В то время как соглашение прежнего правительства с компанией «Центерра Голд» было названо в парламенте документом, который противоречит интересам Кыргызстана, новое правительство не стало затрагивать в своей программе позицию по вопросу Кумтора. Между тем стало известно, что некая зарубежная компания обнародовала свое намерение приобрести акции компании «Центерра».
Сможет ли новое правительство урегулировать споры вокруг золоторудного месторождения и достичь заключения соглашения в интересах Кыргызстана?
Дискуссии вокруг этого вопроса был посвящен очередной выпуск программы «Лицом к лицу» («Арай көз чарай»), в которой приняли участие лидер фракции «Ата Мекен» в Жогорку Кенеше Алмамбет Шыкмаматов и заместитель председателя Горно-металлургического профсоюза, доктор технических наук Усен Камчыбеков.
«Азаттык»: Алмамбет мырза, неделей ранее вы заявили, что правительство под руководством Сапара Исакова самовольно подписало соглашение с компанией «Центерра голд», и раскритиковали, что документ не отвечает интересам страны? Кто-то назвал ваши слова политической спекуляцией. А могло ли правительство самостоятельно заключить это соглашение? Если оно было бы принято в парламенте, национальные интересы были бы учтены лучше?
Алмамбет Шыкмаматов: Суть критики была в том, что как только дело касается «Кумтора», мы начинаем делиться на несколько групп.
«Центерра» уже давно раскрыла наши слабые места. Чтобы защитить свои интересы они стараются развести нас по 4-5 сторонам. Если мы – те, кто сидит во власти, не сможем объединиться и прийти к единому мнению ради национальных интересов, то мы не сможем восстановить историческую справедливость.
Кыргызстан за раз обменял свою долю в 67 процентов на владение 33 процентами. В 2003 году мы вошли в историю как «Кумтор» - афера века». А в 2009 году это подписанное соглашение, было закреплено Жогорку Кенешем и удостоверено Конституционным судом, от всех прежних исков мы отказались. И с тех пор нам не удается установить справедливость.
Когда Жанторо Сатыбалдиев был премьер-министром и загнал их в угол, руководитель Центерры несколько раз приезжал в Кыргызстан. И тогдашнее правительство предложило соглашение лучше, чем то, что подписали недавно, но парламент не согласился, да и «Центерра» отказалась от этих условий. В свое время они давали обещание, что «мы будем обучать местных специалистов, подготовим их, и через 10 лет вы будете сами управлять проектом. Прошло 20 лет, но за эти годы «Центерра» подготовила разве что разнорабочих, но нет ни одного инженера. Все руководство – это представители Канады. А мы делимся между собой и полностью зависим от них.
И когда все это происходит, Сапар Исаков тихо, не говоря никому, подписал с ними соглашение. Кыргызстанцам детали документа неизвестны. Мы отказались от выплаты экологического ущерба в 7 млрд сомов и других претензий. Дали им право разрушать ледники. Если это не предательство, то что? Есть какая-то причина такой скрытности. Процедуру ратификации в парламенте не надо было проходить, так как это международное соглашение.
Правительство могло бы обсудить проект соглашения с представителями общественности, выслушать их предложения и после этого, взяв ответственность на себя, заключать соглашение. Но этого ведь не случилось. Правительство даже весенние полевые работы с парламентом согласовывает, а тут, когда дело касается крупнейшего золоторудного месторождения, они все делают молча. Как это понимать? Суть моей критики была в этом.
«Азаттык»: Усен агай, прежние правительства, которые подписывали соглашения по Кумтору, говорили, что решение принималось исходя из обмена мнениями с экспертами, специалистами. Вы принимали участие в этом? И на ком вообще лежит ответственность по подготовке таких документов, насколько решение вопроса соответствовало нормам?
Усен Камчыбеков: Во время руководства Сапаром Исаковым правительства, перед приездом канадцев, нас, специалистов, пригласили и показали таблицу. Мы свои мнения тогда высказали.
Потом мы обратились к премьер-министру, сказав, что «как стало известно, готовится некое соглашение, покажите нам, чтобы как специалисты мы высказали свои предложения». Тогда возник самый большой вопрос того, как объяснить народу разницу между предъявляемыми кыргызской стороной 22 млрд долларов и 169 млн долларов, на которые согласился Сапар Исаков. После этого нас не приглашали и мы не принимали участие в этих обсуждениях. Решение они приняли самостоятельно. Поэтому и возникает много вопросов, подозрений.
«Азаттык»: Алмамбет мырза, бывший премьер-министр, выступая в парламенте с отчетом, заявил, что «если бы мы подали в международный суд по вопросу Кумтора, то проиграли бы, вред мог быть еще большим». Получается, у Кыргызстана нет аргументов, козырей для выступления в суде?
Алмамбет Шыкмаматов: Козырь у нас есть. То, что члены правительства еще до суда, став адвокатами «Центерры», говорят, что «мы все равно проиграем», меня по-человечески возмутило.
Международная организация ведь подтвердила, что они разрушили ледники и нанесли ущерб экологии. Так почему мы должны проиграть? Правительство просто намерено вводить людей в заблуждение, предоставляя неверные сведения. Причем для возмещения экологического ущерба необязательно идти в Страсбургский международный суд, наши же суды могут рассмотреть это дело.
«Азаттык»: Несколько дней назад зарубежная компания «Чаарат» выступила с заявлением, что намерена приобрести акции компании «Центерра», в том числе выкупить месторождение Кумтор, а свои условия, они назвали приемлемыми и для Кыргызстана…
Усен Камчыбеков: Если послушать их доводы, то, кажется, что с экономической точки зрения все выгодно. Но это предложение необходимо тщательно изучить, разобрать каждый пункт и слово. В Совете директоров «Центерры» от Кыргызстана заседают три человека. Странно, что они молчат по этому поводу…
Правила комментирования
comments powered by Disqus