90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Что нужно, чтобы российские инвестиции пошли в Киргизию?

Что нужно, чтобы российские инвестиции пошли в Киргизию?

Экономические итоги недавнего визита Владимира Путина в Бишкек подводятся экспертами с большой осторожностью, а часть из них вообще выражает в отношении его результатов откровенный скепсис, обвиняя киргизскую бюрократию в непрофессионализме и безынициативности. Между тем перечень достигнутых в ходе визита договоренностей все же не говорит об отсутствии результатов, что открывает для дальнейшего развития двусторонних отношений ряд возможностей.

Главным экономическим событием визита стала VIII Российско-киргизская межрегиональная конференция. По ее итогам, как сообщает информационный ресурс 24.kg, было подписано 53 документа на общую сумму 6 млрд. долл.

Наиболее крупные контракты (на 2,5 млрд. долл.), по словам заведующего отделом политики стратегического развития, экономики и финансов аппарата президента Киргизии Данияра Иманалиева, были подписаны в сфере энергетики, на которую приходится почти половина суммы по заключенным соглашениям. Кроме того, в ходе переговоров были достигнуты договоренности по развитию нефтегазодобычи, газотранспортной системы, горнодобывающей промышленности и железнодорожной сети.

Реализовывать эти договоренности в нефтегазовом секторе будет «Газпром», который в 2013 г. за символическую сумму в 1 доллар приобрел все газовое хозяйство республики в лице «Кыргызгаза». На этот раз речь идет о приобретении «Газпромом» другого нефтегазового актива – ОАО «Кыргызнефтегаз».

Подписанная в ходе переговоров главой «Газпрома» Алексеем Миллером и первым вице-премьером Киргизии Кубатбеком Бороновым дорожная карта по участию российской компании в приобретении активов «Кыргызнефтегаза», предусматривает проведение оценки компании и подготовку финансово-экономического обоснования сделки по ее приобретению. Возможно, в качестве модели этой сделки как раз и будет использован опыт по приобретению «Газпромом» газовой отрасли республики.

«Кыргызнефтегаз» – основной нефтегазодобывающий актив страны, приобретение которого явно связано с планами по разведке нефтяных и газовых месторождений. Деятельность компании в настоящее время сосредоточена на 35 мелких нефтегазовых месторождениях в Баткенской и Джалал-Абадской областях. Кроме того, «Кыргызнефтегаз» ведет добычу нефти, объемы которой невелики (75-80 тыс. тонн) и внутренних потребностей республики не покрывают.

Ранее дочернее предприятие «Газпрома» «Gazprom International» уже вело в Киргизии геологоразведку на двух перспективных месторождениях углеводородов – Кугарт и Восточное Майлису IV. Но ее результаты, по-видимому, оказались неутешительными, и компания решила досрочно сдать лицензии на проведение разведочных работ. Теперь же работы по геологоразведке, видимо, решено активизировать.

Планируются и дальнейшие работы по развитию газотранспортной системы и газификации республики, которые обсуждались в ходе состоявшейся 28 марта встречи Алексея Миллера и президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова. В этой сфере «Газпрому» уже есть чем похвастаться. С 2014 г. реализация газа потребителям увеличилась на 30%, транзит газа – на 50%, а уровень газификации страны вырос с 22 до 30%. Кроме того, за 2016–2018 гг., в течение которых компания управляет газовым хозяйством республики, ею было построено 669 км распределительных сетей, что позволило газифицировать 40,5 тыс. домовладений.

Для Киргизии, со времени распада СССР постоянно балансировавшей на грани конфликта с главным поставщиком газа – Узбекистаном, такие показатели являются довольно значительными. Помимо этого, «Газпром» реализует масштабную программу по развитию социальной инфраструктуры, в ходе которой в разных районах страны построено 9 физкультурно-оздоровительных комплексов и завершается строительство современной школы на 960 мест в Бишкеке.

Пока неясно, будут ли российские инвестиции направлены на развитие гидроэнергетики, значение которой подчеркивал завотделом аппарата президента Д. Иманалиев. Ранее киргизская сторона активно продвигала идею строительства в своей богатой гидроэнергетическими ресурсами республике малых ГЭС. Соглашения по строительству Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС в январе 2016 г. были денонсированы предыдущим президентом Киргизии А. Атамбаевым, и возврата к ним пока не предвидится.

