С начала года в Кыргызстане разразилось несколько скандалов, связанных с хищением, взятых в кредит средств. Тут и авария бишкекской ТЭЦ и эффективности ее модернизации, проведенной китайской компанией TBEA. Примечательной оказалась и ситуация вокруг школы в Бишкеке, которая спустя год после постройки на деньги КНР начала разрушаться.
Часть кыргызстанских чиновников, обвиненная в махинациях с финансами, арестована. Ведется следствие. Специалисты отмечают, что одними арестами решить проблему не получится. Без прозрачности и качественной экспертизы одолженные Кыргызстаном деньги будут разворовываться и далее.
Как изменить сложившуюся ситуацию? На этот вопрос уже отвечали киргизские правозащитники Рита Карасартова и Тимур Шайхутдинов. Теперь редакция StanRadar.com обратилась к известному кыргызстанскому юристу, правозащитнику, директору ОО «Партнерская группа Прецедент» Нурбеку Токтакунову.
По мнению правозащитника, непрозрачность кредитных соглашений всегда выгодна правящей группировке.
«Если народ отстранен от обсуждения, а экспертиза и прозрачность на уровне принятия решений отсутствует, то страна будет получать скандалы с ремонтом дорог, строительством школ и так далее.
Дело не в том, что инвесторы из Китая предлагают Кыргызстану спорные проекты на сомнительных условиях. Никто не запрещает проводить экспертизы и общественные обсуждения проектов. По закону это даже необходимо делать. Проблема в том, что законы не соблюдаются.
Общественное обсуждение важных проектов не выгодно, а проведение экспертизы – опасно для властей. Если эти механизмы работают, власти приходится быть более разборчивой, компетентной и открытой. Не говоря уже о том, что людей придется убеждать в правильности принимаемых решений. Втихомолку работать проще и легче», - отмечает он.
Кому Конституция не писана?
Токтакунов напоминает, что в Конституции Кыргызстана есть 52 статья. В ней сказано что «Граждане имеют право участвовать в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения».
«В нормативно правовых актах, в регламенте парламента страны есть специальные положения, обеспечивающие это участие. Эти нормы и законы есть. Но власти их просто игнорируют», - считает правозащитник.
Почему же это происходит?
Собеседник редакции считает, что основная причина сложившейся ситуации в том, что система сдержек и противовесов в Кыргызстане не работает.
«Она необходима для того, чтобы предотвратить практику управления страной одного человеком и его окружением. Если власть сосредоточена в одних руках, законом становится воля президентской вертикали.
Это было при прежних президентах – Аскаре Акаеве и Курманбеке Бакиеве (оба лишились постов после вооруженных переворотов в 2005 и 2010 годах – прим.StanRadar.com). Продолжилось при Алмазбеке Атамбаеве и не изменилось при нынешнем главе государства Сооронбае Жээнбекове», - говорит Токтакунов.
Он подчеркивает, что «система выстроена таким образом, что все действия президента априори законны. Суды под его контролем, Генеральная прокуратура под его контролем».
«Поэтому в работе этих структур нет логики, кроме логики их личного интереса, начисто отсутствует полемика и альтернативное мнение. В такой системе политики могут спокойно принимать решения, не оглядываясь на общественное мнение, на существующие законы. А избирателей, которые доверили им власть просто ставят перед фактом», - считает правозащитник.
Он уверен, что для соблюдения законов важно, «чтобы политические силы и институты власти конкурировали между собой. Только так можно гарантировать, что политики и чиновники будут чаще заглядывать в законы и соблюдать их».
«Обеспечить конкурентную среду можно и нужно. Необходимо провести конституционную реформу. Нужно ликвидировать доминирование института президентства. Иных способов изменить систему я не вижу», - резюмирует Токтакунов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus