90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Международный Иссык-Кульский форум: взойдут всходы новой мысли

11.10.2018 14:45

Общество

Международный Иссык-Кульский форум: взойдут всходы новой мысли

В Киргизии завершил работу III Международный Иссык-Кульский форум «Чингиз Айтматов и вызовы современности». Его проведение было посвящено 90-летию со дня рождения великого писателя и гуманиста. Собравшиеся на берегах Иссык-Куля писатели, политики, ученые и деятели искусства из 23 стран мира попытались сквозь призму творчества и деяний гения рассмотреть проблемы влияния современного мира на культурную самобытность народов, сопоставить моральные ценности общества с вопросами гуманизма, оценить угрозы безопасности человечеству. Не обошлось без воспоминаний: прибывшие в Киргизию интеллектуалы обратились к духовным истокам форума, чтобы выдержать курс, заложенный его зачинателем.

«Спасательный круг» мысли

История Иссык-Кульского форума началась 32 года назад. В октябре 1986 г. по инициативе Чингиза Айтматова, чье творчество было известно в мире своей гуманистической социально-философской ориентацией, для неформального обмена мнениями по вопросам будущего планеты к берегам киргизского озера Иссык-Куль с разных континентов слетелись прогрессивные мыслители того времени.

Лучшие умы планеты – всего 17 человек собрались для того, чтобы провозгласить наступление времени активного влияния литературы, искусства и гуманитарной науки на становление будущего, не отягощенного войнами и техногенными катастрофами.

Приветствуя гостей, Чингиз Айтматов рассказал, как в прошлом в осеннюю пору киргизские старики устраивали «шерне» – ездили поочередно друг к другу в гости. То был круг досточтимых людей, собеседников, хорошо знавших друг друга и находивших удовольствие в спокойных и непринужденных беседах о «том, о сем, о житье-бытье, о нелегкой человеческой доле». Как пояснил писатель, «в общем, в итоге все сводилось к тому, как человеку жить на свете?».

Задумывая иссык-кульскую встречу, Айтматов предполагал преодолеть в индивидуальном порядке «разобщенность нашего конфликтующего, поделенного на блоки мира, становящегося все более тягостным и угрожающим для всех, кто живет в этот исторический период». Его расчет был прост – обратиться на неофициальной основе к единомышленникам, близким для него людям в литературе, в искусстве, в сфере общественной мысли с целью поиска новых форм воздействия на общественное мнение и противодействия возникновению самой идеи войны в умах людей, желая задать новые – пацифистские контуры будущего человечества. Оно не должно зависеть только от решений, принимаемых политиками, и от конфронтации между государствами.

«Гений человека, – произнес на форуме Айтматов, – творческое воображение народа, инициативы и открытия ученых, мечты поэтов и надежды простых людей имеют важнейшее значение и могут вместе стать семенами новой мысли, одновременно общечеловеческой и политической».

Единодушно назвав свою встречу Иссык-Кульским форумом клуба мировых интеллектуалов, его участники на 60 часов погрузились в разрешение различных общественных аспектов, вынеся предложения глобальной важности.

Английский писатель и актер Питер Устинов, вспоминая эту встречу, назвал ее поиском «“спасательного круга” мысли в условиях вызова времени и опасностей, угрожающих миру». Говоря на разных языках – русском, английском, французском, испанском, хинди, турецком и не скрывая зачастую не совпадавших мировоззренческих ориентаций и политических симпатий, участники форума сошлись в одном: настало время формирования у народов мира чувства духовного единства ради спасения жизни и разума во Вселенной.

Путь к этому единству виделся в переходе человечества на принципиально новый уровень сознания – в трансформации человека мыслящего в человека мудрого. Только нравственно одухотворенный разум, как было отмечено «иссык-кульскими» интеллектуалами, может справиться с глобальными проблемами современности, в том числе с угрозой ракетно-ядерной войны, нависшей дамокловым мечем над миром.

«От искусства, от литературы, – утверждал Айтматов, – зависит очень многое: тревожить, будить в человеке совесть, мужество, гуманизм, раскрывать перед ним весь мир, чтобы он не забыл, что он – человек, что его духовное самочувствие – один из главных факторов достойной жизни на нашей планете».

Заключительной нотой форума-86 стало заявление, работа над которым продолжалась несколько часов. Когда президент Римского клуба Александр Кинг предложил начать его с фразы «Менее пяти тысяч дней отделяет нас от конца века и начала нового тысячелетия», кто-то бросил реплику: «Почему бы не сказать просто и коротко: “Менее 15 лет…?”» Вопрос остался без ответа, собравшиеся молча согласились с автором удачно найденного вступления, задавшего декларации яркую эмоциональную окраску и высокую нравственную себестоимость каждому уходящему дню XX века.

«День, который не использован для укрепления мира на Земле, должен считаться нравственно пустым, следовательно, бесследно потерянным! Внушать политически и идеологически разобщенным людям всех стран и континентов всеисторическую необходимость этой ежедневной неустанной работы, вселять в их душу веру в реальную возможность спасения будущего – святая обязанность современной гуманистической культуры», – заключили участники форума, подчеркнув, что «выживание и счастье через творчество – вот наш ответ на серьезные опасности и угрозы в нашем обремененном проблемами мире».

Уже через год участники Иссык-Кульского форума встретились вновь в швейцарском городе Венгене. В декабре 1988 г. в Гранаде, на родине великого испанского поэта Гарсиа Лорки интеллектуалы собрались в третий раз. Год спустя 4 декабря 1989 г. в концептуальном русле предыдущих встреч Иссык-Кульский форум состоялся в Мехико, собрав беспрецедентное количество участников – более 50 выдающихся мастеров науки и культуры из 15 стран мира.

