День Первого Президента – не только повод осмыслить путь, который проделала страна под руководством своего лидера за минувшие десятилетия. Это правильное время для разговора о том, как воплощаются сегодняшние президентские инициативы. Как на практике идёт реализация идей, недавно изложенных Нурсултаном Назарбаевым в послании. Особенно любопытно провести такой анализ на примере одной из самых быстроразвивающихся отраслей отечественной экономики – автопрома. Именно такой целью мы задались в диалоге с Анатолием Балушкиным, главой холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Человеком, открывшим историю казахстанского автопроизводства
Анатолий Балушкин
Анатолий Михайлович, в начале декабря 16 лет исполнится «АЗИЯ АВТО», первому отечественному автомобильному заводу. Иными словами, 16-летие отметит автопром Казахстана. С какими итогами вы подошли к этой дате?
- Сегодня отрасль занимает первую строчку по темпам роста в реальном секторе. С начала года выпуск автомобилей в стране увеличен на 72%. И в главном, легковом сегменте 71% объёмов выдаёт усть-каменогорский конвейер.
Вклад автопрома в ВВП с начала года вырос до 163 млрд тенге – плюс 45% к прошлогоднему значению.
В масштабах экономики это...
- Вдвое больше лёгкой промышленности. Половина вклада химпрома.
Да, рост пока восстановительный. Но он устойчив и продолжается в течение двух лет. В октябре рыночная доля казавтопрома превысила 50% – впервые в истории отрасли. На каждый проданный импортный автомобиль сегодня приходится одна машина казахстанской сборки. Продолжим эту цифру наращивать.
Автомобили LADA, выпускаемые на конвейере «АЗИЯ АВТО», занимают первую строчку в списке предпочтений казахстанцев
Насколько увеличите выпуск в 2019 году?
- К концу этого года «АЗИЯ АВТО» отгрузит 18,5 тыс. автомобилей. План на будущий год – 30 тысяч. Сегодня у нас на конвейере полная линейка LADA, в августе мы начали выпуск УАЗов. Продолжаем обновлять линейку KIA и Skoda. Приступили к производству собственных прицепов четырёх модификаций.
Если говорить о планах на следующий год, отдельная большая тема – цифровизация и автоматизация производственного процесса.
Это актуально…
- Не один десяток диссертаций будет защищён на основе наших проектов в этой сфере. Здесь «АЗИЯ АВТО» опережает большинство автозаводов на постсоветском пространстве. Уже сегодня мы оснащаем наши автомобили интеллектуальной системой Connected car – она позволяет дистанционно отслеживать их состояние и в принципе меняет функционал машины. В ближайшее время мы завершим оцифровку всех звеньев производственной цепочки. Кроме того, рассчитываем, что в 2019 году детали со склада на конвейер будут подавать роботизированные беспилотные погрузчики.
Всё это в конечном счете ощутимо скажется на производительности. В этом году мы увеличили её более чем вдвое, до 42 млн тенге на работника. Подчеркну: производительность по добавленной стоимости – не валовая.
В послании президент традиционно уделил особое внимание задачам индустриализации. Какие из его инициатив, на ваш взгляд, наиболее важны для автопрома?
- Президент точно диагностировал болевые точки, которые мешают развитию обрабатывающего сектора. И предложил чёткие решения этих проблем. Первая из них – дефицит ликвидности. Заёмных ресурсов на создание крупных производств сегодня остро не хватает. Поэтому решение о выделении 500 млрд тенге на поддержку обрабатывающей промышленности и 600 млрд тенге на кредитование приоритетных проектов для многих предприятий может стать судьбоносным.
Благодаря поддержке, которую оказывал президент в становлении отрасли, за минувшие годы наш холдинг смог реинвестировать в производство и инфраструктуру $489 млн собственной прибыли. Получив более мощное кредитное плечо, сегодня мы в состоянии сделать гораздо больше. Тем более что речь идет о возвратных ресурсах.
Но автопром получал и «безвозвратную» помощь…
- Вы имеете в виду налоговые льготы. Да, они играют важнейшую роль в развитии машиностроительных проектов и дают экономический эффект, который легко посчитать. На каждые 100 тенге, которые «АЗИЯ АВТО» получил в виде льгот, завод вернул в бюджет 160 тенге. Плюс инвестиции в уникальные для Казахстана технологии и высокооплачиваемые рабочие места. Только в этом году мы расширили штат завода на 20%.
Но качественно новый прорыв мы получим с запуском строящегося производства.
Завод полного цикла?
- Да. В июле мы начали строительство основных мощностей.
Что сейчас происходит на строительной площадке?