Из публичных же договоренностей по развитию электроэнергетики следует отметить меморандум о намерениях, подписанный российской корпорацией развития «ВЭБ.РФ», группой компаний «Хевел» и киргизским заводом «Астра» по развитию промышленного и финансового сотрудничества в области солнечной энергетики. Его результатом может стать создание в КР промышленного кластера по выпуску компонентов для солнечных модулей.

Крупный совместный проект намечается в горнодобывающей промышленности, а именно – в золотодобыче. 28 марта в присутствии президентов России и Киргизии между российскими ВТБ,  «Группой Альянс» и киргизской «Альянс Алтын» было подписано соглашение о сотрудничестве по освоению золоторудного месторождения Джеруй, расположенного в Таласской области республики. По запасам золота это месторождение считается вторым в Кыргызстане после Кумтора, который сегодня является для Киргизии главным источником пополнения бюджета и поступления иностранной валюты.

По предварительным данным геологоразведки, на Джеруе залегают 80-90 тонн золота и около 10 тонн серебра. Общие инвестиции в развитие проекта за 2015-2040 гг. составят 600 млн. долл. ВТБ в соответствии с соглашением обеспечит долгосрочное финансирование проекта в размере 180 млн. долл., которые должны быть освоены в 2019-2020 гг. На сегодняшний день разработка Джеруя –  крупнейший в республике действующий инвестиционный проект с участием РФ.

Планируется и сотрудничество в сфере железнодорожного транспорта. Одновременно с соглашением по Джерую 28 марта в Бишкеке министр транспорта РФ Евгений Дитрих, глава РЖД Олег Белозёров, министр транспорта и дорог Киргизии Жанат Бейшенов и генеральный директор «Кыргыз темир жолу» Канатбек Абдыкеримов подписали меморандум о сотрудничестве по развитию железнодорожной сети республики. В нем предусматривается совместная работа по подготовке технико-экономического обоснования плана развития киргизских железных дорог, первый этап которого был завершен в феврале.

Среди возможных проектов отмечена железная дорога Китай – Киргизия – Узбекистан, которая пройдет через южные регионы страны, и соединение железной дорогой северных и южных регионов Киргизии. Кроме того, перспективными направлениями сотрудничества двух стран, как отметил О. Белозеров, являются аренда локомотивов, поставки вагонов, грузовые и пассажирские перевозки.

Дальнейшему наращиванию инвестиций должны способствовать и соглашения между специализированными инвестиционными компаниями. Так, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Российско-Киргизский фонд развития и Агентство по продвижению и защите инвестиций Киргизии подписали соглашение о сотрудничестве по увеличению объема взаимных инвестиций. По словам гендиректора РФПИ Кирилла Дмитриева, КР заинтересована в создании суверенного фонда по российской модели, а сам РФПИ готов инвестировать в совместные проекты 100 млн. долл.

В тот же день была подписана дорожная карта сотрудничества Киргизии с Евразийским банком развития (ЕАБР) на 2019-2021 гг. Банк, до сих пор работавший в республике не особо активно, рассматривает возможность участия в проектах по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, модернизации парка транспортных средств, электроэнергетики, горно-металлургического комплекса и АПК, покупки правительственных ценных бумаг и участия в капитале коммерческих банков.

Слишком быстрой отдачи от большинства из этих проектов, за исключением тех из них, что предусматривают наращивание объемов двухсторонней торговли, ждать не стоит. Крупные инфраструктурные проекты, по словам Данияра Иманалиева, будут реализованы в течение двух-пяти лет. А долгосрочный эффект, скорее всего, будет ощущаться через еще более длительный отрезок времени.

Верно то, что многие из заключенных соглашений представляют собой меморандумы о намерениях, которые еще предстоит довести до стадии конкретных проектов. Но эти договоренности создают пространство возможностей, практическая реализация которых во многом будет действительно зависеть от инициативы и предприимчивости киргизской стороны.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
$5 млрд 173 млн

объем золотовалютных резервов Туркменистана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30