Международная пресса писала в те дни: «”Иссык-Кульский форум” – объединение крупнейших деятелей мировой науки и культуры нашего времени – призвал лидеров СССР и США продолжить усилия по обеспечению мира и свободы в канун вступления человечества в XXI век».

16 июля 1997 г. в Бишкеке и на берегу озера Иссык-Куль под эгидой ЮНЕСКО Чингиз Айтматов провел вторую историческую встречу Иссык-Кульского форума – «Глобальные и национальные аспекты культуры в XXI веке». В его рамках участникам было предложено обсудить проблему глобального и национального в области культуры; вопрос культуры мира в качестве основы социального, культурного и экономического развития; а также тему «Центральная Азия – земля мира, согласия и терпимости».

Лейтмотивом II форума стал поиск нового пути, сочетающего уникальный характер культурных ценностей каждой нации с положительным опытом технологической цивилизации. Именно национальные культуры, по мнению Чингиза Айтматова, становятся сегодня важнейшим фактором развития и стабильности человечества. Вместе с тем идеи этнической исключительности являются источником многих конфликтов, которые могут таить для мира опасности не меньшие, чем угроза мировой войны.

Найти духовный компас современности

Как знать, быть может, пытаясь найти ответ на поставленный Айтматовым в 1997 г. вопрос: «Является ли Центральная Азия  землей мира, согласия и терпимости?», президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков инициировал проведение III форума интеллектуалов. Открывая его, он напомнил, что «и сегодня актуален вывод первого форума о том, что кризисом окутана возможность совместной жизни людей на земле, что современные проблемы становятся все сложнее и их решение требует новых идей, новых подходов и нового планетарного мышления».

Спустя 36 лет мир живет в ином измерении – у него появились новые угрозы и вызовы, носящие глобальный характер. Глава киргизского государства констатировал, что международные нормы, сложившиеся после Второй мировой войны в пике противостояния между капитализмом и социализмом, в настоящее время устарели. Стало невозможно строить будущее с помощью старых механизмов. Поэтому появилась необходимость обновления институтов, созданных для регулирования мировых отношений. Волнуют Жээнбекова проблемы молодых государств, появившихся в мире после I Иссык-Кульского форума. Его беспокойство вытекает из того, что «глобализация хотя и сделала государства мира одинаковыми по отдельным признакам, но также еще больше усугубила многие различия между ними».

Например, не уменьшились социально-экономические различия между странами. «“Золотой миллиард” и “голодный миллиард” земного шара, – заявил президент, – сегодня живут в разных мирах».

Тяжелой ношей для человечества стали обострившиеся противоречия, локальные войны, в том числе торговые, миграция миллионов людей. Острый вопрос, стоящий на повестке дня отдельных государств и всего мирового сообщества, – защита от терроризма и экстремизма. Актуальной глобальной темой стало предотвращение противостояния между религиями, стремление к толерантной жизни, недопущение духовного обнищания.

Президент Киргизии отметил, что острый характер принимают разрушающаяся экология, обеспечение жизни в гармонии с природой, межнациональное согласие, укрепление интеграции между странами. Помнится, о них пророчески предупреждал Айтматов. Поэтому С. Жээнбеков предложил участникам III форума в поиске ответов на обозначенные вопросы обратиться к богатейшему литературному и идейному наследию писателя-провидца, потому что «как духовный компас времени Айтматов нам показывает путь к будущему».

Идейная сила

Участники III Иссык-Кульского форума к обсуждению повестки дня подошли в духе лучших традиций клуба интеллектуалов. Они приветствовали послание президента России Владимира Путина, в котором было указано на важность мнений участников предстоящего диалога для решения глобальных проблем человечества. Приветствие форуму прислали участники I Иссык-Кульского форума – испанский дипломат Федерико Майор, бывший генеральный секретарь ЮНЕСКО, и итальянский ученый Аугусто Форти. Последний в своем письме написал об Айтматове: «Я никогда не забуду уникальную силу его идей».

Форум прислушался к мнению мировых авторитетов и всецело погрузился в айтматовские идеи. Каждый оратор неизменно обращался к личности писателя, пытаясь найти в его творчестве те самые семена новой мысли, которые могли бы дать ответы на актуальные вопросы современности. Поэтому сказано было много.

Например, профессор Академии государственного управления при президенте Азербайджанской Республики Фуад Мамедов разглядел в Айтматове-писателе, Айтматове-журналисте, Айтматове – общественном и политическом деятеле некую модель, наполненную мировоззренческими и нравственными ценностями, которую следует направить на изменение человеческого сознания и формирование международной идентичности землян. «Жизнь показывает, – отметил азербайджанский культуролог, – что ни силой права, ни правом силы невозможно заставить людей отказаться от терроризма, войн, вражды – надо менять сознание, потому что поведение человека меняется с изменением его сознания».

Завершив трехдневную работу, форум подготовил обращение к мировым лидерам, главам государств, деятелям науки и культуры. Тревожась «за нашу общую судьбу», «иссык-кульские» интеллектуалы призвали в противостоянии вызовам и угрозам сохранять и развивать идеи великого писателя-гуманиста и мыслителя Чингиза Айтматова.

С этим трудно не согласиться: человек, «выразивший весь мир в одном себе», чьи труды читают и почитают в 130 странах, сам по себе – идеология. Юбилей писателя – хороший повод для того, чтобы взять ее на вооружение. Но все любое вооружение требует постоянного подкрепления.

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

11.10.2018 14:45

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Тынчтык Ураимович  Шайназаров

Шайназаров Тынчтык Ураимович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

150$

зарплата водителя "Скорой помощи" в Бишкеке

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31