Руководство Киргизии все чаще высказывает заверения в дружбе и желание усилить сотрудничество с Россией во всех сферах деятельности. Экспертное сообщество также говорит о намерении властей республики сдвинуть внешнеполитический вектор в сторону Кремля, отмечая при этом, что стране пора бы уже определиться, с кем же ей по пути. И здесь главным индикатором становится вывод американской базы из аэропорта «Манас».
Одноврменно с этим, все чаще, с высоких парламентских трибун, звучат заявления, что республике с Россией не по пути, даже несмотря на помощь России в строительстве Верхненарынского каскада ГЭС, приобретение российским «Газпромом» «КыргызГаза» со всеми его долгами, выделение почти миллиарда долларов на перевооружение киргизской армии, списание полумиллиардного долга и иную регулярную помощь.
В обществе Киргизии начинают пользоваться все большей поддержкой антироссийские и антирусские заявления отдельных политических лидеров и чиновников. Возможно, это происходит потому, что Россия, считая Киргизию и Центральноазиатский регион "своими", не заботилась о том, чтобы проводить здесь пророссийскую пропаганду. И только в последнее время в Кремле задумались об информационной работе на постсоветском пространстве, активно используя объединяющие темы, такие как «День Победы» и «Первый полет в космос». Также Россия напомнила о себе через площадки таких организаций как ОДКБ и ШОС в связи с предстоящим выводом войск из Афганистана и его возможных последствий для региона.
Алмазбек Атамбаев на переговорах с Дмитрием Медведевым. Фото - Akipress.org
Отсутствие четкой информационной политики не могло не сказаться на общем настрое общества. Конечно, пока у России и продвигаемых ею интеграционных организаций есть поддержка ностальгирующих по временам Советского Союза людей. Однако социологи отмечают, что существует временной промежуток, когда происходит естественная смена населения – 80 лет. Четверть этого срока республики уже прожили, в них выросло поколение, для которого советские идеалы – ничего не значащий пережиток прошлого, с которым нужно бороться. Кроме того, стоит учитывать отток из стран бывшего СССР русского и русскоязычного населения, являющего, по большей части, носителями интеграционных процессов, поддерживающих и продвигающих российские интересы.
Также непонятно, чем занимаются организации российских соотечественников, коих создано великое множество на просторах СНГ. А ведь именно они могли бы стать посредником и, в хорошем смысле этого слова, пропагандистом «русского духа».И в Киргизии, где зарегистрировано свыше 40 подобных организаций, ситуация мало чем отличается от других республик. Отдельные эксперты отмечают, что резко реагируя только на какие-то «горячие» вопросы, будь то языковая тема или защита политологов, организации достигают обратного эффекта – негативного отношения к себе и государству, которое они «представляют».
Президенты Владимир Путин и Алмазбек Атамбаев Фото - KTRK.kg
Так, например, эксперт Института стран СНГ по Центральной Азии Григорий Михайлов считает, как таковой информационной политики, если понимать под ней комплекс мер, местные соотечественники не проводят:
«Нет координации, нет внятной политики и стратегии. Продвижение идей происходит сумбурно в полном соответствии с выражением "кто во что горазд". Казачьи песни сменяются танцами, вручение учебников - балалайками. Внятной концепции и поступательного движения не просматривается. Эффективность подобной деятельности крайне низка.
В этом плане русские соотечественники сильно проигрывают деятелям НПО, финансируемым США. Работа последних в сфере взаимодействия со СМИ поставлена хоть и не идеально, но все же на несколько порядков лучше. Особенно разнится эффективность работы с молодежью.
В долгосрочной перспективе подобное положение дел окажет негативное влияние на сохранение в регионе так называемого «русского мира» и уменьшит возможности российского влияния на местные процессы».
Подобного мнения придерживается и военный эксперт Леонид Бондарец:
«Я считаю, что Россия проигрывает США, которые везде рекламируют все, что они сделали. Россия же этого не делает, считая, наверное, что, поскольку Киргизия – их союзник, то российско-киргизские отношения в информационном сопровождении не нуждаются. Думаю, это наносит ущерб позиции России в республике. Поэтому, считаю, Россия должна думать о том, как наиболее эффективно освещать свою помощь Киргизии».
Политолог Марс Сариев придерживается мнения, что Российская Федерация не может выстроить имиджевую модель, чтобы в выгодном свете освещать преференции, которые ею даются Киргизии:
«Я согласен, что Россия проигрывает информационную войну и могла бы более эффективно работать в этом вопросе. Западные страны десятилетиями накапливали опыт в этом вопросе, и любое мало-мальское событие они могут сильно распиарить, а вот у России в этом большой пробел. С другой стороны, наблюдаются элементы проектного подхода к продвижению антироссийских настроений. Скажем, акция «георгиевская свастика» – очень технологично была сделана. Это некие проекты, направленные на то, чтобы оторвать Киргизию от России. Здесь идет серьезная контригра на технологическом уровне. Кроме того, в республике существует часть элиты, не заинтересованной в интеграционных процессах, потому что она от этого только потеряет. Да и в самой России наблюдается концептуальная неопределенность, поскольку часть российской элиты хочет «уютный европейский домик». А другая - видит будущее в «евразийстве». Вот эта внутренняя борьба также отражается и на нас».
В свою очередь экс-депутат, эксперт по управлению Алишер Мамасалиев, отметил высокую информационную работу, проведенную в СМИ перед неформальным саммитом ОДКБ, прошедшим в Бишкеке:
«Когда на экспертных площадках еще только обсуждалась предварительная повестка саммита, российские масс-медиа, а в особенности электронные СМИ, провели эффективное информационное программирование проблематики в контексте угрозы Центрально азиатского региона после вывода коалиционных войск НАТО из Афганистана. Я расцениваю это как элементы так называемого лоббирования «мягкой силой». Если американцы это в Киргизии вполне продуктивно делают через разветвленную сеть НПО, то для меня становится очевидным, что Россия использовала в качестве инструмента влияния информационные коммуникации. Также хочу подчеркнуть, что правительство Киргизии через свои группы влияния в местных социальных сетях поддержало позитивный антураж ожидания прошедшего саммита ОДКБ. Я оцениваю это с проектной точки зрения».
Похоже, в последнее время в Кремле все же задумались о создании позитивного имиджа России на постсоветском пространстве. В мае 2013 года президент Владимир Путин подписал указ, регулирующий деятельность «Россотрудничества», которое становится главным проводником концепции «мягкой силы». Предполагается, что Россия сократит финансирование через международные организации обезличенных программ за рубежом, а деньги, более $500 миллионов, перенаправит на адресные двусторонние проекты, прежде всего в странах СНГ. Насколько эффективно будет осуществляться реализация этой программы - станет ясно со временем.
Автор: Мария Орлова специально для StanRadar.com
Правила комментирования
comments powered by Disqus