- Пока мы с вами разговариваем, идёт монтаж перекрытий цехов сварки и окраски. С начала года число рабочих рук на строительной площадке увеличилось вдвое. Сегодня несущие конструкции смонтированы. Мы переместили полтора миллиона кубометров грунта, изготовили 16 тыс. кубометров бетона, погрузили 16 тыс. свай.
На площадке завода полного цикла в Усть-Каменогорске сегодня идет строительство цехов сварки и окраски
В денежном выражении?
- На сегодня инвестировано больше $68 млн.
Это собственные средства компании?
- Разумеется. Плюс затраты на внешние инженерные сети. В их строительстве нам помогает государство, за что хотелось бы отдельно поблагодарить президента. Мы работаем на площадке в полмиллиона гектаров, практически в чистом поле. Можете представить масштабы. Поэтому монтаж коммуникаций – от энергоснабжения до железнодорожной ветки – финансируется в рамках «Дорожной карты бизнеса - 2020». Так что не могу не согласиться с главой государства – такая программа необходима, и её продление - это хорошая новость.
В зимний период работы приостановите?
- Во-первых, в этом нет технологической необходимости. Во-вторых, у нас жёсткие сроки пусконаладки и запуска. Так что работа продолжится.
Первая очередь позволит вам производить 60 тысяч автомобилей в год с локализацией на уровне 50%. А это означает, что перед предприятием откроются возможности полноценного экспорта.
- Совершенно верно. У нашего проекта две опоры – растущий внутренний рынок и договорённости с технологическими партнёрами о поставках на рынки ЕАЭС. В этом году наш холдинг продал полумиллионный автомобиль. Мы умеем организовать продажи. Создаёшь новое производство? Сначала просчитай сбыт. Обеспечишь объёмы – сможешь нарастить локализацию. Другая логика не работает.
Как и последние два десятилетия, мы – первые по объёмам продаж на рынке Казахстана. А он, по оценкам PwC, восстановится к докризисным значениям уже к 2022 году. И продолжит расти. Под давлением трёх факторов: естественный рост автомобилизации, катастрофически изношенный парк, отложенный спрос. Поэтому нынешние мощности в автопроме потребуют расширения.
Так, а экспорт?
- Учитывая масштабы проекта, плацдарм для экспорта мы начали готовить заранее и создали собственную сбытовую сеть на территории России: 20 автоцентров в 15 городах. Это казахстанская компания, которой руководит казахстанец, Айдар Мендыбаев. О чём мы всегда говорим с гордостью. Евразийская интеграция, инициированная президентом, открыла казахстанскому бизнесу возможность выхода на союзный рынок. Мы сделали это одними из первых. Причем успешно – ещё в минувшем году мы заняли место крупнейшего дилера АВТОВАЗа в России. В этом году увеличили продажи на 52%.
Евразийский союз – ожидаемое направление. Но не так давно «АЗИЯ АВТО» совершил успешный почин на рынке Китая. Вы отправили туда почти полторы тысячи усть-каменогорских внедорожников. Несмотря на драконовские пошлины. В чём подоплека этого прорыва?
- Конкурентоспособный продукт. LADA 4x4 - без преувеличения уникальный автомобиль. Важно понимать, с чем ты выходишь на рынок. Ровно поэтому технологическим партнёром и соакционером нашего строящегося производства стал альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. В минувшем году он обошёл Volkswagen и Toyota по объёмам и стал крупнейшим автоконцерном на глобальном рынке. В России и Казахстане альянс занимает первую строчку много лет подряд: на пять его брендов – LADA, Renault, Nissan, Datsun и Infinity – приходится треть рынка. Причем доля растёт.
В тандеме со столь мощным партнером мы чувствуем себя более чем уверенно – как в отношении казахстанского, так и российского рынка.
В качестве главного приоритета послания президент обозначил рост благосостояния казахстанцев и призвал крупные компании повысить уровень оплаты, в особенности низкооплачиваемым работникам. Как обстоят дела с этим вопросом у вас?
- В нашем коллективе больше 5 тысяч сотрудников. Так что «сарафанное радио» быстро разносит сведения обо всём, что связано с оплатой труда. Это то, что кровно интересует каждого. Если ты из года в год последовательно оплачиваешь труд работников в срок, в полном объёме, высоко оцениваешь их вклад – тебе гарантирована репутация добросовестного работодателя. Репутацию фальсифицировать невозможно. Всем известно, что зарплата в «БИПЭКе» и «АЗИЯ АВТО» – только белая. Другой нет. Поэтому за период своей работы компания заплатила уже 94 млрд тенге в виде налогов. Мы в тройке крупнейших налогоплательщиков региона, наряду с «Казцинком» и филиалом «Казахмыса» (сегодня KAZ Minerals PLC – прим. ред.).
