В июне 2010 года на юге Кыргызстана произошли массовые вооруженные столкновения между лицами кыргызской и узбекской национальностей. В результате вспыхнувшего межэтнического конфликта, только по официальным данным погибли более четырехсот человек, число раненных исчислялось тысячами. Сотни домов в городах Ош и Джалал-Абад были разграблены и сожжены.
О том, какие изменения произошли в Кыргызстане в свете событий трехлетней давности, Stanradar.com рассказывает очевидец июньского конфликта 2010 года, журналист Музаффар Турсунов.
Каковы, по Вашему мнению, причины межэтнического конфликта, произошедшего на юге Кыргызстана в июне 2010 года?
- Хронологию конфликта необходимо вести не с 2010 года, а с гораздо более раннего времени. Основной предпосылкой июньского конфликта, так же как и мартовских событий 2005 года и апрельских событий 2010 года, явилась борьба за власть. В условиях развивающихся стран, к которым причисляют и Кыргызстан, власть или обладание властью всех уровней является своего рода частным бизнесом, самым легкодоступным и самым грязным, для которого все средства хороши - начиная с подкупа и заканчивая госпереворотом.
Криминализация государства и маргинализация населения явились основными причинами всех конфликтов постсоветского периода Кыргызстана. В развивающихся странах одной из самых предсказуемых тенденций борьбы за власть является так называемый розыгрыш этнической карты.
Устранены ли в настоящее время эти причины?
- Для их устранения необходимо выполнить нескольких условий. Во-первых, органы государства всех уровней должны быть декриминализированы. Для этого нужно устранить предпосылку того, чтобы обладание властью было кормушкой.
Во-вторых, необходимо однозначно признать, что Кыргызстан – полиэтническое общество. Признать в том смысле, что и понимать, что общество состоит, прежде всего, из равноправных граждан, а уж потом из кыргызов, русских, уйгуров, узбеков, таджиков и представителей других национальностей. Еще одним важным моментом является то, что представители политической элиты должны прекратить играть на этнических чувствах людей, а население должно осознавать, что те, кто раздувает межэтнические распри, преследует свои корыстные «шкурные» интересы.
И, в-третьих, пока не будет соблюдаться принцип верховенства Закона, говорить о том, что конфликты не будут разгораться, преждевременно.
Кыргызские военные на БТР в городе Ош. Июнь 2010 года. Фото - Mail.ru
Как изменилась межэтническая ситуация по сравнению с 2010 годом, когда произошел конфликт?
- Конечно же, после всплеска насилия в июне 2010 года ситуация изменилась. К примеру, в общественном транспорте места уступают старшим и женщинам с малолетними детьми, невзирая на национальность. И кыргызы и узбеки в быту общаются между собой на том языке, на котором им удобно.
Изменился ли за три года стиль работы органов власти и правоохранительных органов?
- Говорить о кардинальных изменениях не приходится. Это связано не с межэтническими отношениями, а с профессионализмом, компетентностью и просто тактичностью представителей органов власти. Как ощущался дефицит кадров, так он ощущается и в нынешнее время. Несмотря на то, что первые лица государства неустанно твердят о демократии, о «демократическом духе» в обществе приходится только мечтать.
Можно ли сказать, что республика вернулась к тому состоянию, что было в 2008 - 2009 годах? То есть, ничто больше не предвещает столкновений и все спокойно?
- Нет, ситуация не вернулась в те годы, да и не может вернуться. Те годы были годами бесправия подавляющей части населения и вседозволенности властей, а также искусственного нагнетания ксенофобии. Но, в то же время, не представляется возможным говорить, что ничто не предвещает нового витка напряженности. Искусственно вскормленную годами ксенофобию, которая пустила в общественном сознании корни, не выкорчевать одним годом или несколькими годами.
В этом контексте остро стоит вопрос о компетентности лиц, которые по официальному статусу ответственны за политику в сфере межэтнических отношений. Работать же по наитию, как это практикуются уже многие годы, работать без необходимых знаний – нельзя. Как правило, такие методы работы приводят к безответственности. Именно это и вызывает большие опасения.
Узбекские беженцы переходят границу между Кыргызстаном и Узбекистаном. Фото - Mail.ru
После событий 2010 года ощутима была неприязнь к узбекам со стороны кыргызов. Наблюдается ли такая же тенденция к представителям другой нации, например, к русским?
- Сфера межэтнических отношений настолько тонкая материя, что к ней надо относиться максимально бережно. Этническая неприязнь к «инородцам» – это проблема внутренней культуры каждого индивида, вернее, ее отсутствия как таковой. Подобное было характерно архаичным обществам. Прибавьте сюда еще стереотипы и предрассудки, и получите полный букет ненависти вообще к человеческому существу.
