Редакция Kaktus.media оказалась в центре событий, связанных с перестрелкой около КПП Токмака, и происходящих после этого новостей. Отслеживая почти неделю эту тему, мы сделали несколько выводов о том, какие проблемы политического и гражданского сознания вскрыло освещение перестрелки между предполагаемыми контрабандистами, где в гуще событий оказался депутат Жогорку Кенеша Урмат Самаев и сотрудники правоохранительных органов.
1. Атрофия политической воли
Коррупция в Кыргызстане как загрязненный воздух - это не единичные случаи выбросов вредных веществ, а общий фон. Нас беспокоит воздух, которым мы дышим, но не настолько, чтобы кто-то предпринимал кардинальные меры. Власти ограничиваются какими-то проверками бань, рассуждениями "если бы да кабы", а чаще все обреченно перечисляют причины загрязнения, как будто от этого оно станет меньше.
Так же и с коррупцией. Ее элементы въелись в сознание, особенно государственных служащих, настолько, что притупилось чувство возмущения, негодования и желание что-то менять. Чиновники реагируют только на какие-то редкие случаи. И не потому, что коррупции сопротивляется каждая твоя клетка, как инородному телу, а потому, что принято что-нибудь сказать. Даже вопиющие случаи уже не кажутся чем-то из ряда вон выходящим.
Сращение власти и криминала и инфантильность в расследовании преступных схем стали настолько обыденным явлением, частью нашей среды обитания, что на это не реагируют ни аппарат президента, ни Совет безопасности, ни другие госорганы.
Верховная власть не подает сигнала, позволяя спускать громкие дела на тормозах. Возможно, на уровне бюрократии бумажки туда-сюда отправляются, но так как нет реальных решений и выражения позиции, у граждан формируется устойчивое восприятие: "Все вернется на круги своя".
2. Пандемия проблем. Это просто еще один случай
Проблем в нашем обществе настолько много, что госорганы не в состоянии заниматься ни профилактикой, ни превентивными мерами, ни быстрым их решением. Уже даже не успевают оглянуться, чтобы отреагировать, или на мгновение удивляются: "Что там еще случилось?", разгребая одновременно другие завалы.
В круговороте хаотичных решений еще одну проблему особо даже не замечают, чтобы оценить ее масштабы.
3. Не ведают, зачем сидят
Казалось бы, упоминание фамилии депутата в контексте связи с криминалом должно вызвать бурное обсуждение. Логика подсказывает: нардепы должны были вызвать Самаева, чтобы он ответил на эти вопросы, а не передавал свои опровержения через ГУВД, сделать дискуссию максимально открытой, вызвать силовиков для отчета и требовать довести дело до конца, потому что тень упала на имидж всего законодательного органа.
Но Жогорку Кенеш в парламентской стране оказался отражением проблемы большей части общества, в нем наблюдается такая же атрофия сознания.
Депутаты как ни в чем не бывало продолжают не обращать внимание на скандал, копошась в своем болоте. Причем даже те, кто по каждому поводу имеет свое мнение.
Неужели парламентариев с таким... жизненным опытом, как у Урмата Самаева, так много, что фигурирование в криминальной сводке считается нормой?
4. Если власть покрывает криминал, крайним оказывается журналист
Журналиста Kaktus.media вызвали на допрос в УВД Токмака к 18:00, то есть в конце рабочего дня. В это время редакцию предупредили, что нужно быть аккуратным, потому что это может быть небезопасно и вечернее время выбрано неслучайно. Получается, у нас правовой беспредел такого масштаба, что при осуществлении своей профессиональной деятельности журналисты не могут быть спокойны за свою безопасность? То есть и представителям СМИ нужно бояться сотрудников милиции, которые могут следить за корреспондентами, что-нибудь подкинуть в карман при встрече, вытащить на встречу... с бандитами, например.
5. "Три мушкетера" силовики не читали
Периодически в разных странах чиновники, которым стыдно, что они оказались вовлечены в скандал, извиняются и подают в отставку. Кыргызстанский сегмент соцсетей рукоплещет политикам, для которых слово "честь" имеет значение, и причитают, что у нас такой практики нет. И правда нет. Вся эта неделя - яркое тому подтверждение.
В скандале с перестрелкой у КПП правоохранительные органы заняли страусиную позицию. Сначала пытались сделать вид, что журналисты все придумали. Потом увиливали от вопросов на пресс-конференции. И не особо покраснели, признав свою вину.
6. Все смешалось в доме Облонских
То, что СМИ поднимают вопросы общественной безопасности и ситуацию с преступностью лучше и чаще, чем ответственные за эти вопросы структуры, - весьма тревожно.
Во-первых, может, правоохранители и забыли, но они живут на налоги граждан и получают зарплату за то, чтобы жители передвигались спокойно и чувствовали себя в безопасности.
Во-вторых, именно правоохранители должны в первую очередь соблюдать законы и все процедуры, а не выглядеть так нелепо, будто прикрывая участников событий. Реакция на перестрелку и попытка спрятать концы в воду пока вызывают только одно чувство - милиция является последней инстанцией, куда надо обращаться, если с вами случилась беда.
Знаете известную картину художника Франсиско Гойи "Сатурн, пожирающий своего сына"? Вот взаимоотношения государства и общества все чаще напоминают ее.
7. Граница границы - она как бы есть, но ее как бы нет
Перестрелка предполагаемых контрабандистов произошла около КПП "Токмак-Автодорожный", прямо на объездной дороге около места, где досматривают автомобили.
Первыми на новость Kaktus.media отреагировала погранслужба. Там так и заявили, что информация о перестрелке не соответствует действительности. Более того, продолжили настаивать на этом, когда пострадавшие уже на всю страну продемонстрировали ранения от травматического оружия.
У нас настолько плохо устроена безопасность границ, что нет ни камер, ни людей, чтобы следить, что творится в нескольких десятках метров от нее? Или пограничники с контрабандистами заодно? И главное, незаметно, чтобы сотрудников этого органа проверяли.
8. Скованные одной цепью?
Один из пострадавших в инциденте в видеообращении называл имя депутата, указывал, что о перестрелке знали заместитель министра внутренних дел, начальник УВД Токмака и многие другие. Никаких опровержений от лиц, которых упоминали, не последовало, как и попытки разобраться, что перевозят контрабандой, кто и как долго это будет продолжаться. Только поступают предложения предать тему забвению.
Только на пресс-конференции руководство ГУВД Чуйской области озвучило, что они связывались с депутатом Урматом Самаевым, он сказал, что не причастен. И милиции этого оказалось достаточно.
От заместителя министра Мирлана Каниметова вообще ничего не слышно, пресс-служба МВД его позицию тоже не передавала. И как это понимать?
Тем временем коллеги из других СМИ начали копать тему дальше. Вот уже даже в своих материалах напоминают о связи депутата Урмата Самаева с другим - Канатом Исаевым, выходцем из Токмака и бывшим мэром города. И тоже тишина.
9. С больной головы на здоровую. Вместо поиска доказательств - допрос журналиста
Помимо этих опасений медиасообщества, вызывает недоумение то, что органы правопорядка должны нам, СМИ, давать информацию, а вместо этого пытаются выудить сведения у журналистов. Причем следователь был озабочен поиском источника, который посмел рассказать о перестрелке контрабандистов, а не доказательной базы, что контрабанда на КПП "Токмак-Автодорожный" имеет место.
Правила комментирования
comments powered by Disqus