Что касается «низкооплачиваемых» работников... у нас их нет. Это также хорошо известно каждому, кто у нас работает. Минимальная заработная плата на действующем производстве «АЗИЯ АВТО» – 94 тысячи, на строящихся мощностях – 120 тысяч тенге.
Получается, втрое-вчетверо выше действующей сегодня минимальной.
- Так точно. Но это минимальная. И работников с этим окладом – ровно тридцать человек. А средний уровень оплаты на заводе – 226 тысяч тенге. И это на 39% выше аналогичной цифры по стране. На 64% выше средней по региону.
Тем не менее повышать уровень оплаты планируете?
- Мы сделали это недавно: весь фонд оплаты труда на заводе был индексирован на 20%. Это естественный процесс, если ты – ответственный работодатель.
Как минимум два направления президентского послания не связаны с автопромом, но имеют самое прямое отношение к вашей компании. Я имею в виду внутренний туризм и дошкольное образование. Говорят, что в усть-каменогорский «Центр развития ребенка» уже устраивают экскурсии – настолько продуманно и заботливо там организован процесс воспитания.
- Обучение там полностью соответствует модели 4К, о которой говорит президент. Тем не менее аналогов в республике нет. Я имею в виду и оснащение, и инновационный характер образовательных программ.
Мы с вами много говорили о деньгах. Но если человек развивается, материальная мотивация на определённом этапе отходит на второй план. Сегодня для многих сотрудников холдинга возможность обучения ребенка в нашем дошкольном центре, может быть, главный фактор приверженности компании. В центре обучается 320 детей сотрудников. Родителям это обходится в символические 100 тенге в месяц.
Президент, как вы знаете, поручил Министерству образования совместно с акиматами разработать «дорожную карту» по кардинальной реорганизации дошкольного воспитания. Возможно, наши наработки будут полезны. Готовы делиться опытом.
Моё внимание привлекли ещё две темы послания: военно-патриотическое воспитание в школах и школьный туризм по регионам страны. Не секрет, что наша компания четвёртый год подряд организует в Усть-Каменогорске парад в честь Дня Победы. Мы собственными силами создали военно-исторический музей – в нем 30 единиц техники, собранной и привезённой из разных уголков света. 9 мая более сотни сотрудников компании надевают военную форму сороковых годов и погружают горожан в атмосферу той эпохи. Только в этом году мы накормили солдатской кашей 8 тысяч гостей.
На ежегодном параде в честь 9 мая коллектив угостил солдатской кашей 8 тысяч усть-каменогорцев
Мои коллеги в течение всего года проводят интерактивные уроки памяти для школьников. В ближайшее время мы начнём строительство музейно-патриотического комплекса «Намыс» («честь» – прим. ред.). Он будет носить имена героев Момышулы и Панфилова. Разместится на территории «Нуртау».
Круглогодичный курорт «Нуртау» - всего в 35 км от Усть-Каменогорска
Кстати, о «Нуртау»… Вы создали с нуля два туристических центра на востоке Казахстана. И ещё один – модернизировали. Президент распорядился в сжатые сроки принять отраслевую госпрограмму, направленную на развитие въездного и внутреннего туризма. Как считаете, ваш опыт пригодится в её разработке?
- Думаю, все согласятся: здесь у Казахстана неисчерпаемый потенциал. Вклад туристической отрасли в наш ВВП – только 6%. Вдвое ниже среднемирового уровня. Поэтому мы много лет шаг за шагом возделываем свой сад. Здесь, в родных краях. Точнее, сада у нас три. Это горнолыжный комплекс «Нуртау», из которого мы сделали круглогодичный курорт-«трансформер». Это санаторий «Рахмановские ключи» на территории Катон-Карагайского природного парка. И гостиничный комплекс «Порт Фортуна» на побережье Бухтарминского водохранилища.
Гостиничный комплекс «Порт Фортуна» на берегу Бухтарминского водохранилища
В этих трёх объектах мы уже создали ни много ни мало 450 новых рабочих мест. Позитивный опыт действительно имеется. Продолжим развивать наши проекты в фарватере президентских решений – не только в производственном секторе.
В отличие от корпоративного детского сада, двери ваших курортов открыты для всех желающих?
- Конечно. Рады поздравить всех казахстанцев с Днём Первого Президента и ждём в наших туристических комплексах. Незабываемые впечатления от встречи праздника – гарантируем.
Санаторий «Рахмановские ключи» на территории Катон-Карагайского природного парка
Правила комментирования
comments powered by Disqus