«Несмотря на то, что Пекин уже подсадил на кредитную иглу часть стран Центральной и Южной Азии, эту битву в информационной войне с США он проиграл. Поэтому сейчас в Китае сделают выводы и продолжат реализацию своих проектов», - заявил политолог Марс Сариев, комментируя StanRadar.com подоплеку прошедших в Бишкеке антикитайских митингов.
Прошедшие в начале и середине января акции протеста на главной площади Бишкека выделяются «непривычным для Кыргызстана форматом».
«Во-первых, участников митингов мобилизовали через интернет-площадку. Во-вторых, если посмотреть на возрастной состав участников, то можно предположить, что упор делался на молодежь. В-третьих, организаторы так и не обозначились. Хотя «почерк», конечно, выдает их с головой», - пояснил он.
Собеседник редакции вспоминает, что похожие технологии применялись во время так называемой «арабской весны» - серии митингов и протестов, которые прошли в арабских странах еще в 2011 году.
«Перед организаторами стояли две ключевые цели - отработка технологий мобилизации с использованием новых технических возможностей. Когда таким образом собираются протестующие, невозможно определить лидеров, организаторов и так далее. Вторая - замер протестных настроений в обществе, на которых впоследствии можно сыграть», - уточнил он.
Политолог отмечает, что эти технологии были впервые использованы на Ближнем Востоке для того, чтобы воспользоваться протестным потенциалом населения, недовольного своим экономическим и социальным положением.
«Запад оседлал процесс переформатирования Ближнего Востока. Потом, по множеству внешних и внутренних причин, такая же технология использовалась на Украине и в Армении. Сейчас эта мода на «организацию анонимных митингов» перекинулась и на Кыргызстан», - считает он.
Сариев подчеркивает, что одной их причин, по которым молодые люди вышли на площадь в Бишкеке, стало «искаженное восприятие происходящих в Китае процессов».
Например, участники пользуются искаженными данными по миграции китайских граждан в Кыргызстан и плохо представляют себе, что происходит в китайских центрах перевоспитания.
Интересным моментом, по мнению эксперта, остается подключение СМИ к раскрутке протестных настроений в Бишкеке.
«Западная пресса на протяжении долгого времени раскачивала тему прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. СМИ обратили на нее внимание только потому, что у КНР и США полным ходом идет очередное обострение отношений. Китай продолжает продвижение вглубь континента, налаживает сухопутные коридоры и открывает себе доступ к рынкам Европы и ресурсам стран Каспийского региона. Вашингтон это тревожит и категорически не устраивает», - уверен он.
Собеседник редакции поясняет, что «Пекин нарушает монополию США на морские перевозки и ищет обходные пути - на случай если Вашингтон заблокирует морские пути, поскольку Китай понимает, что в случае военных действий поставки нефти с Ближнего Востока могут быть сорваны и поэтому нужны запасные варианты».
«Сейчас интересы КНР и России совпали. Китай воспринимает Россию как тыл и вероятного союзника на случай открытого противостояния с США. А Центральная Азия – это сырьевой тыл Китая. США такой расклад невыгоден. Там хотят раскачать Китай через традиционные «болевые точки» - СУАР и Тибет. В глобальном масштабе США хотят разыграть карту столкновения Китая с «мусульманским миром». Поэтому идет целенаправленная работа по темам ущемления прав этнических меньшинств в Китае, мусульман и так далее», - подчеркивает он.
По словам Марса Сариева, ситуация складывается двоякая.
«Несмотря на то, что Пекин уже подсадил на кредитную иглу часть стран Центральной и Южной Азии, эту битву в информационной войне с США он проиграл. Поэтому сейчас Китай сделает выводы и продолжит реализацию своих проектов. Сейчас КНР будет переформатировать проект «Один пояс – Один путь» и, вероятно, искать решения проблем сухопутного маршрута», - резюмирует эксперт.
Правила комментирования
comments powered by Disqus