В Москве при участии делегаций из 12 государств и представителей движения «Талибан» прошли консультации по мирному урегулированию конфликта в Афганистане. Это первая международная официальная встреча подобного рода с участием талибов. По мнению ряда экспертов, сейчас довольно удачный момент для России занять более активную посредническую роль в афганском урегулировании. Не менее удачный момент сложился и для оппозиционных сил Афганистана, которые могут начать диалог с талибами: афганское правительство отказалось отправлять свою делегацию в Москву, за что подверглось критике и рядовых афганцев, и влиятельных политиков.
Каких-либо сенсационных заявлений на встрече в Москве не прозвучало. Все прошло достаточно ожидаемо. Диалог между делегациями происходил за закрытыми дверями, после чего были озвучены очевидные вещи о необходимости мира в Афганистане. Но то, что эти ожидаемые вещи произошли, уже само по себе событие.
Встреча должна была пройти 4 сентября, однако была отменена по просьбе афганского правительства. Тогда многие эксперты похоронили «московский формат» консультаций по афганскому урегулированию. Казалось, что Москва уже не решится на проведение встреч между сторонами афганского конфликта и представителями стран, заинтересованных в прекращении насилия в Афганистане.
Президент Афганистана Ашраф Гани. Фото Meghdad Madadi с сайта Wikipedia.org
Права женщин в обмен на иностранные войска
По итогам нынешних консультаций делегация «Талибана» заявила, что выступает за решение проблем Афганистана через диалог, но движение вынуждено продолжать войну: «Наша стратегия заключается в решении проблем Афганистана через диалог, война — для собственной защиты, мы вынуждены вести ее», — заявил по итогам встречи один из представителей делегации.
Кроме того, талибы рассказали, что готовы к прекращению боевых действий в стране, но их главным условием является вывод иностранных войск с территории Афганистана. Об этом талибы говорят не впервые. Начавшиеся было летом этого года прямые переговоры между США и движением — они происходили в столице Катара Дохе, где расположено единственное официальное представительство этой организации, признанной во многих странах террористической, — зашли в тупик именно из-за желания американцев оставить своих военных в стране. США хочет сохранить контроль, как минимум, над двумя базами — авиабазой в Баграме и базой «Шорабак» в южной провинции Гильменд. Талибы же требуют полного вывода иностранных военных.
На сегодня в Афганистане дислоцируются, по словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, 16 тысяч военнослужащих альянса. Большинство из них — американцы. Они выполняют задачи по обучению афганских солдат и офицеров, отдельные подразделения участвуют в наземных спецоперациях, а авиация НАТО регулярно наносит авиаудары для поддержки операций афганской армии и полиции.
В случае вывода этих сил, заявили талибы по итогам встречи в Москве, они даже готовы признать действующую сейчас в Афганистане конституцию и права женщин.
Боевики «Талибана». Фото с сайта Khaama.com
Правительство проигрывает
По мнению ряда экспертов, большой ошибкой правительства Афганистана и, в частности, президента страны Ашрафа Гани был отказ отправить официальную делегацию в Москву. Причем, как считают внутриафганская оппозиция и внешние наблюдатели, это решение властями было принято под давлением США.
Американцы очень ревностно относятся к тому, что Россия все интенсивнее вмешивается в процесс афганского урегулирования. В США последние полгода местные медиа все сильнее критикуют власти, что за 17 лет войны в Афганистане так и не достигнуты существенные успехи. Хуже того, до 75% территории страны к настоящему времени находятся под влиянием «Талибана». Количество погибших за 17 лет достигло 147 тысяч человек.
К тому же в последнее время в афганском обществе, лояльно настроенном к светским властям, возросло недоверие по отношению к американским военным. Дело в том, что убийство самого влиятельного на юге Афганистана генерала Абдула Разака 18 октября приписывают военным США, хотя талибы и взяли на себя ответственность за гибель генерала. По неписанным правилам, и об этом рассказывают многие афганцы, в присутствии высокопоставленных гражданских и армейских лиц из США всем афганским силовикам запрещено иметь при себе оружие. Таким образом, на встрече Разака, главы госбезопасности провинции Кандагар, губернатора Кандагара и еще ряда высоких местных чиновников с командующим силами НАТО в Афганистане генералом Скоттом Миллером вооружены были лишь иностранцы. И когда произошло нападение одного из телохранителей губернатора на Миллера, сам Миллер не пострадал, но в результате беспорядочной стрельбы американцы застрелили Разака и главу кандагарской госбезопасности.
Улицы Герата, Афганистан. Фото Александра Рыбина, «Фергана»
Подобные слухи в афганском обществе распространились достаточно широко. Их пришлось опровергать даже председателю правительства страны Абдулле Абдулле во время одного из заседаний парламента. Тем не менее, учитывая специфику афганского общества, рассказанное соседом имеет там гораздо больше веса, чем сказанное с экрана телевизора.
Оппозиция выигрывает
В то же время успехом можно считать решение приехать на московскую встречу бывшего президента Хамида Карзая и лидера таджикской общины Афганистана (это вторая по численности этническая группа в стране после пуштунов — таджики составляют до 40% афганского населения), бывшего губернатора северной провинции Балх Атта Мохаммада Нура. К слову, Нур вместе с лидерами узбекской общины Абдул Рашидом Дустумом и хазарейской Мохаммедом Мохакиком создали накануне парламентских выборов политическое движение «Великая национальная коалиция Афганистана», с которой Гани и его правительство уже вынуждены вести переговоры для решения насущных политических вопросов. Все три лидера являются оппозиционными политиками. Примечательно, что по итогам московской встречи талибы объявили, что уже сейчас готовы начать переговоры именно с оппозицией.
На 20 апреля будущего года в Афганистане намечены президентские выборы. Они будут гораздо важнее для судьбы страны, чем прошедшие в конце октября парламентские. Очевидно, что тот из кандидатов, кто будет вести прямые переговоры о прекращении войны с талибами, станет наиболее популярным у граждан. Гани уже объявил о своем желании стать кандидатом на будущих выборах. Но он креатура США — в этом в Афганистане никто не сомневается. Это большой минус — как уже сказано, даже среди лояльно настроенных к правительству граждан неприязнь к американцам в последнее время лишь нарастает. Но если Гани начнет переговоры с талибами, если благодаря этому насилия в стране станет меньше, — то у него появятся шансы на победу.
Напомним, что в июне этого года правительству удалось договориться с «Талибаном» о взаимном прекращении огня. Это происходило во время окончания священного для мусульман месяца Рамадан. Для афганцев конец нынешнего Рамадана действительно стал праздником. Уровень насилия в стране снизился до минимума за последние годы.
В любом случае, после встречи в Москве с талибами популярность оппозиционных политиков и бывшего президента Хамида Карзая однозначно вырастет. Но смогут ли они наращивать рейтинги за счет дальнейшего диалога с талибами — это вопрос.
Правила комментирования
comments powered by Disqus