Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев активно налаживает внешнеполитические связи, посетив после вступления в должность в первую очередь ближайших соседей – Туркменистан и Казахстан, а затем стратегических партнеров – Россию и Китай.
По оценке экспертов, отношения Узбекистана с Кыргызстаном и Таджикистаном заметно улучшились, однако с визитами в эти республики узбекский президент пока не спешит, встречаясь с их лидерами на полях больших саммитов за рубежом. По мнению независимого эксперта из Ташкента Бахтиёра Эргашева, на первые внешнеполитические шаги узбекского руководства повлияли слабые экономические связи между странами и неопределённая политическая ситуация накануне выборов в Кыргызстане.
- Причин для этого, на мой взгляд, несколько. Во-первых, и это главное - политика выстраивания более интенсивных экономических и политических отношений со странами-соседями по региону, которую проводит новое руководство Узбекистана, очень прагматична. Что в принципе характерно для политики Узбекистана. Для Узбекистана активизация усилий на туркменском, казахском, российском и китайском направлениях - это решение вопросов увеличения взаимного товарооборота, привлечения инвестиций для реализации важных инвестиционных проектов в различных отраслях, в рамках политики ускоренной индустриализации Узбекистана.
Во-вторых, это интенсификация сотрудничества стран региона в транспортно-коммуникационной сфере, снижение транспортных издержек для наших производителей, увеличение транзита и т.д. И в этом направлении есть определенный прорыв.
То есть эти вопросы можно было решать с этими странами, и они решались во время государственных визитов президента Узбекистана.
Помимо этого, при всех определенных сложностях во взаимоотношениях Узбекистана с Туркменистаном и Казахстаном за последние годы наблюдался определенный позитивный тренд в вопросах взаимодействия и взаимного сотрудничества.
Так начиная с 2011 года в отношениях между Узбекистаном и Туркменистаном начался период потепления отношений, выстраивания долгосрочного сотрудничества, прежде всего в транспортно-коммуникационной сфере. Важнейший параметр – это количество встреч между первым президентом Узбекистана Исламом Каримовым и президентом Туркменистана за этот период, и те соглашения, которые подписывались тогда. В частности, идея формирования транспортного коридора «Узбекистан – Туркменистан – Иран - Оман». Такой же тренд был и в отношениях между Узбекистаном и Казахстаном, особенно после подписания в 2012 году Договора о стратегическом партнерстве.
Кроме того, нужно отметить два принципиальных момента:
1. Узбекистан с Туркменистаном и Казахстаном являются странами, находящимися в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи и у них общая позиция в вопросах вододеления и водопотребления в регионе. А это очень важно.
2. Между тремя странами, еще в нулевые годы, были решены вопросы делимитизации и демаркации государственных границ (за небольшими исключениями на определенных участках).
Что же касается Кыргызстана и Таджикистана, то здесь ситуация диаметрально противоположная. Есть серьёзные противоречия. Прежде всего, в вопросах водно-энергетических. Вопросы водопользования, строительства огромных гидротехнических объектов (без учета мнения нижележащих по течению двух основных рек региона) – они остаются серьёзным фактором напряжённости в межгосударственных отношениях.
До сих пор не урегулированы вопросы делимитизации и демаркации границ между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, что создаёт серьёзный негативный фон во взаимоотношениях между странами.
И самое главное - объём взаимной торговли между Узбекистаном с Кыргызстаном и Таджикистаном на сегодня не является такой значимой величиной для Узбекистана, чтобы форсировать вопросы организации государственных визитов президента Узбекистана в эти страны.
Кроме того, в отношении Кыргызстана нужно учитывать фактор президентских выборов, намеченных на осень этого года. Специфика внутриполитической жизни КР такова, что договорённости, достигнутые сегодня, могут быть не реализованы теми, кто может выиграть выборы осенью.
Получается, что есть целый ряд серьёзных противоречий в отношениях между официальным Ташкентом, Бишкеком и Душанбе.
И сейчас идет серьёзная совместная работа (во многом не афишируемая) по поиску взаимоприемлемых решений по чувствительным вопросам, касающимся границ, водопользования и вододеления. Уже сегодня видна активизация работы совместных двусторонних комиссий по делимитизации границ, поиск решений вопросов вододеления, определенные позитивные изменения есть в динамике роста взаимной торговли.
Государственные визиты совершаются не для галочки. Если нет готовых серьёзных, во многом прорывных, договоренностей по торгово-экономическому сотрудничеству, по решению взаимочувствительных вопросов, касающихся воды и границ - Узбекистан, исходя из своей политической стилистики, сложившейся за последние четверть века, основой которой является прагматизм и экономический расчёт - не будет форсировать вопросы организации государственных визитов.
Приоритеты региональной политики Узбекистана определены, они видны. И нужно из этого исходить.
Правила комментирования
comments powered by Disqus