К примеру, если вашего ребенка не берут в детсад из-за якобы отсутствия свободных мест, но при вашей настойчивости все-таки взяли его, а заведующая намекает на определенную мзду за положительное решение этого вопроса, то вы, будучи в плену стереотипов, можете подумать, что подобное отношение к вам проявляется именно из-за вашего иного этнического происхождения. А между тем, этой самой заведующей без разницы, с кого брать взятку, главное – взять.
На мой взгляд, беда не в том, что есть неприязнь представителя одной этнической группы к представителю другой. Тревогу вызывает то, что при подобных ситуациях люди не обращаются в правоохранительные органы, так как они не доверяют им. Бездействие же властей в подобных случаях означает потакание подобным действиям.
Скажите, увеличилось ли количество узбеков во власти или в правоохранительных органах Кыргызстана за последние три года?
- Я не могу назвать конкретное количество узбеков во власти и в правоохранительных органах, но могу сказать, что они работают в официальных учреждениях. Но я хочу акцентировать ваше внимание на одной вещи.
После июньских событий 2010 года стало обыденной практикой спрягать вопрос о национальных меньшинствах, на мой взгляд, в ущерб вопросу соблюдения прав человека. При любых ситуациях права человека должны быть в приоритете, особенно в приоритете деятельности государственных органов.
Во время июньских событий жители Оша и Ошской области остались абсолютно беззащитными. «Где милиция, где армия?!» - вот какой вопрос не покидал, по крайней мере, меня в те дни. А между тем, защита своих граждан, защита их жизней, их жилья, собственности – основное предназначение любого государства.
Если мы будем развивать свое общество, ссылаясь на права национальных и иных меньшинств в ущерб универсальным правам человека, тогда мы недалеко уйдем. Если решаются проблемы с правами человека, то автоматически разрешатся все остальные, в том числе, и проблемы этнических меньшинств.
Верховенство закона – основной признак любого дееспособного государства. Говоря иначе, обыденным языком, для меня лично не имеет значения, к какой этнической группе принадлежит мой участковый милиционер или участковый врач. Главное, чтобы они надежно оберегали мою безопасность и мое здоровье.
Баррикада в узбекском районе города Ош. Июнь 2010 года. Фото - Mail.ru
Какова вероятность того, что в ближайшие несколько лет в Кыргызстане может вновь вспыхнуть конфликт на национальной почве?
- Если рассуждать здраво, то в ближайшей перспективе вероятность конфликта, подобно июньского 2010 года, минимальная. Говоря «здраво», я имею в виду хотя бы инстинкт самосохранения. Вспышка насилия в июне 2010 года всем нам на собственном опыте наглядно продемонстрировала, куда может привести межэтническое противостояние.
Но здесь важно подчеркнуть то, что предпосылка и причины, о которых мы упомянули выше, по-прежнему наличествуют.
Политической элите необходимо вести свою борьбу за власть не архаичными и криминальными способами, а цивилизованно. А игра на национальных чувствах – это и есть криминальный способ. Население страны после стольких лет демагогии, спекуляций и откровенной лжи политиков не должно делиться и не должно позволять себя делить по этническому и иным признакам. Когда мы себя будем воспринимать единой нацией граждан Кыргызстана, только тогда можно будет уверенно отрицать вероятность межэтнических конфликтов.
Через три года наступит сотая годовщина событий 1916 года. Стоит ли нацменьшинствам, а в особенности лицам русской национальности опасаться провокаций со стороны местных националистов?
- С приближением этой даты подобные опасения есть. Но в первую очередь обострения ситуации должна опасаться сама политическая элита Кыргызстана. Ибо она, однажды выпустив из ящика Пандоры ксенофобию, и не предполагала, с чем пыталась заигрывать. Политизация межэтнических отношений характерна для тех стран, где есть проблемы с демократией, правами и свободами человека. Провокации националистического характера, несомненно, возможны, если нынешние власти не реализуют свои программы и стратегии развития страны, в том числе и в межэтнической сфере. Если целью деятельности государственных органов и учреждений будет соблюдение верховенства закона, то националистические провокации не будут страшны, так как по Конституции республики разжигание межнациональной розни – это уголовно наказуемое преступление.
Справка StanRadar:
Музаффар Турсунов - независимый журналист, работающий и проживающий на территории Ошской области. Эксперт аналитического центра "Полис Азия"
Интервью: Камилла Алиева
laquo;здраво
Правила комментирования
comments powered by Disqus