус», открыт Центр поддержки СМИ («американская типография»). В период деятельности г-на О’Кифа у США появились претензии к Кыргызстану по вопросу «соблюдения прав человека».
Стивен Янг в должности посла США в КР проработал с апреля 2003-го до августа 2005 года. Самым главным событием 2005 года в Кыргызстане стала, как известно, первая революция, в результате которой свергли президента Аскара Акаева.
Можно вспомнить, что при Янге в Кыргызстане начал работать Международный республиканский институт (IRI), который финансируется через USAID, Госдепартамент США и частные фонды. Повышенное внимание IRI уделяет наблюдению за выборами.
Мари Йованович сменила Янга на посту посла в Кыргызстане в конце августа 2005 года и работала до августа 2008-го. По мнению экспертов, она оказалась слабым стратегом, а кыргызско-американские отношения значительно ухудшились — вплоть до возможного выхода КР из-под влияния США.
В 2006 году Мари Йованович предложила Кыргызстану вступить в программу Всемирного банка и Международного валютного фонда Heavily Indebted Poor Countries, он же HIPC или ХИПИК. Ее цель — помощь бедным странам в выплате внешнего долга. Это единственный факт в истории Кыргызстана, когда против идеи объединились некоторые чиновники, оппозиция и НПО. По единодушному мнению представителей всех трех общественно-политических «ветвей», ХИПИК фактически означал внешнее управление Кыргызстаном со стороны доноров.
Тогда же, в 2006 году, из Кыргызстана выдворили двух американских дипломатов. Как писали тогда в официальных документах, «за деятельность, несовместимую со статусом дипломата».
Уход г-жи Йованович с поста совпал с так называемым оружейным скандалом. По официальной версии, 5 августа 2008 года в ходе оперативно-профилактического мероприятия МВД Кыргызстана «Арсенал» милиционеры набрели на особняк, арендуемый гражданами США. В нем обнаружили 53 единицы стрелкового оружия: крупнокалиберные пулеметы, подствольные гранатометы, автоматы, пистолеты, снайперские винтовки, а также более 15 тысяч разнокалиберных патронов.
Татиана Гфеллер-Волкофф возглавляла американскую дипмиссию с октября 2008 года по март 2011-го. При ней в апреле 2010 года в Кыргызстане произошла вторая революция. В результате из страны сбежал президент Курманбек Бакиев.
При г-же Гфеллер в октябре 2009 года в Кыргызстане вспыхнул и сразу погас еще один шпионский скандал, связанный с Посольством США. Тогда чекисты задержали двух кыргызстанцев — бывших милиционеров, служивших в охране посольства. По данным ряда СМИ, обыскивая дом одного из них, чекисты обнаружили справку бишкекского представительства Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ. В ней была информация о лидерах экстремистских группировок Центральной Азии.
Тогда журналисты высказывали предположение, что посол Гфеллер встретилась при содействии премьер-министра Данияра Усенова с шефом ГСНБ Муратом Суталиновым. Им якобы удалось договориться и не раскручивать данную историю.
После 7 апреля 2010 года со стороны тогдашнего главы временного правительства Розы Отунбаевой звучали в адрес г-жи Гфеллер жалобы на то, что она уделяет мало внимания контактам с оппозицией, предпочитая Курманбека Бакиева. Г-жу Гфеллер с поста отозвали досрочно. Тогда наблюдатели полагали, что на этом настояла Роза Отунбаева.
При Татиане Гфеллер (с сентября 2010-го) в Кыргызстане заработала спонсируемая USAID организация Development Alternative Incorporated (DAI) — исполнитель проекта по оказанию содействия в укреплении Жогорку Кенеша. Проект действовал в рамках двустороннего соглашения между правительствами США и КР относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия от 19 мая 1993 года.
Памела Спратлен заступила на должность посла США в Кыргызстане в апреле 2011-го. Покинула страну в декабре 2014 года.
Главным событием в период ее пребывания в Кыргызстане стал вывод американской авиабазы, переименованной при Курманбеке Бакиеве в Центр транзитных перевозок «Манас».
В 2012 году Молодежно-патриотическое движение Кыргызстана обвинило г-жу Спратлен вместе с ее британской коллегой Джулией Фарнворт во вмешательстве во внутренние дела Кыргызстана.
Накануне отъезда из КР г-жа Спратлен разродилась статьей, в которой отметила: сближение с Россией может вызвать негативное влияние на демократию в Кыргызстане. В статье говорилось: «Как Кыргызстан может сохранять свою демократическую траекторию, стремясь к этому партнерству? Решение президента Атамбаева войти в Таможенный союз к началу 2015 года является примером этой проблемы».
Нынешний посол Шейла Гуолтни приступила к исполнению обязанностей в сентябре 2015 года. Что она оставит после себя, можно будет сказать по завершении ее миссии.
Следует отметить, что из девяти послов США в Кыргызстане шестеро — женщины.
В принципе, активность послов в стране пребывания диктуется интересами государства, которое их отправило. Представители США, если проанализировать их деятельность и сравнить с работой коллег из российской дипмиссии, активнее. Но пусть каждый читатель сравнит работу дипломатов и сам сделает вывод, чья деятельность в Кыргызстане более эффективна.
Правила комментирования
comments powered by Disqus