С 1 апреля Туркменистане перестанут продавать антибиотики в частных аптеках и без рецепта. Их можно будет приобретать только в сети государственных аптек, которая принадлежит подразделению Минмедпрома – Туркменфармации.
Частным аптекам, занимающимся импортом лекарственных препаратов, и частным дистрибьюторам уже не регистрируют контракты по импорту антибиотиков. После распродажи остатков лекарств частные аптеки продавать антибиотики не смогут.
Доступность и бесконтрольное использование антибиотиков, в том числе некачественных, массово импортируемых из третьих стран из-за дешевизны уже привело, по словам врачей, к развитию резистентных (устойчивых) форм микроорганизмов.
Меры по ограничению продажи антибиотиков нужно было принимать еще лет 25 назад, когда была разрушена советская модель медицинского обслуживания населения, предусматривавшая продажу лекарственных препаратов, в том числе и антибиотиков, только по рецептам врачей.
Однако тогда о резистентности не задумывался никто, она была незначительной из-за инерции, сохранявшейся несколько лет после развала советской системы медобслуживания. Затем наступила и продолжается по сей день эпоха «дикого» хозрасчета, когда ради получения прибылей люди готовы на все, не задумываясь о последствиях.
Контроль за использованием антибиотиков необходим. Однако вопрос заключается в том, как это будет реализовано на практике. Очевидно, что любое полезное начинание сегодня превращается в «головную боль для населения» и бизнес для некоторых персон.
Вспомните внедрение пластиковых платежных карт, с которых сегодня сложно снять наличные или провести платежи, установку счетчиков на воду, газ и т.д. проекты актуальные, но воплощение – отвратительное.
Реализуя практику контроля за использованием антибиотиков, Туркменистан пытается приблизиться к международным стандартам. Так, на Западе практически невозможно купить лекарства без рецепта врача, будь то антибиотики или препараты невро- или кардио-группы.
Исключения составляют официально установленные безрецептурные средства. Таким образом исключается возможность самолечения и нанесения ущерба своему здоровью, сводится к минимуму возможность развития резистентности микроорганизмов и многое другое.
Однако это не означает, что и мы готовы перейти к продаже лекарств только по рецептам. На это есть ряд причин, в числе которых менталитет, психология, культура населения, профессионализм и этика врачей.
Система западного медицинского обеспечения не сравнится с отечественной. Посмотрите на наших семейных врачей (эта категория врачей при поликлиниках, которые теперь будут выписывать рецепты на антибиотики – это свыше 50% всех обращений за медпомощью), замученных бесконечными мероприятиями, субботниками, посадками деревьев и другими общественными и сельхозработами, с заработной платой 1500-1800 манатов (около $100 по курсу «черного рынка») в месяц.
Они вынуждены «сотрудничать» с фармкомпаниями, выписывая только их препараты, заниматься оформлением «левых» справок, бюллетеней, чтобы выжить и прокормить семьи. Это с одной стороны, а с другой стороны – их низкий профессиональный уровень. Если хотя бы раз в год их соберут в столице на повышение квалификации и прочитают пару лекций, будет очень хорошо.
Про выезды за рубеж на повышения квалификации или участие в международных симпозиумах или хотя бы конференциях, можно не говорить. Таким вниманием не удостаиваются даже заведующие и сотрудники кафедр медицинского университета, которые преподают сегодня студентам свои дисциплины. Так откуда браться профессионализму?
Западные семейные врачи (в том числе турецкие) лечат не только простуду, грипп, но также наблюдают и ведут кардиологических, неврологических и других больных амбулаторно на ранних стадиях, проводят раннюю диагностику онкологических заболеваний, а затем направляют к узким специалистам.
Помимо приема и визитов к пациентам, которые они осуществляют не на ногах, как наши семейные врачи, а на легковых автомашинах, выделяемых лечебными учреждением, и которые постоянно за ними закреплены, диагностики и назначения лечения, они проводят и небольшие хирургические операции.
Например, установку и удаление внутриматочных спиралей, удаление доброкачественных наростов и опухолей с кожного покрова, могут выполнить коррекцию ногтевого ложа при вросшем ногте и многое другое. Семейный врач на Западе – это универсальный доктор, который постоянно находится в процессе учебы и повышения своего профессионального уровня за счет участия в симпозиумах, конференциях и других научно-практических мероприятиях, которые проводятся научно-исследовательскими учреждениями, государственными и частными, фармацевтическими компаниями.
Годовой доход таких врачей составляет более 100 тысяч евро в год. Поэтому каждый из них дорожит своей репутацией и работой, и назначит своему пациенту те лекарства, которые ему необходимы, вместо выписывания «левых» рецептов и справок и сбора мзды с больных за лечение, как это делают туркменские врачи.
Этими и многими другими последствиями чревата инициатива продавать антибиотики только через государственные аптеки и по рецепту.
Невозможно построить систему, которая существует на Западе, внедряя отдельные ее составные части и стандарты, пытаясь адаптировать их к местной, буксующей много лет и находящейся в глубокой коме медицине.
Ожидается, что цены на антибиотики поднимутся, как это у нас обычно случается, когда наше государство начинает что-то регулировать. Скорее всего появится «черный» рынок антибиотиков.
Вне сомнения, фармация будет приобретать антибиотики через «своих» карманных поставщиков, и наверняка эти компании будут подконтрольны семье, а именно сестре президента, которая много лет является руководителем Красного креста и полумесяца.
Под этой «крышей» в торговом центре Беркарар и в центре города работают две самые крупные и с широким ассортиментом аптеки в городе. Там самые высокие цены, потому что их никто не контролирует. Обеспечение этих аптек также ведется не по правилам.
В аэропорту были неоднократно замечены работники аптек и поставщик, которые прилетали из-за рубежа с десятками килограммов лекарств и беспрепятственно проходили по «зеленому коридору», минуя таможню.
Несмотря на то, что если работник таможни при прилете заметит на мониторе сканера в багаже у пассажира хотя бы одну упаковку лекарств, обязательно заставит открыть чемодан, показать и объяснить происхождение препарата. Но это, к сожалению, касается только обычных граждан.
Ожидается, что новое правило коснется и всех остальных групп лекарственных препаратов. Таким образом, семья монополизирует (фармацевтический рынок, прикрываясь внедрением западных стандартов и заботой о нашем здоровье.
Правила комментирования
comments powered by Disqus